Международно-правовое закрепление статуса ребенка как участника семейных отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 05.11.2015

Статья просмотрена: 1449 раз

Библиографическое описание:

Фёдорова, Н. А. Международно-правовое закрепление статуса ребенка как участника семейных отношений / Н. А. Фёдорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 636-638. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22826/ (дата обращения: 10.10.2024).



 

Все более очевидным становится истина, что ребенок — это личность, умение которого жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ему возможности получить всесторонние развитие, проявить себя. Одним из способов достижения такой цели служит наделением гражданина, в данном случае несовершеннолетнего, соответствующими правами, т. е. превращение его в самостоятельный субъект права. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Впервые совместные усилия мирового сообщества по юридическому закреплению прав ребенка нашли свое отражение в Декларации прав ребенка 1924 года, принятая на 5-й Женевской сессии Лиги Наций, которая оказала значительное влияние на политику и дела правительства и отдельных лиц во всех частях мира.

20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблея ООН единогласно принимает Конвенцию о правах ребенка. [1] Всего 2 минуты понадобилось, чтобы официально превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который будет служить отныне мерилом основных прав детей в мире. После ее ратификации 16 августа 1990 г. Российская Федерация приняла на себя обязательство привести действующие семейное законодательство в соответствии с требованиями данной Конвенции. Включение в Семейных кодекс РФ главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось важным шагом на пути преодоление такого подхода.

Дети — это единственная социальная ценность особого рода, проблемы, соблюдения прав которых ставят перед государством, обществом и всеми гражданами задачу построения таких взаимоотношений, которые будут основаны на подлинном гуманизме, уважении достоинства ребенка, а также признании в нем самоценной личности и самостоятельного субъекта права. Когда, казалось бы, ценностью любого современного государства, если оно заинтересованно сохранить свой народ и заботиться о его будущем, считается семья, а главной ценностью семейной жизни — дети.

В международном праве существует определенная совокупность правовых институтов, в которых представлены нормы о правах ребенка. Нормативные акты по этим вопросам формировались международным сообществом достаточно длительное время. По окончании первой мировой войны британская организация «Спасите детей» и ее шведский аналог «РэддаБарнен» составили проект Декларации о правах ребенка, который был принят Лигой Наций в 1924 году. Женевская декларация, как она была названа, предоставила особую защиту детям независимо от расы и национальности. Декларация, состоящая из 5 принципов, сформулировала цели международно-правовой защиты детей: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного, голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования; ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии; ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации, ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения. В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны — все человечество должно заботиться о благополучии детей. [2]

В рамках международной защиты прав человека Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека, а в 1966 году Международные пакты о правах человека. В Декларации и Пактах был сформулирован ряд положений, непосредственно касающихся прав и интересов детей: принцип равенства детей, нормы о защите материнства и младенчества, о защите детей от эксплуатации, право детей на образование. [2] Необходимость принятия международно-правовых документов о правах ребенка обусловлена интересами развития мирового сообщества и происходящими в нем интеграционными процессами. Международно-правовые нормы, регулирующие права ребенка, сосредоточены в различных источниках данной отрасли права, которые отличаются достаточно высоким уровнем проработки и техническим совершенством. Правовой режим этих актов сложился исторически, предопределяет их влияние на нормы российского национального законодательства о правах ребенка. Представляется необходимым прокомментировать содержание наиболее значимых международно-правовых актов, непосредственно закрепивших положения о правах ребенка.

Так, Декларация прав ребенка, провозглашенная резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., закрепила 10 принципов, которые являются исходными для следующих прав ребенка: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита, предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении, здоровым и нормальным путем, и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка».

Далее, ребенок имеет право на имя и гражданство, здоровый рост и развитие, надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание. [4] В связи с этим уход и охрана должны быть обеспечены не только ребенку, но и его матери в дородовой и послеродовой период. Кроме того, отдельно оговариваются права неполноценных детей — они нуждаются в особом режиме, образовании и заботе. Ребенок должен развиваться в любви и понимании, в окружении родителей и под их ответственностью. Если у ребенка нет семьи, забота о нем возлагается на органы публичной власти. Особо отмечается положение многодетных семей, для них рекомендуется особая государственная поддержка. «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому, он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а так же сознание моральной и социальной ответственности и стать полноценным членом общества». [5] Декларация так же закладывает известные моральные ценности, которые должны быть положены в основу воспитания детей. Ребенок должен воспитываться в терпимости и взаимопонимании между народами, расами и национальностями. Свою энергию он должен посвящать служению другим людям. Настоящая Декларация провозглашается для обеспечения счастливого детства детям, их прав, свобод и настаивает на том, чтобы каждое лицо, независимо от того мужчина то или женщина, государственная или общественная организация соблюдали права и свободы детей.

В вышеуказанной Декларации прав человека 1948 года и Международных пактах провозглашается принцип равенства детей. В Пакте о гражданских и политических правах устанавливается, что каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны семьи, общества и государства (п. 1 ст. 24). [6] Пакт об экономических, социальных и культурных правах запрещает дискриминацию по признаку семейного происхождения или по иному признаку (п. 3 ст. 10). В Декларации говорится о равенстве детей независимо от того, рождены они в браке или вне его: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» (ст. 25). [7]

В Пакте о гражданских и политических правах предусматривается, что каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя (п. 2 ст. 24).

Главным документом в системе источников международного права следует считать Конвенцию о правах ребенка 1989 г., подготовка которой продолжалась около 10 лет. Первоначальный проект Конвенции, представленный Польшей, почти весь был сфокусирован на экономических, социальных и культурных правах, которые западные страны не признавали как юридически обязательные. В начале 80-х гг. переговоры по поводу Конвенции стали прогрессировать, так как Конвенцию поддержали развивающиеся страны, которые увидели в ней полезный инструмент для поддержки своих требований по поводу глобальной экономической и социальной справедливости. В связи с этим США предложили ряд новых статей, которые предоставляли детям гражданские и политические права. С 1981 по 1988 г. Рабочая группа проводила ежегодные собрания перед сессиями Комиссии, обсуждала предложения всех заинтересованных правительств, специализированных учреждений ООН, а также международных неправительственных организаций. Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о правах ребенка. 2 сентября 1990г. после сдачи на хранение 20 ратификационных грамот Конвенция вступила в силу.

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В этом документе ребенок впервые рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь известный объем прав человека. [8]

Конвенция состоит из 54 статей, охватывает гражданско-политические, социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия (ст. 1). С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие (ст. 6), на сохранение индивидуальности (ст. 8), право на свободное выражение своих взглядов (ст. 12), на неучастие в военных действиях (ст. 38), на физическое и психологическое восстановление и социальную интеграцию жертв злоупотребления и эксплуатации (ст. 39). В Конвенции впервые особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении, чтобы ребенок имел доступ к информации из различных национальных и международных источников (ст. 17). В соответствии со статьей 42 государства-участники обязуются «широко информировать о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей». [9]

Конвенция о правах ребенка стала отправной точкой для разработки региональных конвенций о правах ребенка. Так, в рамках Организации африканского единства в 1990 г. принята Африканская Хартия прав и благополучия детей, Советом Европы разрабатывается Европейская конвенция о правах ребенка. Практикуются также конвенции, регулирующих отдельные права ребенка (например, Конвенция 1993 г. по защите детей и сотрудничеству в отношении международного усыновления).

Вывод: таким образом, обзор международно-правовых актов, содержащих нормы о правах ребенка, его семейно-правовом статусе, защите его интересов и гарантиях защиты, свидетельствует о том, что эти акты формировались под воздействием лучших гуманистических идей, что человечество на разных этапах своего развития задумывается о судьбе будущих поколений. Нормы международного права имеют непреходящее значение и оказывают непосредственное воздействие на национальное законодательство о правах ребенка.

 

Литература:

 

  1.                Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)//Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
  2.                Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
  3.                Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета, N 67, 05.04.1995.
  4.                Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.)
  5.                Сборник международных договоров. Том 1 (часть первая) Универсальные договоры ООН Нью-Йорк и Женева, 1994 г.-с.47–49
  6.                Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).//Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. N 17. –с.12–16
  7.                Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах»// Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994
  8.                Права ребенка. Нормативные правовые документы. М. 2008.-с.19
  9.                Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. –с.56.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Конвенция, благополучие детей, Генеральная Ассамблея ООН, защита детей, Лига Наций, массовая информация, национальное законодательство, самостоятельный субъект, специальная защита.


Похожие статьи

Гарантии защиты интересов потребителя в правоотношениях с иностранным элементом

Международно-правовое регулирование противодействия коррупции в сфере бизнеса

Защита информации о личности как способ обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства

Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере дистанционной торговли

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Возникновение и прекращение гражданско-правового статуса индивидуальных предпринимателей

Особенности и педагогическая поддержка детско-родительских отношений в неполной семье

Развитие правового регулирования защиты чести и достоинства личности в Российской Федерации

Социально-правовая защита личности ребенка в непрерывном образовательном процессе «детский сад — семья»

Организация платных дополнительных образовательных услуг как одно из средств эффективного управления дошкольной образовательной организацией

Похожие статьи

Гарантии защиты интересов потребителя в правоотношениях с иностранным элементом

Международно-правовое регулирование противодействия коррупции в сфере бизнеса

Защита информации о личности как способ обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства

Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере дистанционной торговли

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Возникновение и прекращение гражданско-правового статуса индивидуальных предпринимателей

Особенности и педагогическая поддержка детско-родительских отношений в неполной семье

Развитие правового регулирования защиты чести и достоинства личности в Российской Федерации

Социально-правовая защита личности ребенка в непрерывном образовательном процессе «детский сад — семья»

Организация платных дополнительных образовательных услуг как одно из средств эффективного управления дошкольной образовательной организацией

Задать вопрос