Содержание профессиональной ориентации учащихся на предпринимательские виды деятельности
Рахматуллаева Дурдона Равшановна, старший научный сотрудник — соискатель
Институт повышения и переподготовки кадров системы среднего профессионального образования (Узбекистан)
Современная концепция профессиональной ориентации не может ограничиваться лишь выбором профессии в соответствии с личными склонностями, она предполагает ориентацию на характер сопровождающей ее предпринимательской деятельности. Особенно важно это для молодёжи, впервые вступающей в трудовую деятельность и безработных граждан, вынужденных менять профессию.
В этой связи перед профессиональной ориентацией стоят новые задачи, обусловленные динамикой формирующегося рынка труда и профессий, необходимостью профессиональной и социальной адаптации населения с учетом личностных качеств индивидуума.
Правильный выбор профессии означает обоснованный учет интересов, склонностей, состояния здоровья, способностей выбирающего профессию и потребности общества в данных кадрах. Соответствие этих аспектов позволяет выявить область оптимального профессионального выбора. Имеющиеся исследования [1] показывают, что продуктивность труда при правильном выборе профессии равна:
если профессия выбрана правильно и есть желание работать, продуктивность труда равна 100 %;
если профессия выбрана правильно, но нет желания работать – продуктивность труда равна 65 %;
если профессия выбрана неправильно, отсутствует профпригодность, но человек хочет работать, продуктивность труда равна 50 %;
если профессия выбрана неправильно и нет желания работать, продуктивность труда равна всего 30 %.
Профориентация не ограничивается узкими рамками выбора конкретной профессии, а имеет комплексный характер, включающий длительный и организованный цикл подготовки молодежи к активной трудовой деятельности. «Профориентация — это процесс подготовки личности к общественно-полезному труду, процесс, заканчивающийся осознанным выбором профессии» [2]. Успешное проведение этой работы имеет важные экономические и социальные последствия. В экономическом плане она позволяет обеспечить соответствие субъективного и объективного факторов рынка труда, в социальном — способствует самоутверждению личности и, следовательно, созданию предпосылок для ориентации ее на сферу предпринимательства.
Целенаправленная и последовательная профессиональная ориентация выступает как объективная потребность и важный элемент системы научного управления мотивами выбора профессии, эффективное средство социализации молодого поколения.
Однако в настоящее время в процессе трудового и политехнического обучения школьников, а также специально организованной в этом направлении внеклассной работы, практически осуществляется лишь только профессиональное просвещение.
Эффект работы по профессиональной ориентации проявляется как в социальной сфере — ускорение процесса социализации молодежи, повышение ее творческой активности, так и в экономической — повышение производительности труда, развитие экономических отношений и присущего им духа предпринимательства.
Полезной является практика работы ряда школ, где учащимся ежегодно предлагают заполнять анкеты с вопросами об их планах на будущее. Это позволяет педагогам выяснить конкретные интересы учащихся, их профессиональные склонности, а для самих учащихся является эффективным методом самоанализа, вызывает среди них живые дискуссии, обмен мнением о профессиях, которым отдается предпочтение [3].
Ретроспективный анализ содержания, форм и методов профориентационной работы, изучение научно-теоретического и методического наследия в этой области позволяют констатировать, что до середины 70-х годов профориентация осуществлялась, в основном как ознакомление молодежи с учебными заведениями, предприятиями, с содержанием и условиями труда на них. Эта информация предоставлялась в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях в ходе учебно-воспитательного процесса, в отделах кадров предприятий, в бюро по трудоустройству населения, в кабинетах профориентации и профконсультирования, работающих на общественных началах и др. Но, как правило, квалифицированные консультационные услуги, а при необходимости и психологическую поддержку в полном объеме нуждающиеся получить не могли.
Интенсивный поиск путей активизации профориентационной работы в общеобразовательной школе и профессиональных учебных заведениях начал осуществляться в 80-е годы. Наиболее заметными формами такой работы были:
создание центров профориентации, организация их работы, прежде всего с учащейся молодежью;
подготовка профконсультантов, специалистов по профориентации, ознакомление преподавателей, мастеров производственного обучения, наставников с основами профориентационной работы.
Анализируя опыт, практику и результаты работы по профориентации в этот период, можно сделать заключение, что целенаправленно проводимые профориентационные мероприятия положительно влияли на жизненные планы и выбор профессиональной карьеры юношей и девушек. Но это оказалось недостаточным в условиях рыночной экономики.
Проблема выбора профессии, трудоустройства и занятости молодежи в современных условиях характеризуются рядом противоречий: между спросом и предложением на рынке труда; между потребностью рынка труда в повышенной квалификации и отсутствием ее у молодежи; между необходимостью самообеспечения жизнедеятельности в новых конкурентных условиях и традицией полагаться на социальную защиту со стороны государства; между желанием заниматься творческим трудом и ограниченными возможностями трудоустройства; между стремлением значительной части молодежи к более раннему включению в трудовую деятельность и отсутствием достаточного количества рабочих мест, даже с низкой квалификацией труда; между необходимостью рационального распределения трудовых ресурсов и несовпадающими с этим личными интересами молодежи при выборе профессии.
Разрешение указанных противоречий возможно обеспечить только на основе дальнейшего развития службы профориентации и занятости, ее эффективных форм и методов деятельности в подготовке молодежи к выбору профессии, создания необходимых организационно-педагогических условий ее работы.
В ходе нашего исследования потребностей выбора профессии в сфере предпринимательства были поставлены следующие задачи:
- Изучить и проанализировать опыт профориентационной работы с молодежью на основе опроса обучающихся в профессиональных колледжах г. Ташкента.
- Выявить и обобщить апробированное, положительно зарекомендовавшее себя научно — методическое обеспечение различных аспектов профориентационной работы с молодежью, прежде всего со старшеклассниками общеобразовательных учреждений.
- Разработать предложения по совершенствованию профориентационной работы.
Для реализации поставленных задач нам был проведен опрос 180 наступающих в Шайхантахурский транспортный колледж и автодорожный колледж. Основная цель, поставленная в ходе опроса, состояла в выяснении степени их ориентированности на работу в сфере предпринимательства.
Выявлено, что сразу после выпуска, 68 % опрошенных в начале предпринимательской деятельности рассчитывают лишь на собственные силы, 32 % — на помощь родителей и друзей. 51 % респондентов уже занимались, хотя бы эпизодически, в той или иной форме, предпринимательством.
Наибольшая доля желающих в перспективе заниматься предпринимательской деятельностью приходится на выпускников профессиональных колледжей.
В ходе опроса выпускники учреждений профессионального образования высказывали свои пожелания по совершенствованию подготовки к предпринимательской деятельности. В учебных заведениях, где нет такой подготовки, учащиеся хотели бы ее получить с учетом реальных возможностей и потребностей (подготовка к индивидуальной трудовой деятельности, к работе в качестве специалистов предпринимательских структур).
Проведенный в ходе исследования анализ содержания форм и методов профориентационной работы с подростками, молодежью, взрослым населением позволил выработать рекомендации по развитию этой важной сферы политики занятости. Наиболее эффективным методом является поэтапное психолого-педагогическое обследование на основе проведения диагностических процедур, которое позволяет осуществлять профессиональный отбор обучающихся путем выявления профессиональных интересов и направленности, особенностей их мышления, определять уровень готовности учащихся к овладению профессиональной деятельностью, изучать мотивацию профессионального отбора учащихся, выявлять способность каждого из них к обучению, прогнозировать успешность профессионального обучения учащихся, влиять на организацию, отбор форм и методов учебной деятельности.
Основываясь на прошлом опыте профессиональной ориентации и формирующегося рынка труда можно выделить следующие составные виды профориентационной деятельности для сферы предпринимательства:
профессиональная информация — способ ознакомления различных групп населения с современным состоянием рынка труда, видами производства, деятельности, предпринимательства, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
профессиональная консультация — оказание содействия в профессиональном самоопределении человека на сферу предпринимательства с учетом его психологических и физиологических способностей, а также потребности реального производства с целью принятия осознанного и самостоятельного решения о выборе трудового пути;
профессиональная и социальная адаптация — оказание помощи новому работнику в его профессиональном становлении, формировании у него необходимых для данного вида предпринимательской деятельности социальных и профессиональных качеств, рекомендации по повышению квалификации с целью достижения высшего уровня профессионализма.
С учетом такого подхода мы рассматриваем профессиональную ориентацию для сферы предпринимательства как систему средств по эффективному профессиональному самоопределению личности, которая, в свою очередь, может быть представлена как процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности, владеющему комплексом знаний, умений, навыков, качеств личности, обеспечивающих возможность профессионального роста, перемены профессии, адаптации к меняющимся требованиям квалификации рабочей силы и рынка труда.
Литература:
- Гаськов В. М. Управление профессиональным обучением и подготовкой. — Женева-Москва. 2000. –с. 142.
- Афанасьева Т. Ранняя ориентация или поздний самоанализ? –М.: 1992. –с. 4.
- Пулатов Ж. Профориентация в работы классного руководителя / Сборник научных трудов. –Т.: 2013. –с. 228–232.