Вопросы формирования у будущих учителей изобразительного искусства художественно-конструкторских знаний и умений изучены в данной статье. Автором также проведён анализ действующих учебных программ и учебников. Проведено исследование наиболее эффективных путей и методов формирование умений и навыков будущих учителей изобразительного искусство.
В государственной образовательной политике ведущее место занимает личностный фактор. В Национальной программе по подготовке кадров личность специалиста, ее интеллектуально-творческий потенциал и социально-творческая активность молодых кадров ставится в ряд первозадач современного образования. Эти установки реализуются в педагогической практике учебных заведений. И особенно результативно в педагогических вузах, прежде всего на ХГФ, например, по подготовке БУИИ к ХКД в школе. Поскольку учебный регламент соответствующих предметов и специальных дисциплин очень ограничен, более глубокое изучение ХКЗ и освоение ХКУ происходит на внеаудиторных занятиях. Однако внеучебные занятия требуют научно-педагогического ориентира. Здесь необходимо определить концептуальные позиции по решению проблемы формирования у БУИИ ХКЗ и ХКУ. К ним относим, прежде всего, следующие: Формирование у БУИИ ХКЗ и ХКУ соответствует государственной образовательной политике — обусловливает не только профессионально-личностное совершенствование, но и всестороннее развитие личности. В данном процессе формируются в более глубоком освоении ХКЗ и ХКУ, необходимые в профессиональной, личной и общественной жизни.
Поскольку ХК — главный метод и основное средство дизайнерского творчества, превосходящего по своей характеристике любой вид деятельности, то ХК, как основной метод, главное средство и проективная основа дизайна, имеет глубокий политехнический смысл, в чем и заключается его основная ценность.
Важно помнить, что в ХК присутствуют такие виды деятельности, как познавательная, мыслительная, художественно-творческая, преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная.
В ХК необходимы ХКЗ и ХКУ, но главное — поиск ХК решений на основе ХК мышления, его разных видов и специфических методов, приемов и способов.
На внеаудиторных занятиях предоставляется возможность неторопливо, основательно, более глубоко осваивать ХКЗ и ХКУ, с необходимым и более глубоким вниманием к возрастным особенностям студентов, их индивидуально-психологической характеристике. Требуется концептуально-педагогический, структурно-содержательный и технолого-педагогический подход к решению проблемы. Необходимы педагогические основы — теоретические и практические по формированию у БУИИ ХКЗ и ХКУ. Особенно важно в этом процессе педагогические и специфические методы, методика ХК решений. Внеаудиторные занятия — наиболее эффективная форма более глубокого освоения БУИИ ХКЗ и ХКУ.
Полноценное формирование у БУИИ ХКЗ и ХКУ осуществляется именно на внеаудиторных занятиях по интегрированной программе, созданной на преемственной и междисциплинарной основе, в которой большое и основательное пространство отводится более основательному формированию этих знаний и умений. С использованием широких учебно-воспитательных возможностей внеучебных условий, особенно в творческо-практической реализации приобретенных ХКЗ и усвоенных ХКУ не только в ХКД, но и в будущей педагогической практике.
В содержание программы включаются, прежде всего, мотивация и основы ХК. Ключевые темы программы: «Профессионально-личностная значимость и необходимость художественно-конструкторских знаний и умений для будущих учителей изобразительного искусства», «Художественное конструирование, его основы», «Дизайн, дизайнер — художник-конструктор», «Роль художественного конструирования в дизайнерском творчестве», «Изобразительное искусство и художественно-конструкторская деятельность: изограмотность, его основы, рисунок в художественном конструировании; методика рисования в художественном конструировании; основные компоненты и элементы изобразительного творчества, принципы их использования и построения в художественном конструировании, в том числе, на национально-художественной основе; эстетика в художественном конструировании; художественность в художественном конструировании, декоративно-прикладной аспект в художественном конструировании природные формы, их целесообразная конструкция и эстетика (функция — конструкция — красота). Предметный мир и художественно-конструкторское творчество», «Технология и техника художественного конструирования. Проектирование и моделирование. Продукт художественно-конструкторской деятельности», «Интеллектуально-творческий фактор — мышления в художественном конструировании, его виды в художественно-конструкторском творчестве», «Методы художественного конструирования», «Дидактическая система художественно-конструкторского творчества», «Требования к художественному конструированию», «Художественно-конструкторское творчество», «Педагогические основы приобщения школьников к художественному конструированию, в том числе, во внеклассной работе», «Личность будущего учителя изобразительного искусства, формирующего у школьников интерес к художественному конструированию», «Рекомендации будущим учителям изобразительного искусства по приобщению учащихся к художественно-конструкторской деятельности, формированию художественно-конструкторских знаний и умений во внеклассной работе».
Формирование у БУИИ художественно-конструкторских знаний и умений происходит по схеме: интерес на профессионально-личностной мотивационной основе = углубленные знания основ ХК = освоение умений = интеллектуально-творческая работа — ХК творческая практика — педагогика приобщения школьников к ХК = отчет = зачет. На каждом схемо-этапном блоке соответствующее содержание, технология, методы и методика занятий, по принципу следующего девиза: «Теорию — в практику!». В этой связи акцентируются требования к: ХК; БУИИ — художнику — конструктору; БУИИ по формированию у школьников интереса к ХК, ХКЗ и ХКУ. На занятиях преследуется главная цель — формирование у БУИИ ХКЗ и ХКУ, поэтому необходимы их критерии. Основными из которых определяются следующие: I. Эмоционально-положительное отношение к ХК, интерес к нему на основе профессионально-личностного мотива и мотивации. II. Знание теоретических основ ХК. III. Освоение ХКУ, в том числе, интеллектуально-творческих — ХК мышления, его видов. IV. Знание педагогических основ приобщения школьников к ХК. V. Работы по проблеме ХК: реферативные, педагогические, методические, художественно-конструкторские, другие (с их социализацией).
Критериальная заданность достигается системно, последовательно, поэтапно, на правомерной содержательной основе, педагогически технологично, методически оптимально и профориентационно, педагогически креативно. С использованием нетрадиционных и инновационных организационно-педагогических форм, методов, приемов и способов. Среди которых особенно эффективными являются такие, как: дискуссия («Необходимы ли художественно-конструкторские знания и умения учителю изобразительного искусства?»); беседа-диалог («Художественно-конструкторские знания, их роль в художественно-конструкторском творчестве»), «брейнсторминг» — «мозговая атака» (которая строится на основа шквала вопросов, требующих быстрого ответа, его обсуждения и принятия решения. Допускаются любые мысли. Общая масса идей анализируется преподавателем — с выделением наиболее удачных); «синектика» (коллективный метод на творческое мышление: в группах участвуют студенты, обладающие неограниченной фантазией. Сначала рассматриваются признаки объекта, затем =- вживание в образ, далее — его описание с элементами фантазии посредством аналогий и ассоциаций. В итоге — обобщение преподавателя с акцентуацией цели этого метода. Получается, что студенты «сами до всего доходят», а это — новый стимул к творческому мышлению); «Круглый стол» (обсуждение и защита собственных мнений и позиций).
Используются конкретно-предметные методы, оптимизирующие процесс художественно-конструкторской деятельности: метод «чернильных пятен» (по Роршаху): в контурах аморфного пятна обнаружить как можно больше сходства с известными объектами, с интерпретацией трансформированного контура (получаются даже нереально фантастические образы; «Методика точки: фантастическая трансформация с обыкновенной тоской, в результате чего подтверждается формула «Воображение — образ».
Предлагаются ситуативные методы мышления: название ситуативных картинок (сюжетов) однословно или многословно из предложенных слов; создание: образа своего воображения в пространстве и времени (в рисунке); образов «Страны чудес» из мира растений, животных и неживой природы (несуществующего комплексного образа).
Студенты приобщаются к поиску ХК идей — посредством эвристических приемов коллективной творческой деятельности (с введением элементов «мозгового штурма» — «мозговой атаки», брейнсторминговскими вопросами — для накопления «банка» ХК идей. С предоставлением схемы и технологии этого поиска).
Студенты узнают о идейно-словесном предназначении объекта ХК — предлагается создать свой художественно-фантастический смыслосодержательный образ (в рисунке). Приобщаются к коллективной импровизации ХК идей. Предлагается любой объект. Например, компактная сушка, созданная одним из студентов, с задачей: с юмором, фантазией и смело-творчески посудачить о более эффективном конструкторско-проектном совершенствовании этой сумки (демонстрируемая спонтанный творческий процесс возникновения продуктивных идей, в котором участвуют сами студенты).
Используются методы: творческого переключения — переход от решения одной совокупности задач к другим; переопределения — с помощью серий вопросов относительно других применений объекта, в том числе, при его модификации; выявления визуального соответствия/несоответствия ХК решения назначению предмета; совершенствования объемно-пространственного мышления — изображение рентгенсхемы объекта, ее целеосмысление; «инверсии» — ХК от противного, способствующего гибкости ХК мышления; эвристического комбинирования — с композиционной комбинаторикой (перестановкой, рекомбинацией); пространственного сращивания — комплексного объединения предметов; модульных элементов — использование основного элемента формы, ХК-модуля.
Методы и приемы творческого поиска в ХК, включающие в себя прямые био- и техноаналогии, символические аналогии — личные, фантастические. Используются разные виды мышления, в частности, художественно-конструкторского: идейно-смысловое, логическое (аналитическое), образное, художественно-образное, практическое, визуально-зрительное. Композиционное — композиционно-пространственное, объемно-пространственное, художественно-эстетическое, а также — метафорическое, фантазийное, ассоциативное, интуитивное, импровизационное и, безусловно, — творческое воображение.
Проводятся различные виды интеллектуально-творческих работ по темам занятий: методологические, словарно-понятийные, информационно-познавательные, популярно-просветительские; по основам ХК творчества; теоретические, теоретико-практические; по изобразительному искусству в ХК контексте; по эстетике в ХК творчестве; по художественно-ценностной ориентации в ХКД; ХК новатике в дизайнерском творчестве; национально-художественной орнаменталистике в ХК — художественном проектировании дизайнерских изделий; по видам ХК мышления. А также дидактические работы по ХК, рекомендательные материалы по ХК, теоретико-педагогические и теоретико-практические работы по ХК в школе. ХК авторские работы (в рисунках, моделях, с обязательным их комментированием)
Проводятся теоретико-практические, конструкторско-творческие занятия на решение различных вариантов художественно-конструкторских задач, в том числе, фантастических (не только индивидуально, но и в группе, а также коллективно). Например, задания на конструктивно-фантастическое восприятие и представление изображенного в не совсем реальной картине («Утка в лодке в модной шляпе»). С вопросом: «Почему правдоподобные детали не мешают считать рисунок фантастическим?»; создание наибольшего количества фантастических рисунков с указанными объектами (змея, птичка); создание художественной конструкции фантастического образа с необычной композицией (в рисунке).
Интеллектуально-творческие задачи имеют цель активизировать, формировать и совершенствовать художественно-конструкторское мышление студентов. Посредством таких методов, как модульный, комбинаторики, аналогии, ассоциации. Здесь особенно объективны такие варианты заданий: найти третий вид по двум заданным; предоставить варианты применения формы данного объекта, выбор вариантов композиционного задания; по тексту литературного произведения сделать рисунок; по предложенному изображению (модели) нарисовать его детали; по деталям создать изделие; для определенной модели придумать и нарисовать варианты ее отделки. Развивается фантазийное мышление — в системе: «Впечатление — память — опыт — мышление — воображение — осмысление — воспроизведение — самообсуждение».
Задания, активизирующие конструктивно-фантастическое восприятие, представление и творческое воображение: создание фантастических рисунков, художественной конструкции, «сотворение» фантастического образа, в том числе, смыслосодержательного.
Творческое воображение формируется и совершенствуется в процессе создания художественного образа: при восприятии музыкального произведения создавать свой наглядно-зрительный образ (или образы) с отражением его (их) в рисунке, безусловно, с воздействием определенных знаний (например, предлагается музыка Икрама Акбарова «Биби-Ханым», Мирсадыка Таджиева «Регистан»). При этом студентам напоминаются требования к сюжету композиции, образу (образам), их системе, конструкции; какими пользоваться художественными приемами, формами мышления. Дается ориентир на продуктивное творческое воображение. Проводятся часы «свободного общения» по интересам к художественно-конструкторской проблеме. Необходимы контрольно-итоговые мероприятия: студенческий семинар-отчет — «Результаты занятий по совершенствованию художественно-конструкторских знаний и умений» (с целевым «мозговым штурмом»), защитой студентами своих работ, в том числе, педагогических, дизайнерских); студенческая конференция — «Конференция будущих учителей изобразительного искусства — художников — конструкторов — проектировщиков — дизайнеров» (на основе лучших работ студентов.
Практика таких ВЗ с БУИИ, нацеленных на формирование и совершенствование ХКЗ и ХКУ (по современным методологическим ориентирам, интегрированной программе, в определенной педагогической системе, с использованием наиболее эффективных педагогических методов, методических приемов и способов) весьма результативна. Достигаются прогнозируемые у студентов критерии ХКЗ и ХКУ, необходимые не только в будущей педагогической практике, но и в личной жизни, в обществе.
Условные обозначения
ХГФ — художественно-графический факультет
БУИИ — будущий учитель изобразительного искусства
ХК — художественное конструирование
ХП — художественное проектирование
ХКП — художественно-конструкторская подготовка
ХКД — художественно-конструкторская деятельность
ХКТ — художественное конструкторское творчество
ХКЗ — художественно-конструкторские знания
ХКУ — художественно-конструкторские умения
ВЗ — внеаудиторные занятия
Литература:
- Гладышев Г. М. Педагогические условия развития духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога: Автореф. дис.. канд. пед. наук, Оренбург, 2000.
- Саламатова С. М. Формирование у студентов конструктивных знаний и умений в процессе трудовой подготовки на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Афтореф. дисс. … канд.пед.наук. — М., 1989.
- Радчук Л. И. Основы художественного конструирования: Учебное пособие для вузов. — М.: Легпромбытиздат, 1989.
- Григорьев Э. П., Заец Р. В., Моляко В. А. Психологические аспекты художественного конструирования. — Киев, 1985.
- Жданова Н. С. Формирование познавательной активности студентов в процессе решения графических задач с элементами конструирования: — М.: Просвещение, 1990.
- Рузиев Э. И. Графическая подготовка в системе непрерывного образования Республики Узбекистан. — Тошкент: Фан, 2003.