Одним из показателей женской преступности является ее состояние. Состояние преступности женщин можно рассматривать в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле — это вся совокупность ее количественных и качественных показателей. В узком — зарегистрированная женская преступность на определенной территории за определенный промежуток времени.
Анализ состояния женской преступности в нашей статье опирается на статистический метод исследования, который позволяет установить закономерности изучаемой подсистемы и выступает основой для последующего прогнозирования ее качественных характеристик. При этом необходимо учитывать, что реальное состояние женской преступности может несколько отличаться от приведенных в работе данных официальной статистики. Такое расхождение связано с существованием латентной преступности, обусловленной целым комплексом объективных и субъективных причин.
Следует учитывать, что женщины, по сравнению с мужчинами, традиционно отличаются значительно более низкой криминальной активностью. В то же время применительно к отдельным видам преступлений женщины как составляли, так и продолжают составлять большинство от числа выявленных преступников. К таким деяниям можно отнести, например, хищения путем присвоения или растраты (статья 160 УК РФ). Данное положение объясняется тем, что женщины в обществе выполняют определенные социально-ролевые функции, заняты в определенных сферах производства. Логично, что женщины в наибольшей степени проявляют свою криминальную активность именно в тех сферах, в которых они преимущественно заняты [1].
Анализ структуры женской преступности представляет научный и практический интерес. Данный показатель раскрывает внутреннее содержание исследуемого социально-негативного явления, соотношение различных форм или отдельных видов преступности женщин в общем числе совершенных ими преступлений. Структура женской преступности представляет собой соотношение или удельный вес отдельных видов преступлений женщин, выделенных по уголовно-правовым, криминологическим или смешанным критериям [2].
Уголовная статистика свидетельствует о том, что структура преступности женщин по основным составам совершаемых ими преступлений относительно стабильна, специализированна и, хотя в целом отражает общие закономерности, характерные для всей преступности, обладает и некоторой спецификой, обусловленной ролью и положением женщины в обществе.
Перечень преступлений, которые совершают женщины, во многом связан с тем, какие социальные роли они выполняют в обществе, в каких сферах деятельности заняты в большей степени. Следует отметить, что круг преступлений, совершаемых мужчинами, шире. Подобное положение соответствует более богатому разнообразию областей мужской деятельности. Между тем, в литературе обращается внимание на обнаружившуюся тенденцию совершения женщинами таких преступлений, который ранее относились к «традиционно» мужским: терроризм, захват заложника, похищение человека, бандитизм и т. п. Представляется, что даже незначительный удельный вес подобных преступлений в общей структуре женской преступности свидетельствует о негативных процессах, происходящих в обществе, и, соответственно, отражающихся на таком социальном явлении как преступность.
Наиболее часто женщины в Российской Федерации и исследуемых субъектах РФ совершают следующие виды преступлений: умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, кражи, мошенничества, присвоения или растраты, грабежи, разбои, а также преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Основная доля в структуре женской преступности приходится на группу преступлений против собственности, среди которых по удельному весу выделяется такое преступление, как кража [3].
Наименее типичными для женской преступности как общероссийского уровня, так и в исследуемом регионе, являются: преступления против свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, против интересов службы в коммерческих и иных организациях, экологические преступления, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, преступления в сфере компьютерной информации, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, против правосудия, а также преступления против военной службы и против мира и безопасности человечества.
Интересно отметить, что за преступление, предусмотренное одной статьей (например, кража (статья 158 УК РФ) или подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (статья 327 УК РФ), привлекается к ответственности больше женщин, чем в совокупности за все преступления, предусмотренные отдельной главой или даже несколькими главами (например, экологические преступления (глава 26 УК РФ) или преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (глава 27 УК РФ)) [4].
Женщины традиционно совершают насильственные посягательства реже мужчин. Большинство преступлений против личности совершается представительницами «прекрасной половины» в сфере семейно-бытовых отношений на почве семейных конфликтов, неурядиц, ссор, интимных переживаний. Чаще всего их жертвами становятся люди из ближнего окружения: мужья или сожители, иногда другие родственники, соседи, знакомые. На тенденцию роста числа совершаемых женщинами так называемых, «семейных» преступлений в литературе обращается внимание с 90-х годов прошлого века и по настоящее время. Такие посягательства зачастую носят ситуативный характер и являются реакцией на супружескую неверность, постоянные издевательства и пьянство со стороны мужей или сожителей. Примечательно, что многие женщины до совершения преступления долгое время сами претерпевают страдания от своей «жертвы» [5].
Проблемы в семье, неустроенность личной жизни «бьют» по женщинам сильнее всего. Они обычно долго терпят, скрывают и сдерживают свои отрицательные эмоции и переживания, которые, в конце концов, их переполняют и вырываются наружу в виде семейных скандалов, заканчивающихся насилием: причинением телесных повреждений, убийствами или элементарными оскорблениями и побоями. Причем конечный «результат» в таких случаях зачастую определяется тем, что именно «в горячую руку попадет» и по чему она «пройдется».
Как отмечается в литературе, обобщенной, суммирующей характеристикой криминологической обстановки, индикатором социальной ситуации в стране, выступают, прежде всего, показатели совершаемых убийств, которые наиболее явно отражают закономерности насильственной преступности.
Специфическим преступлением, за которое в соответствии с законом к ответственности может быть привлечена только женщина, является убийство матерью новорожденного ребенка (статья 106 УК РФ). Таких деяний совершается не много, но количество их стабильно. Убийство матерью новорожденного ребенка — преступление, совершаемое одним членом семьи против другого. По порождающим его причинам оно представляет собой криминальное явление семейной сферы, так как происходит либо в родительской семье, либо в рамках собственных неблагополучных брачных отношений [6]. Справедливо считается, что лишение матерью своего ребенка жизни, является противоестественным актом, противоречащим законам природы, и может свидетельствовать о серьезных нарушениях в психике. Вместе с тем, отметим, что данный состав преступления является привилегированным, то есть законодателем на первое место ставится физиологическое, психическое состояние женщины, которое обусловлено родами.
Как правило, убийства новорожденных совершают молодые женщины с невысоким образовательным уровнем в возрасте от 15 до 29 лет. Многие из них беременеют вне брака, не успевают сделать аборт, не имеют достаточного материального обеспечения и т. п. Посредством лишения ребенка жизни они стремятся избавиться от нежелательного груза ответственности и позора перед обществом. Иногда в преступлениях подобного рода большую роль играет мужчина: муж, сожитель, любовник, стимулирующий формирование у женщины желание совершить детоубийство [7].
Представляется, что совершение рассматриваемого деяния тесно связано с ослаблением важного социального института — семьи, с ростом, в том числе среди молодежи, таких негативных явлений, как алкоголизм, наркотизм, проституция [8].
Самыми распространенными насильственными преступлениями женщин против личности являются: умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести (статьи 111, 112, 115 УК РФ), побои (статья 116 УК РФ), а также угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (статья 119 УК РФ) [9]. Представляется интересным, что немалая доля среди совершенных женщинами преступлений против личности занимает угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (статья 119 УК РФ).
Как свидетельствуют данные статистики, «слабому полу» не свойственно совершение убийств в состоянии аффекта (статья 107 УК РФ), при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания преступника (статья 114 УК РФ), а также причинение смерти по неосторожности (статья 109 УК РФ), причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (статья 118 УК РФ) и тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (статья 113 УК РФ).
Такое положение объясняется, в частности, тем, что женщины реже, чем мужчины, оказываются в острых конфликтных ситуациях, в которых, защищая себя, они могли бы превысить пределы необходимой обороны [10]. Физическая слабость и обостренное, по сравнению с мужчинами, стремление к самосохранению практически исключают возможность совершения женщинами активных действий для задержания преступника и, соответственно, вероятность совершения преступления, предусмотренного статьей 114 УК РФ. Небольшое количество случаев причинения женщинами смерти по неосторожности (статья 109 УК РФ), причинения тяжкого вреда здоровью по неосторожности (статья 118 УК РФ) в общей структуре женской преступности является следствием присущей «слабому полу» от природы осторожности. Незначительный удельный вес совершаемых женщинами убийств в состоянии аффекта (статья 107 УК РФ), а также случаев причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (статья 113 УК РФ) обусловлен, по нашему мнению, прежде всего, физиологическими особенностями женщин (отсутствием физической силы, неожиданное, спонтанное применение которой способно причинить тяжкие последствия) [11].
Поскольку естественным предназначением женщины является рождение ребенка и, соответственно, одной из основных, а скорее и самых главных социальных ролей — роль матери, следовательно, преступность женщин против семьи и детей должна вызывать особое внимание и тревогу со стороны государства и общества. Самыми распространенными посягательствами «прекрасной половины» против семьи и несовершеннолетних являются неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. Фактически в данном случае вред наносится посредством бездействия. Однако такое бездействие особенно явно отражает глубинные пороки общества.
Исследование структуры женской преступности показывает, что в этих регионах, так же как в целом по России, женщины чаще всего совершают преступления против собственности. Высокий удельный вес рассматриваемых деяний (более 50,0 %) главным образом связан с занятостью женщин в сфере торговли, обслуживания, распределения и хранения материальных ценностей. Женщины исторически составляли большинство работников в данных отраслях хозяйства, а нестабильность и кризисное состояние экономики, результатами которого являются инфляция, безработица и прочие негативные процессы, вызывает еще больший приток женского населения в указанные сферы [12].
Необходимо отметить, что существуют определенные особенности «женских краж». Очень часто эти преступления совершаются с использованием доверия окружающих. Чаще всего кражи путем использования доверия малознакомых лиц женщины совершают на транспорте и в жилых помещениях. В первом случае они знакомятся с предполагаемой жертвой на вокзале или в поезде, завоевывают ее расположение, рассчитывая на свободный доступ к вещам. Во втором случае воровка обманом (например, обращаясь с просьбой позвонить) или по приглашению проникает в квартиру и, пользуясь отсутствием хозяев, их сном или невнимательностью, совершает хищение. Типичными местами для совершения «женских краж» являются общественные места с большим скоплением людей (улицы, площади, парки, скверы, остановки, вокзалы и т. п.) и места торговли (рынки, магазины, кафе и т. п.). Это объясняется тем, что в толпе всегда проще затеряться, остаться незамеченным. В таких местах люди обычно не обращают на посторонних пристального внимания. Между тем, выбор жертвы весьма широк и не ограничен временными рамками. Такие обстоятельства создают благоприятные условия для совершения как спланированных, так и «случайных» преступлений.
Следует отметить, что особенностью женских краж является их значительная «ситуативность». То есть, подавляющее большинство краж «слабый пол» совершает без какого-либо планирования и расчета, в обстоятельствах так называемой «счастливой случайности». Женщина при этом не прилагает усилий для создания условий, обеспечивающих возможность совершения кражи. Обстоятельства складываются сами собой (например, потерпевший утрачивает бдительность, а деньги/вещи находятся в открытом доступе), и преступнице остается только воспользоваться их удачным стечением: просто взять то, что «плохо лежит» [13].
Несмотря на то, что «свободный доступ» был и продолжает оставаться самым традиционным и популярным способом совершения женщинами тайного хищения чужого имущества: представительницы слабого пола неохотно идут на кражи, требующие проникновения в укрепленные или охраняемые помещения (административные здания, офисы, гостиницы и пр.), особенно в одиночку. Между тем, и на это уже обращалось внимание в специальных криминологических исследованиях, все большее распространение получают такие, прежде не свойственные женщинам приемы совершения краж, как проникновение в жилище или помещение путем выбивания двери, взлома окна, замка или даже стены. Среди совершаемых женщинами преступлений против собственности второе место по величине удельного веса принадлежит мошенничеству (статья 159 УК РФ). Это объясняется большой прибыльностью данного преступления при его относительно низкой рискованности, так как дела о мошенничестве достаточно сложно расследовать. Кроме того, женщина от природы наделена качествами, позволяющими ей успешно совершать рассматриваемое посягательство: артистизм, обаяние, способность, порой даже неосознанно, проникать в психологию жертвы, входить в доверие, умение привлечь и расположить к себе людей. [14]
Представляется, что этот перечень можно дополнить. В частности, в настоящее время все чаще встречаются случаи совершения мошенничества посредством использования сети Интернет. Например, под предлогом поиска пары для построения отношений и создания семьи женщины на сайтах знакомств подыскивают себе жертв, устанавливают с ними контакт, а затем, вводя в заблуждение относительно серьезности своих намерений, под различными предлогами склоняют к передаче денежных средств (на билеты, чтобы приехать к «любимому», на лечение, на обучение и пр.). Доказать преступный умысел в таких делах весьма сложно.
Положение женщин, совершающих хищения путем присвоения или растраты, в большинстве случаев можно охарактеризовать как благополучное. Прежде всего, они работают. Во-вторых, они обычно имеют образование выше среднего полного (общего), часто средне-специальное. В большинстве случаев у них есть муж, дети. Молодые девушки, как правило, на момент совершения преступления учатся. Следует отметить, что на преступления таких женщин редко толкает нужда. Многие из них просто не могут удержаться от соблазна взять ставшие доступными ценности.
В структуре преступности женщин против собственности особое внимание обращают на себя такие деяния, как грабежи (статья 161 УК РФ) и разбои (статья 162 УК РФ).
Традиционно небольшой удельный вес разбоев в структуре преступности женщин против собственности свидетельствует о том, что женщинам в целом не свойственно применение насилия для завладения чужим имуществом. Как правило, грабежи и разбои совершаются женщинами в соучастии с мужчинами. При этом если в разбоях женщины чаще выполняют функции пособниц, то в грабежах — соисполнителей.
Преступность женщин отличается от преступности мужчин, как количественными параметрами, так и качественными показателями, что выражается в следующем: а) масштабах преступлений и их характере; б) механизме преступного поведения; б) способах и средствах достижения противоправной цели; в) психологическом отношении преступниц к совершенному деянию; г) выбором жертвы и взаимоотношениях с потерпевшими; д) влиянием на их правонарушения семейно-бытовых и сопутствующих им обстоятельств; е) соотношением корыстных, насильственных и иных видов преступлений.
Литература:
- Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М.: Юристь, 2011. — С. 143
- Тард Ф. Г. Преступник и преступление. — М.: Юридическая литература 2012. — С. 10.
- Авенский В. Д. Количественные показатели преступности среди женщин //Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 2. — С. 142.
- Шоткинов С. А. Женская преступность: причины и дерминанты. — М.: Логос, 2014. — С. 8.
- Зиядова Д.3., Абасова С. А. Тенденции роста преступности женщин — угроза безопасности общества //Следователь. 2013. № 4. — С. 20.
- Пуляева Е. В. Убийство матерью новорожденного ребенка: уголовно-правовая и криминологическая характеристика: Автореф. дисс…. канд. юр. наук. — Тамбов: Изд. ТГТУ, 2011. — С. 15.
- Бородин C. B. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву. — М.: Зерцало, 2011. — С. 149.
- Агаджанян Э. М., Бидова Б. Б., Оссауленко С. Л. Уголовное право в схемах и определениях (общая часть): Учебное пособие. — Кисловодск: УЦ «Магистр», 2015. — 196с.
- Карасова А. Л. Регламентация ответственности за посягательства на жизнь по уголовному праву России: Учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СКГУ, 2012. — С. 57.
- Трофимов М. Т. Ответственность за убийство в состоянии аффекта. — М.: Проспект, 2010. — С.17.
- Кондрашова Т. В. Проблемы уголовной ответственности за преступления против жизни, здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности. — СПб: Юридический центр «Пресс», 2010. — С. 314.
- Кочеткова СВ. Опыт анализа состояния женской преступности в России //Законность. 2013. № 12. — С.69.
- Явчуновская Т. М., Степанова И. Б. Тенденции современной преступности женщин //Государство и право. 2010. № 12. — С. 29.
- Багдасарова А. Э. Причины и условия женской экономической преступности //Российский криминологический взгляд. 2012. № 2. — С. 372.