Современные подходы к оценке качества обучения в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 05.11.2015

Статья просмотрена: 376 раз

Библиографическое описание:

Саидова Д. М. Современные подходы к оценке качества обучения в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 830-832. — URL https://moluch.ru/archive/101/22296/ (дата обращения: 17.10.2018).



 

Ключевые слова: формирование, современные, деятельности, организации, подход, оценке, школе, качества, педагог, обучения, цель.

 

Вопрос качества обучения сегодня приобрел особую актуальность в связи с поиском механизмов устойчивого развития системы образования. Качество образования — многомерное понятие, поэтому целесообразно говорить не о качестве вообще, а о разных качествах по отдельно взятым позициям. В роли таких позиций может выступать качество преподавания, управленческой деятельности, познавательных действий (их уровень), организации образовательного процесса, а также качество подготовки по комплексу дисциплин, специальности, направлению и т. д. Подход к пониманию качества образования можно представить в виде следующей последовательности:

          носитель знаний;

          передача знаний;

          получатель знаний;

          восприимчивость методик передачи знаний;

          фундаментальность знаний;

          востребованность полученных знаний;

          получение новых знаний.

Существуют следующие механизмы и процедуры в практике оценки качества образования: лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений, педагогических кадров, централизованное тестирование выпускников основной школы, мониторинговое исследование, социологическое исследование. Но основной способ управления качеством образования в школе — индивидуальный мониторинг динамики продвижения ребенка в учебном процессе. В его основе лежат следующие принципы: получение индивидуальной информации о каждом обучающемся; полнота и анализ информации; непрерывность и периодичность получения и анализа управленческой информации; открытость измерения качества образования.

Рассмотрим один из компонентов качества обучения — показатели уровня владения навыками чтения учащихся начальных классов. Совершенно очевидно, что навыки чтения являются основными общеучебными умениями, фундаментом и гарантией успешного усвоения любого школьного предмета. И поскольку закладываются эти умения с первых шагов обучения, становится понятным то внимание, которое уделяет каждый педагог начальной школы формированию техники и культуры чтения.

К примеру, в течение ряда лет проводилось экспериментальное исследование на базе Республиканской специализированной школы с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля и соответственно осуществлялись наблюдения за тем, как овладевают навыками чтения учащиеся 4-классов. Объектом наблюдения были два вида чтения:

          чтение с целью освоения и использования информации;

          чтение с целью приобретения читательского литературного опыта.

За основу содержания обучения и проверки читательских умений учащихся были взяты

5 литературных и 5 информационных текстов (программных и дополнительных).

При чтении литературных и научно-популярных текстов оценивались следующие умения:

          нахождение заданной информации;

          интерпретация и обобщение информации;

          анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста;

          формулирование выводов.

Индикаторами качества образования и развития личностных качеств выступали такие показатели, как:

          владение знаниями, умениями, навыками (в заданном аспекте);

          интеллектуальная развитость (владение операциями мыслительной деятельности);

          уровень облученности, готовность к творческой деятельности, креативность.

На заключительном этапе эксперимента проведено анкетирование для учителей — экспериментаторов с целью выявить результаты опытного обучения. Содержание анкеты следующее:

          Какими уровнями читательской грамотности владеют учащиеся 4-х классов?

          Улучшилась ли ситуация, по сравнению с предшествующим периодом? (приведите конкретные данные).

          Как был организован процесс обучения?

          Какие приемы и методы использовались? Какие их них Вы считаете наиболее эффективными?

В заключение следует отметить, что формирование системы объективной оценки качества обучения является одним из основных условий повышения эффективности образовательного процесса.

 

Литература:

 

  1. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие // под.ред. М. М. Поташника. –М.: Педагогическое общество России, 2000.
  2. Мониторинг и диагностика качества образования. // Сост. А. А. Шаталов, В. И. Афанасьева и др. –М.: Педагогика, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, навык чтения, образовательный процесс.


Ключевые слова

обучения, педагог, формирование, цель., деятельности, подход, качества, современные, организации, оценке, школе

Похожие статьи

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Обучение чтению как способ развития речевых умений...

Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования, свидетельствует о сложных мыслительных процессах, сопровождающих сознание человека. [1] Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс...

Технология продуктивного чтения как средство формирования...

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: «Чем это можно объяснить?».., «Что из этого следует?».., «Что

Особенности формирования навыка чтения младших школьников.

Формирование читательской компетенции младших школьников

Уровни овладения учащимися ключевыми компетентностями определяются благодаря качеству образования по чтению в начальной школе. Под ключевыми компетентностями в ФГОС НОО понимается способность к самостоятельной деятельности в учебном процессе...

Развитие навыка грамотного чтения у школьников

Понимая значимость обучения чтения в образовании, воспитании и развитии детей, ищу пути повышения качества обучения на уроках.

Безруких М. М. Формирование навыка чтения и письма в процессе обучения детей.

О роли и месте чтения в рамках современного образовательного...

коммуникативная компетенция, чтение, коммуникативные навыки, связь, средство коммуникации, когнитивная активность, интерес к изучению.

Молодежь в институциональном пространстве современного образовательного учреждения высшего образования.

Цели и содержание овладения иноязычным чтением на...

Итак, в качестве стратегической цели начального языкового образования выступает

- параллельное формирование навыков чтения вслух и про себя на всех уровнях языкового

Управление процессом формирования умения самостоятельного чтения означает, прежде...

Проблема оценки качества современного начального...

качество образовательного процесса, − качество условий образования [5]. Оценка качества начального образования обычно рассматривается в контексте образовательного мониторинга.

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

Основные факторы, определяющие качество образования

Определяющую роль в педагогической технологии играет позиция ребенка в образовательном процессе, а также отношение к ребенку со стороны взрослого.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Обучение чтению как способ развития речевых умений...

Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования, свидетельствует о сложных мыслительных процессах, сопровождающих сознание человека. [1] Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс...

Технология продуктивного чтения как средство формирования...

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: «Чем это можно объяснить?».., «Что из этого следует?».., «Что

Особенности формирования навыка чтения младших школьников.

Формирование читательской компетенции младших школьников

Уровни овладения учащимися ключевыми компетентностями определяются благодаря качеству образования по чтению в начальной школе. Под ключевыми компетентностями в ФГОС НОО понимается способность к самостоятельной деятельности в учебном процессе...

Развитие навыка грамотного чтения у школьников

Понимая значимость обучения чтения в образовании, воспитании и развитии детей, ищу пути повышения качества обучения на уроках.

Безруких М. М. Формирование навыка чтения и письма в процессе обучения детей.

О роли и месте чтения в рамках современного образовательного...

коммуникативная компетенция, чтение, коммуникативные навыки, связь, средство коммуникации, когнитивная активность, интерес к изучению.

Молодежь в институциональном пространстве современного образовательного учреждения высшего образования.

Цели и содержание овладения иноязычным чтением на...

Итак, в качестве стратегической цели начального языкового образования выступает

- параллельное формирование навыков чтения вслух и про себя на всех уровнях языкового

Управление процессом формирования умения самостоятельного чтения означает, прежде...

Проблема оценки качества современного начального...

качество образовательного процесса, − качество условий образования [5]. Оценка качества начального образования обычно рассматривается в контексте образовательного мониторинга.

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

Основные факторы, определяющие качество образования

Определяющую роль в педагогической технологии играет позиция ребенка в образовательном процессе, а также отношение к ребенку со стороны взрослого.

Задать вопрос