Для успешного разрешения научной разработки и практической реализации кадровой политики в системе правоохранительных органов, юридических служб, в том числе их кадрового обеспечения, прежде всего, необходимо всесторонне исследовать специфику профессиональной деятельности юриста, дать ее точное научное обоснованное описание. Необходимо определить требования, которые предъявляет эта деятельность к психике личности юриста, к его психологическим качествам, которые должны составить содержание психограммы личности юриста с определением четких критериев его профессиональной пригодности либо непригодности к работе в правоохранительных органах, в различных государственно-правовых и других структурах.
Особенно важным является вопрос о становлении личности юриста — профессионала. Цель проведенного нами исследования заключалась в изучении динамики становления профессионально значимых качеств специалиста на различных этапах профессионализации.
На наш взгляд, исходя из поставленной цели, целесообразно сформировать выборку из трех экспериментальных групп — ЭГ1, ЭГ2 и ЭГ3 (так как речь идет о профессиональных качествах специалиста, то включать в выборку старших школьников (первый этап профессионального самоопределения) не является целесообразным в данном случае).
Таким образом, исследование проводилось в несколько этапов.
Так, на первом этапе было проведено исследование с ЭГ1 (студенты вузов, обучающиеся по специальностям юридического профиля (стадия профессионального обучения)). В исследовании приняли участие студенты первого, третьего и пятого курсов юридических факультетов различных вузов г. Гродно в количестве 60 человек в возрасте от 18 до 23 лет. Среди них — 30 девушек и 30 юношей. Была изучена динамика развития профессиональных качеств будущих работников юридического труда. В качестве диагностических методов в исследовании были использованы следующие психодиагностические методы: опросник «Якоря карьеры» Э. Шейн, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина.
В результате проведенного исследования оказалось возможным сформулировать следующие выводы:
- Профессиональная юридическая деятельность отличается сложностью и многогранностью. Ее психологический анализ всегда дает возможность выделить ряд этапов, через которые происходило движение к конечной цели — установлению истины.
В той или иной степени в профессиональной юридической деятельности можно выделить следующие стороны: поисковая (познавательная), коммуникативная, удостоверительная, организационная, реконструктивная, социальная. В каждой из указанных выше сторон реализуются соответствующие личностные качества, обеспечивая успешность профессиональной деятельности.
- Развитие любого профессионально значимого свойства личности в условиях обучения студента в ВУЗе представляет сложный процесс. Прежде всего, тем, что основной акцент в подготовке специалистов делается на формирование у студентов системы теоретических и прикладных знаний, а также профессиональных умений. В учебном заведении сложно, в плане содержания, в плане технологии создать условия, которые бы полно отражали специфику будущей деятельности студентов-юристов. Моделируется лишь приближенный вариант таких условий, в рамках квалификационной деятельности, в различных видах юридических практик, прежде всего.
- Большинство ВУЗов страны в настоящее время использует информационную модель обучения, которая ориентирует деятельность студентов на следующие направления: принять информацию, переработать ее, продемонстрировать степень ее освоения. Подобная модель способствует развитию пассивной роли студента и формированию мотивов «избегания неудачи», направлена главным образом на приобретение необходимых знаний и слабо нацелена на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности. Возникает вопрос о необходимости переноса акцента с технологизации учебного процесса на аспекты личностной готовности.
- Готовность к юридической деятельности предполагает, прежде всего, формирование таких отношений, установок, свойств и качеств личности, которые обеспечивают возможность будущему специалисту со знанием дела приступить и творчески выполнить свои профессиональные функции и обязанности.
- С самого начала обучения в ВУЗе бывшие школьники становятся представителями особой социальной группы — студенчества. В большинстве случаев они готовят себя к этому заранее. Но далеко не все до конца осознают свой новый статус. Первокурсникам по большей части еще присущ дух юношеского максимализма.
И проведенное нами исследование показало, что студенты первого курса отличаются такими типами личности как прямолинейно-агрессивный и недоверчиво-скептический. Одновременно с этим у более неуверенных в себе лиц проявляются признаки зависимо-послушного и покорно-застенчивого типов личности. Но по мере дальнейшего обучения и освоения в новом коллективе такие черты постепенно угасают.
Можно отметить то, что первокурсникам абсолютно не присуща профессиональная направленность на стабильность. Они еще молоды, энергичны, стремятся познавать нечто новое, бросать вызов трудностям, не задумываясь о том, чем это может обернуться. Но с возрастом это проходит и уже к пятому курсу возникает потребность в безопасности, стабильности и предсказуемости жизненных событий.
В силу того, что практическая деятельность юриста всегда сопряжена с интенсивным устным и письменным общением и протекает в условиях взаимодействия с широким кругом лиц, будущий специалист должен обладать достаточно высоким коммуникативным потенциалом. В нашем случае исследование показало, что такие способности развиваются от курса к курсу, и уже к окончанию обучения в ВУЗе студенты приобретают навыки профессионального общения.
Кроме того, к окончанию вуза у студентов возрастает потенциал морально-нравственной нормативности. Они обладают достаточно высоким уровнем социализации, адекватно оценивают свою роль в коллективе и ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения.
Что касается уровня социальной адаптивности, то, к сожалению, он к окончанию обучения не поднимается выше удовлетворительного. А это значит, что успешность адаптации будущих юристов в новом коллективе зависит в большей степени от внешних условий среды. Нынешние пятикурсники характеризуются невысокой эмоциональной устойчивостью, могут проявлять свои агрессивные и конфликтные черты в процессе адаптации.
На втором этапе было проведено исследование с испытуемыми ЭГ2 (специалисты различных организаций, занимающиеся юридическим трудом, со стажем работы не превышающем 3-х лет (стадия профессиональной адаптации)) и ЭГ3 (специалисты различных организаций, занимающиеся юридическим трудом, со стажем работы более 5 лет (стадия профессиональной самореализации)).
В исследовании приняли участие 31 специалист со стажем работы на должностях юридического профиля не более 3 лет, работающие в различных организациях г. Гродно — экспериментальная группа 2; 31 специалист со стажем работы на должностях юридического профиля более 5 лет, работающие в различных организациях г. Гродно — экспериментальная группа 3.
Основными методами данного исследования явились: анкета, направленная на выявление основных критериев профессиональной деятельности; методика «16-факторный личностный опросник» Р. Кеттелла; методика «Якорь карьеры» (измеритель карьерных ориентаций Э. Шейна в адаптации В. А. Чикер и В. Э. Винокуровой; методика «Интегральная удовлетворенность трудом».
Проведенное исследование показало, что:
- Объективная оценка способности юриста, его индивидуально-психологических, характерологических особенностей, свойств личности под углом зрения требований его профессиональной деятельности проводится с использованием разработанных для этих целей специальных критериев профессиональной пригодности. Профессионально значимые способности юриста, его пригодность к правоохранительной деятельности, уровень профессионализма оценивают с помощью:
квалификационных критериев, которые отражаются в различного рода документах о полученном образовании, переподготовки, специализации;
объективных критериев, отражающих эффективность труда юриста с использованием количественных и качественных характеристик. Например, по числу рассмотренных дел, проведенных проверок за какой-то определенный промежуток времени; по числу получаемых поощрений и взысканий, по его отношению к выполнению своих служебных обязанностей;
психологических критериев, выявленных в результате психодиагностического обследования юриста с использованием специально подобранных для этих целей методик.
- У юристов, проработавших в профессии более 5 лет, большее число получаемых поощрений и взысканий; чаще продвижение по карьерной лестнице; больше повышений заработной платы, премий; сильнее моральное удовлетворение и личная гордость; крепче отношение к выполнению своих служебных обязанностей, чем у молодых юристов, еще только начавших свою профессиональную деятельность.
- Исходя из полученных результатов по личностному опроснику Кеттелла можно выделить, что самыми яркими показателями юристов со стажем являются: самостоятельность, смелость, самоконтроль, а низкими показателями можно назвать зависимость от группы, застенчивость; в то же время у молодых специалистов высокими показателями явились: независимость, подозрительность, а низшими показателями являются: флегматичность, консерватизм, спокойная самоуверенность, твердость.
- По полученным данным, проведенным методикой «Якорь карьеры» можно сделать вывод, что юристы со стажем более стабильны в своей профессиональной деятельности, более готовы принять вызов и защищаться, чем молодые юристы, в то же время молодые юристы более стабильны в выборе места жительства. Только в одном юристы со стажем и молодые специалисты одинаковы — это в предпринимательстве.
- Исходя из полученных данных по методике «Интегральная удовлетворенность трудом» можно сказать, что юристы со стажем работы более ответственны в профессиональной деятельности, более удовлетворены условиями труда, нежели молодые юристы.
На третьем этапе исследования был проведен статистический анализ данных. Примененный статистический критерий межгрупповых различий по критерию Манна — Уитни позволил нам зафиксировать межгрупповые различия между изученными выборками:
существуют значимые различия между мужчинами и женщинами ЭГ2 и ЭГ3 (показатель «пол») (р ≤ 0,05) по ряду факторов:
- по показателю А (U=280,5; p<0,05) (открытость/замкнутость) это означает, что мужчины более открыты, т. е. приветливы, уживчивы, внимательны к людям, естественны в обращении, готовы к сотрудничеству, чем женщины;
- по показателю В (U=229,0; p<0,01) (развитое мышление/ограниченное мышление), что означает, что мужчины более ограничены в мышлении, т. е. присутствует трудность в обучении, в умении анализировать и обобщать материалы, легко сдаются, столкнувшись с трудностями, чем женщины юристы и это может быть связано с нагрузкой;
- по показателю F (U=238,5; p<0,01) (беспечность/озабоченность) что означает, что мужчины-юристы озабочены сильнее, чем женщины, т. е. более серьезны, углубленны в себе, озабоченны, задумчивы, сдержанны, рассудительны;
- между женщинами-юристами и мужчинами-юристами существуют значимые различия (р ≤ 0,05) по показателю «интеграция стилей жизни» (U=299,5;p<0,01), что означает, что этот показатель присущ к мужчинам в большей степени, чем к женщинам;
- по другим изученным нами показателям различий нет;
по показателю «стаж работы» между ЭГ2 и ЭГ3 существуют значимые различия (р ≤ 0,05) по ряду факторов:
- по показателю F (U = 229,0; р ≤ 0,001) (беспечность / озабоченность), что означает, что у юристов ЭГ3 более выражена озабоченность, т. е. им характерны серьезность, углубленность в себя, задумчивость, сдержанность, рассудительность, четкий самоконтроль. Юристы ЭГ2 беззаботны, импульсивны, разговорчивы, веселы, радостны, живы, готовы реагировать, проявлять чувства;
- по показателю G (U = 258,0; р ≤ 0,01) (сознательность / беспринципность), что означает, что юристы ЭГ3 более сознательны, выдержанны, решительны, обязательны, ответственны, всегда готовы к действию, основательны, упорны в достижении цели, социально-нормированы, у них диагностируется выраженная сила «супер-ЭГО».
В тоже время юристы ЭГ2 характеризуются большей небрежностью, легкомысленностью, ненадежностью, непостоянством, они легко сдаются, столкнувшись с трудностями, часто сами создают помехи и трудности, такие специалисты зачастую не связывают себя правилами и ограничениями;
по показателю I (U=194,5; p<0,001) (чувствительность/твердость), что означает, что у юристов ЭГ3 более выражена жесткость, суровость, самостоятельность, самоуверенность. Они обладают такими качествами, как: реалисты, надеющиеся на себя, берут на себя ответственность, действуют по практическим соображениям, бывают циничными, нечувствительными к своему физическому состоянию;
по показателю Q2 (U=304,0; p< 0,05) самостоятельность/зависимость от группы), что означает, что юристы ЭГ3 предпочитают собственное мнение, независимы во взглядах, стремятся к самостоятельным решениям и действиям;
по показателю Q3 (U=232,5; p<0,001) (самоконтроль, сильная воля/недостаток самоконтроля, индифферентность), что означает, что юристы ЭГ3 дисциплинированны, точны в выполнении социальных требований, у них хороший контроль за своими эмоциями, заботливы о своей репутации;
по показателю Q4 (U=334,5; p<0,05) (внутренняя напряженность/релаксация), что означает, что юристы ЭГ3 флегматичны, вялые, расслабленные; у них не вполне оправданная удовлетворенность;
значение показателя «профессиональной компетентности» (U=304,0; p<0,05) означает, что профессиональная компетентность ярче выражена у юристов ЭГ3;
выраженность показателя «служение» (U=311,5; p<0,01) означает, что этот признак более характерен для юристов ЭГ3;
показатель «предпринимательство» (U=293,0; p<0,001), что означает, что этот признак у юристов ЭГ3 выражен сильнее, чем у респондентов из ЭГ2;
показатель «уровень притязаний в профессиональной деятельности» (U=271,5; p<0,01) означает, что этот признак ярче выражен у юристов ЭГ3, чем у респондентов ЭГ2;
показатель «предпочтения выполняемой работы высокому заработку» (U=166,0; p<0,001) означает, что в ЭГ2 этот показатель выше, чем в ЭГ3;
показатель «удовлетворенность условиями труда» (U=156,0; p<0,001) говорит о том, что этот признак ярче у юристов ЭГ3, чем в группе юристов ЭГ2;
показатель «профессиональная ответственность» (U=90,5; p<0,001) в группе юристов ЭГ3 выше, чем в группе респондентов ЭГ2;
показатель «общая удовлетворенность трудом» (U=63,5; p<0,001) означает, что этот признак ярче выражен у юристов ЭГ3, чем у юристов ЭГ2;
по другим изученным нами показателям различий нет.
В заключении следует отметить, что результаты настоящего исследования позволили выявить зависимость специфики личности юриста от профессионального контекста; показать, как содержательно-смысловые и мотивационно-динамические составляющие трансформируются в зависимости от профессиональной деятельности юриста.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные результаты позволили утверждать, что личностные особенности юристов существенно влияют на особенности их профессиональной реализации. А выявленные и описанные особенности личностных особенностей юристов, могут быть использованы при разработке программ профессионального обучения юристов и для их последующего учета при разработке программ повышения профессиональной квалификации.
Литература:
- Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов / В. А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
- Дружилов, С. А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития / С. А. Дружилов. — Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. — 242 с.
- Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. — 400 с.
- Кудрявцев, Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии.- 2003. — № 2. — С. 51–59.
- Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Т. 1. — 312 с.