Авторы: Кондратьева Татьяна Николаевна, Аюпова Ляила Няимовна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 13.10.2015

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Кондратьева Т. Н., Аюпова Л. Н. Этнокологическое образование детей 6-7 лет в процессе ознакомления с земноводными Мордовии // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 17-19.

 

В статье раскрывается технология ознакомления с земноводными Мордовии, применяя достижения многовекового опыта народной педагогики мордвы в воспитании культуры общения с природой и его использованием в этноэкологическом образовании детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: этноэкологическое образование, земноводные,народная педагогика.

 

Защита земноводных, необходима для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.

Как отмечалось еще в работах западных (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо,
И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и др.) и отечественных педагогов (К. Д. Ушинский,
Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева и др.), формирование представлений о природе, соответствующего отношения к ней, грамотного поведения происходит на основе знакомства ребенка с объектами ближайшего природного окружения. Педагогами развитых стран одним из основополагающих принципов экологического образования признается взаимодействие краеведческого, национального, регионального и глобального подходов к решению экологических проблем. Экологическое образование на современном этапе требует использования национально-регионального компонента его содержания и традиций этнопедагогики в природоведческой работе.

Таким образом, существует противоречие между социальной значимостью проблемы, достижениями многовекового опыта народной педагогики мордвы в воспитании культуры общения с природой и его использованием в этноэкологическом образовании детей дошкольного возраста, недостаточной научно-методической разработанностью этой области дошкольной педагогики, что обусловило выбор темы [1,
c. 4].

Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста – это приобщение к духовно-нравственному наследию и культуре своего народа; формирование интереса к природе родного края, системы знаний о ее многообразии и сложившихся народных обычаях и традициях; воспитание эмоционально-ценностного отношения к этнокультурной и природной среде и экологосообразного поведения [1, c. 11].

Самыми распространенными из земноводных почти в любой местности являются лягушка (прудовая, травяная). Земноводные прекрасный материал для возбуждения у детей любознательности и для познания процессов жизни в живой природе.

Программа «От рождения до школы» [3] раздел «Ознакомление с природой» с детьми 6-7 лет ставит следующие задачи: расширять знания детей о земноводных; знакомить с некоторыми формами защиты земноводных от врагов; уметь связно рассказать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений лягушки травяной, жабы (живут на суше, любят сырые, влажные места, на зиму лягушки прячутся в водоеме, зарываются в ил, а жабы прячутся в ямы, под корни). Весной мечут икру в воду, из нее выводятся головастики, а из них вырастают молодые животные. У головастиков и очень маленьких лягушек и жаб есть хвост, у больших – нет. Питаются насекомыми, тем самым приносят большую пользу.

В примерном региональном модуле программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» [2] рекомендуется знакомить детей с представителями животного мира, проживающих на территории Мордовии земноводными (лягушка остромордая и травяная, чесночница, жаба зелёная и серая).

Наиболее эффективным средством этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста, способствующим не только лучшему усвоению старшими дошкольниками природоведческого материала, но и оказывающими воздействие на формирование мировоззрения, национального мироощущения детей, являются произведения устно-поэтического творчества, которые дают возможность показать знакомый мир с новой, неожиданной для детей стороны, позволяют острее ощутить красоту родной природы, почувствовать ее неповторимость.

Знакомство с произведением Ф. Н. Бобылева «Лягушка-путешественница» позволило познакомить детей 6-7 лет с характерными особенностями внешнего вида и передвижения лягушки как представителя определенного класса животных: лягушка может передвигаться как по суше (прыгает), так и в воде (плавает); тело ее покрыто голой кожей; питается насекомыми; головастики живут в воде, лягушка на суше.

Уделив особое внимание непосредственному наблюдению за лягушками и жабами на прогулках и экскурсиях в ближайшее природное окружение, дети довольно легко научились устанавливать связь между особенностями передвижения и строения конечностей животных. Использование произведений устного народного творчества (пословиц, загадок, народных примет, игр) способствовало приобщению к духовно-нравственному наследию, традициям и культуре мордовского народа.

Для формирования ответственного отношения ко всем проявлениям жизни в природе и осознания своей роли, возможностей в охране окружающей среды дошкольников знакомили с народными традициями мордвы, проводили праздники и досуги с этноэкологической тематикой (летний праздник, день Земли, день воды и др.), различные природоохранные акции. При ознакомлении с земноводными подчеркивалось, что эти животные полезны, так как поедают насекомых и слизней – вредителей садов и огородов. В процессе наблюдения и ухода за животными дети убеждались в правоте слов воспитателя. Задача педагога в том, чтобы воспитывать у ребят бережное, заботливое отношение к живым существам (нельзя их мучить, для наблюдения поймать только одно животное и через некоторое время отпустить его и т. д.). Вместе с тем учили детей соблюдать меры предосторожности в обращении с животными: после того как подержали в руках лягушку или жабу, нужно вымыть руки; слизь на коже этих животных безвредна для кожи человека, но если она попадет на слизистую глаз или рта, может вызвать раздражение.

Таким образом, все это помогло накопить знания детей о земноводных Мордовии с учетом многовекового опыта; использовать идеи и традиции народной педагогики мордвы в формировании умения позитивно взаимодействовать с окружающей средой, в том числе с земноводными; направить эколого-педагогический процесс на формирование нравственно-ценностных ориентаций дошкольников по сохранению и улучшению природы данной местности, позволяющих не только оценивать ее состояние, но и стремиться действоватьв ней, не нанося вреда.

 

Литература:

  1.      Кондратьева, Татьяна Николаевна. Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста (На материале Республики Мордовия): дис. ... канд. пед. наук / Кондратьева Татьяна Николаевна. – Москва, 2006. – 193 с.
  2.      Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / О. В. Бурляева [и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с.
  3.      От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, детей старшего дошкольного, старшего дошкольного возраста, народной педагогики мордвы, детей дошкольного возраста, образовании детей дошкольного, этноэкологическом образовании детей, процессе ознакомления, опыта народной педагогики, многовекового опыта народной, воспитании культуры общения, образование детей, знания детей, дошкольного образования, земноводными Мордовии, воспитание детей старшего, Этнокологическое образование детей, образование детей старшего, Похожая статья, духовно-нравственному наследию.

Ключевые слова

народная педагогика, этноэкологическое образование, земноводные

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос