Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 13.10.2015

Статья просмотрена: 2735 раз

Библиографическое описание:

Бурцева О. В. Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 7-8. — URL https://moluch.ru/archive/100/22521/ (дата обращения: 19.12.2018).

 

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ведь творчество – это одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности.

Главный мотив детского творчества - это стремление выражать свои впечатления, переживания, осваивать их в деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. А именно в рисовании.

Это правда! Ну чего же тут скрывать.

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене,

И в трамвае на окне.

Э. Успенский.

Как же достичь положительных результатов в освоении изобразительных навыков, умений, чтобы в каждой детской работе чувствовалась оригинальность и творчество? На наш взгляд, с помощью нетрадиционных способов рисования можно незаметно для ребенка развивать его воображение, а развивать творческие способности помогут дидактические игры. Даже малоактивный ребенок, проникаясь интересным и новым занятием, делает свои первые успехи.

Детская игра привлекает к себе внимание исследователей как многоплановая проблема. Игра как социальное явление, как средство воспитания и обучения всегда привлекала внимание учёных, психологов, педагогов. Ещё П. Ф. Лесгафт отмечал, что ребёнок является зеркалом той среды, в которой он растёт. Следовательно, игра ребёнка - отражение уровня культуры общества.[3, c. 417]

Для развития изобразительных умений и навыков у детей предшкольного возраста соответствуют такие художественно-дидактические игры и упражнения, которые помогают детям лучше понять смысл учебной задачи и осознать способы выполнения действий [2, c. 208]. Длительность одной игры составляет 5-10 минут. Художественно-дидактические игры можно разделить на условные группы:

1. Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Играя в эти игры, дети развивают пространственное воображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям. Например: «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже», «Узнай предмет по силуэту».

2. Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения. Например: в игре «Теплый – холодный», мы уточняем с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; в игре «На лугу расцвели красивые цветы» дети собирают букеты цветов определенной цветовой гаммы: теплой или холодной; в играх «Палитра осени», «Палитра весны», «Времена года» ребята подбирают цветовую гамму к определенному времени года и закрепляют знания о сезонных изменениях в природе.

3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине. Например: в игре «Парные картинки» необходимо найди сходство и отличия предметов; играя в конструктор «Животные», дети собирают целое животное из различных частей тела (голова, уши, туловище, лапы, хвост).

4. Игры, на развитие чувства ритма и симметрии. В этих играх дети учатся самостоятельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм учили игры - «Выложи узор на коврике», «Продолжи орнамент», «Сложи узор из предложенных элементов».

5 . Игры, способствующие развитию композиционных умений, начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине. Например: «Составь натюрморт», «Дорисуй картину», «Перспектива». В этих играх дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне [1, c. 65].

Таким образом, в процессе дидактических игр дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

Литература:

  1.           Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей. [Текст] / Комарова Т.С. // Дошкольное воспитание. 1998, № 10. - с.65-67
  2. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей.- 2-е изд., испр. и доп. / Н. П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.
  3. Художественное творчество и ребенок: кн. для воспит. дет. сада / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1982. – 417 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, детское творчество, цветовая гамма.


Похожие статьи

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

Особо заинтересовались дети играми с сюжетным содержанием: «Подбери клоуну шарик», «Спрячь мышку», «Подари кукле

- расширили и углубили восприятие цветовой гаммы

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников.

Роль цвета в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Выбирая цветовую гамму детских игрушек, одежды и предметов интерьера для детской комнаты, следует помнить о том, что дети любят яркость и контраст. Рисование отлично способствует развитию чувства цвета.

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

...в рисунках, дети овладевают умением расширять цветовую гамму, например высветлять цвета и

С помощью игры ребенок получает новые знания о том или ином цвете.

М., 1983. 3. Комарова Т.С, Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников.

Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством...

Игра есть потребность растущего детского организма. Как помочь детям узнать, чем уникальны дидактические игры?

В начале года проводила диагностирование детей на различение цвета и цветовых оттенков.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

Большое значение придаётся материалам, которые используются детьми в играх и занятиях.

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности

Детей с точки зрения предпочтения цветовой гаммы можно условно разделить на три группы

Организация художественно-эстетического восприятия, как способ...

Обозначена роль восприятия, как одного из компонентов по обогащению детского творчества и развития когнитивной сферы.

«Созерцая» произведения искусства дети не только рассматривали его, но и придумывали своё название, отмечали настроение, цветовую гамму...

Тематический праздник для детей старшего дошкольного возраста...

Способствовать эмоциональному восприятию музыки путем выразительного исполнения песен, танцев, игре на детских музыкальных инструментах.

– Ярославль: Академия развития, 1997. Программа и методические материалы по художественному творчеству детей 5–7 лет / Авт...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Изобразительная деятельность- использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.

Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-синтез, 2010. с 272.

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

«Творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов» Л. С. Выготский.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

Особо заинтересовались дети играми с сюжетным содержанием: «Подбери клоуну шарик», «Спрячь мышку», «Подари кукле

- расширили и углубили восприятие цветовой гаммы

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников.

Роль цвета в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Выбирая цветовую гамму детских игрушек, одежды и предметов интерьера для детской комнаты, следует помнить о том, что дети любят яркость и контраст. Рисование отлично способствует развитию чувства цвета.

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

...в рисунках, дети овладевают умением расширять цветовую гамму, например высветлять цвета и

С помощью игры ребенок получает новые знания о том или ином цвете.

М., 1983. 3. Комарова Т.С, Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников.

Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством...

Игра есть потребность растущего детского организма. Как помочь детям узнать, чем уникальны дидактические игры?

В начале года проводила диагностирование детей на различение цвета и цветовых оттенков.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

Большое значение придаётся материалам, которые используются детьми в играх и занятиях.

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности

Детей с точки зрения предпочтения цветовой гаммы можно условно разделить на три группы

Организация художественно-эстетического восприятия, как способ...

Обозначена роль восприятия, как одного из компонентов по обогащению детского творчества и развития когнитивной сферы.

«Созерцая» произведения искусства дети не только рассматривали его, но и придумывали своё название, отмечали настроение, цветовую гамму...

Тематический праздник для детей старшего дошкольного возраста...

Способствовать эмоциональному восприятию музыки путем выразительного исполнения песен, танцев, игре на детских музыкальных инструментах.

– Ярославль: Академия развития, 1997. Программа и методические материалы по художественному творчеству детей 5–7 лет / Авт...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Изобразительная деятельность- использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.

Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-синтез, 2010. с 272.

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

«Творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов» Л. С. Выготский.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Задать вопрос