Некоторые проблемы правового регулирования национализации земельных участков в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 11.10.2015

Статья просмотрена: 587 раз

Библиографическое описание:

Гринь Е. А., Лебедь Ю. А. Некоторые проблемы правового регулирования национализации земельных участков в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 355-357. — URL https://moluch.ru/archive/100/22511/ (дата обращения: 23.10.2018).

 

В настоящей статье проводится анализ понятия «национализация», отмечаются фактические проявления национализации в России, рассматриваются вопросы правовой регламентации и реализации норм законодательства данного принудительного прекращения прав на земельный участок, а также анализируются основные проблемы отсутствия закона о национализации.

Ключевые слова: земельный участок, национализация, принудительное прекращение права собственности, деприватизация, публичная собственность.

 

Новая российская государственность формируется в достаточно сложной общественно — политической обстановке: изменения экономической системы нашей страны в 90-е годы, становление и развитие многообразия форм собственности, в том числе и на землю, вхождение Республики Крым в 2014 году. Указанные явления породили необходимости рассмотрения вопросов правового регулирования оснований и порядка принудительного отчуждения земельных участков в государственную собственность, и в первую очередь вопрос о национализации.

Таким образом, проблематика деприватизации представляется дискуссионной и актуальной, чему свидетельствует множества примеров правоприменительной практики, неоднозначных научных дискуссий об институте деприватизации и существующая необходимость дальнейшего узаконивания данного института.

Национализацию необходимо рассматривать как с юридической, так и экономической позиции.

Экономисты рассматривают национализацию как отчуждение или передачу имущества частных лиц, компаний, предприятий, целых отраслей в собственность государства. Осуществляется как на основе государственных актов, так и выкупа государством имущества компаний, фирм, домашних хозяйств. Деприватизация чаще всего распространяется на отрасли производства, где ведение хозяйства на основе коллективной и частной собственности становится неэффективным, невыгодным, нерентабельным [1].

Юридическая наука же исходит из понимания того, что национализация — это мера социально-экономической политики государства, в силу которой имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства; одно из оснований прекращения права собственности. Право государства на деприватизацию частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранцам, является бесспорной прерогативой суверенного государства. В демократических государствах деприватизацию производится только на основании закона и при условии адекватной компенсации собственнику национализируемого имущества [2].

При этом национализация проводится в «публичных интересах», «общенациональных потребностях», «интересах всего общества» [3]. Одной из главных целей национализации является сохранение предприятий и других объектов производственной и социальной сферы, имеющих стратегическое значение для обеспечения национально-государственной безопасности страны или необходимых обществу. Сегодня, для большинства российских предприятий, характерно моральная и физическая деградация всего производства в целом. Согласно экспертным оценкам, около 80 процентов отечественных предприятий остро нуждаются в модернизации производства. Только с помощью государственного капитала и вмешательство его как нового участника, хотя бы, на определенный период, может быть проведено оздоровление всего производства в целом.

Кроме того, необходимо выделить и основные признаки национализации:

        обращение имущества (в том числе и земельных участков) в государственную собственность;

        возмездная основа;

        осуществление на основании закона;

        общенациональная потребность.

Говоря о национализации, безусловно, следует вспомнить исторический аспект. Союз Советских Социалистических Республик был первым государством, которое не только применило данный термин, но и на практике показало всему миру, в чем она заключается. При этом следует отметить разницу между национализацией в советский период и понятием, которое существует в действующем законодательстве [4]. Национализация 1917 года, основанная, как известно, на Декрете «О земле» (принятый II Всероссийским съездом Советов 27.10.1917), не соответствует классическому пониманию данного института, так как осуществлялась с нарушением таких принципов как законность и возмездность. Что в дальнейшем привело к отмене её результатов в некоторых бывших республиках СССР [5].

Национализация вместе с приватизацией выступает основным механизмом перераспределения земельных ресурсов. Современным этапом национализации формально принято считать начало действия 17-й главы Гражданского кодекса Российской Федерации, создавшей правовой фундамент для осуществления деприватизации.

Рассмотрим основные нормативные правовые акты, содержащие положения, закрепляющие основные характерные черты национализации.

Так, основания и порядок принудительного отчуждения имущества у частных собственников законодательно закреплён в международных нормативных правовых актах, являющихся частью правовой системы России в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации:

а)      Всеобщая декларация прав человека, принятая 10.12.1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, устанавливает, что никто не должен быть произвольно лишен своего имущества (статья 17);

б)     статья 1 Протокола № 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950 года закрепляет основные условия для принудительного прекращения права собственности, установив принципы общеполезности и законности;

в)      в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1962 года № 1803 (A/RES/1803 (XVII)) «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» право народов и наций на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и ресурсами должно осуществляться в интересах их национального развития и благосостояния населения соответствующего государства.

Конституция Российской Федерации (ч.3 ст.35) определяет действия государства по лишению частной собственности как «принудительное отчуждение имущества для государственных нужд». В то же время в соответствии с п.2 ст.235 ГК РФ обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан или юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости такого имущества и других убытков.

К сожалению, на данный момент федеральный закона, регламентирующий порядок проведения национализации, до сих пор не принят. Данный вопрос остается открытым уже на протяжении более 10 лет. В настоящее время имеется несколько проектов деприватизации имущества [6].

При этом А. И. Коновалов отмечает, что их можно подразделить на 3 вида:

        первый соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации;

        второй — прокоммунистический;

        третий — носит социально — демократический характер [7].

Между тем, государство уже не раз прибегало к изъятию земельных участков в свою собственность. Одним из прецедентов стала подготовка к проведению форума АТЭС во Владивостоке в 2012 году, однако здесь правительство в меньшей мере контактировало с частной собственностью. Крупнейшим землевладельцем оказалось Министерство обороны России, которое имело 382 военных городка и 100 тысяч га земли на данной территории. Передача осуществлялась с формулировкой: «Которые не используются сегодня в интересах Министерства обороны».

Особенно остро вопрос о законодательной регламентации порядка национализации встал в марте 2014 года, когда в состав Российской Федерации вошли Республика Крым и г. Севастополь. Сразу после этого, Государственный совет Республики Крым принял постановление: «О национализации имущества предприятий, учреждений, организаций агропромышленного комплекса, расположенных на территории Республики Крым», согласно которому национализируется то, что раньше принадлежало Украине (так как эти объекты остаются без надзора и управления, а для их нормального функционирования необходимо их переподчинить).

В собственность республики перешли такие ключевые объекты (автовокзалы, хлебокомбинаты, энергетика, стационарная связь, лечебно-оздоровительные комплексы, Ялтинская киностудия, земельные участки и многое другое), находившиеся в собственности не только Украины, но и ряда частных лиц, в том числе Коломойского И. В., Ахметова Р. Л., Тарута С. А. При этом изъятие происходило без выплаты денежных средств. Объясняется это не только репутацией отдельных из них, но и тем, что эти объекты были приобретены ими по значительно заниженной стоимости, которая не отображает действительной оценки имущества. А 16 сентября 2015 года Государственный совет Республики Крым принял постановление о национализации земельных участков, находящихся под ранее переданными в республиканскую собственность зданиями [8].

Национализация в целом, хоть и не предполагает соразмерных выплат или абсолютно законных конфискаций имущества, в конечном итоге дает положительные результаты. Национализация способствует улучшению производства, рационализации использования объектов, оздоровления экономической обстановки в целом. Но, отсутствие норм о национализации в гражданском, земельном и иных отраслях права неизбежно ведут к нарушению прав собственников.

Таким образом, считаем, что во избежание нарушения права собственности и в связи с необходимостью установления гарантий собственникам имущества, в том числе и земельных участков, при осуществлении национализации необходимо ликвидировать пробелы в праве и принять федеральный закон.

 

Литература:

 

1.                  Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. «Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М. — 2011.

2.                  Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А. Я. Сухарева. — 2003.

3.                  Бублик В. А. Публично — и частноправовые начала в гражданско — правовом регулировании внешнеэкономической деятельности. Автореф. на соиск. уч. стел. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2000. — С. 14; Дорофеева Ю. А. Национализация. Вопросы международного частного права. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. Саратов, 2001. — С. 2.

4.                  Гринь Е. А. Исторический процесс возникновения и развития норм о принудительном прекращении прав на земельный участок по российскому законодательству.Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета Научный журнал КубГАУ. Краснодар: КубГАУ, 2014. — № 95 (01). — С. 1174–1191. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/01/pdf/45.pdf

5.                  Синкявичус В. Восстановление права собственности на национализированное имущество (опыт Литовской Республики) // Правоведение. 2005. № 1. — С.36–49.

6.                  Проект Федерального закона N 24105–3 «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.11.2000) // СПС «КонсультантПлюс»; Проект федерального закона N 294272–3 «О национализации имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации» // СПС «КонсультантПлюс»; Проект Федерального закона N 194102–3 «Об обращении имущества в государственную собственность (национализации)» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.04.2002)// СПС «КонсультантПлюс».

7.                  Национализация имущества. Проблемы правового регулирования: монография / А. И. Коновалов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. — С.10.

8.                  Интерфакс. Глава Крыма сообщил о национализации земли на объектах Коломойского [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/467062 (дата обращения — 25.09.15)

Основные термины (генерируются автоматически): национализация, Российская Федерация, частная собственность, Крым, принудительное прекращение, земельный участок, Гражданский кодекс, неотъемлемый суверенитет, государственная собственность, Генеральная Ассамблея ООН.


Похожие статьи

Приобретение права государственной собственности на...

В статье рассматриваются наиболее распространенные в практике применения гражданского и земельного законодательства основания возникновения права собственности Российской Федерации и ее субъектов, анализируются правовые проблемы...

Право собственности на землю | Статья в журнале...

владение земельным участком – первичный компонент собственности, основанный на законе физический контроль над участком.

Частная собственностьземельные участки, приобретенные гражданами и юридическими

Земельный кодекс Российской Федерации.

Приобретение земельных участков иностранными гражданами...

Сегодня для определения права иностранных граждан и лиц без гражданства на приобретение в собственность земельных участков в Российской Федерации используется Земельный кодекс Российской Федерации (далее ЗК РФ)...

Право собственности физических лиц на земельные участки...

Основные термины (генерируются автоматически): Крым, Российская Федерация, земельный участок, Севастополь, участок, собственность, федеральное

Искусственные земельные участки: понятие и проблемы, возникающие при государственной регистрации прав на них.

Изъятие земельных участков для государственных...

Остается актуальным и выяснение правовой природы права государства на принудительное прекращение права частной собственности на земельные участки.

Современные проблемы приобретения, ограничения...

Право собственности на земельный участок из состава земель промышленности характеризуется совокупностью гражданско-правовых норм, которые регулируют приобретение, ограничение и прекращение прав на земельные участки из состава земель промышленности...

Особенности правового регулирования вопроса частной...

Соответствуя конституционным нормам, Гражданский кодекс РФ также констатирует, что «в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности...

Принудительное прекращение прав на земельный участок при...

земельный участок, принудительное прекращение, земельное правонарушение, Гражданский кодекс РФ, земельное законодательство, собственность, ненадлежащее использование, Земельный кодекс, грубое...

Государство как субъект международного частного права

Согласно пункту 1 статьи 124 Гражданского Кодекса под государством следует понимать — Российскую Федерацию, ее субъектов и другие

– иммунитет государственной собственности (означает неприкосновенность государственного имущества: в отношении...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Приобретение права государственной собственности на...

В статье рассматриваются наиболее распространенные в практике применения гражданского и земельного законодательства основания возникновения права собственности Российской Федерации и ее субъектов, анализируются правовые проблемы...

Право собственности на землю | Статья в журнале...

владение земельным участком – первичный компонент собственности, основанный на законе физический контроль над участком.

Частная собственностьземельные участки, приобретенные гражданами и юридическими

Земельный кодекс Российской Федерации.

Приобретение земельных участков иностранными гражданами...

Сегодня для определения права иностранных граждан и лиц без гражданства на приобретение в собственность земельных участков в Российской Федерации используется Земельный кодекс Российской Федерации (далее ЗК РФ)...

Право собственности физических лиц на земельные участки...

Основные термины (генерируются автоматически): Крым, Российская Федерация, земельный участок, Севастополь, участок, собственность, федеральное

Искусственные земельные участки: понятие и проблемы, возникающие при государственной регистрации прав на них.

Изъятие земельных участков для государственных...

Остается актуальным и выяснение правовой природы права государства на принудительное прекращение права частной собственности на земельные участки.

Современные проблемы приобретения, ограничения...

Право собственности на земельный участок из состава земель промышленности характеризуется совокупностью гражданско-правовых норм, которые регулируют приобретение, ограничение и прекращение прав на земельные участки из состава земель промышленности...

Особенности правового регулирования вопроса частной...

Соответствуя конституционным нормам, Гражданский кодекс РФ также констатирует, что «в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности...

Принудительное прекращение прав на земельный участок при...

земельный участок, принудительное прекращение, земельное правонарушение, Гражданский кодекс РФ, земельное законодательство, собственность, ненадлежащее использование, Земельный кодекс, грубое...

Государство как субъект международного частного права

Согласно пункту 1 статьи 124 Гражданского Кодекса под государством следует понимать — Российскую Федерацию, ее субъектов и другие

– иммунитет государственной собственности (означает неприкосновенность государственного имущества: в отношении...

Задать вопрос