«Гипноз — это состояние, подобное сну, которое вызвано с помощью внушения и сопровождается торможением коры головного мозга». [1, с. 181.]
Гипноз известен человечеству уже несколько тысяч лет.
Своим происхождением слово Гипноз обязано древнегреческому богу Гипносу — бог сна, сын Ночи, брат Танатоса — бога смерти. Почему в название гипноза легло имя бога Гипноса утверждать сложно, но по приданию Гипнос испытывал сочувствие по отношению к смертным людям, попавшим в ад, и что бы облегчить страдания он усыплял грешников.
Гипноз — психическое явление, известное, по крайней мере, с тех пор, как существует человечество. Можно сказать, что самым первым методом психического лечения является именно гипнотерапия — это наука изучающая гипноз.
Первоначально гипноз использовали волхвы, маги, целители и в основном жрецы во время лечения, для того, чтобы ввести человека в сонное состояние. После совершения ритуалов, пациента убеждали в том, что он в скором времени выздоровеет и в дальнейшем такое убеждение влекло за собой улучшение состояния здоровья.
В различные периоды мировой истории на гипнотизм и связанные с ним явления, смотрели по-разному. Так же применяли гипноз, как с лечебной, так и иной целью.
У египтян гипнотические исцеления происходили в храме Сераписа. Для того, чтобы ввести человека в гипнотическое состояние, жрецы Древней Греции использовали монотонные звуки, музыку специальную, фиксация взора на блестящем предмете, а также поглаживание и возложение рук.
А австралийские аборигены использовали состояние транса для выполнения примитивных хирургических операций (например, ампутаций), а также для обезболивания родов.
Явления гипноза были известны и древним евреям как состояние, в котором человек «спит и не спит, бодрствует и не бодрствует, и, хотя отвечает на вопросы, но душой отсутствует». [2, с.3.]
Гипноз на территории древней Русишироко использовался волхвами и в некоторых источниках упоминается о первых действиях использования гипноза датируемым, примерно 8 тысячами лет до Рождества Христово. Одни из первых упоминаний о гипнозе обнаружены на территории славянских племен. До сих пор одним из самых сильных направлений гипноза является Русский нетрадиционный гипноз.
У многих людей гипноз вызывает противоречивое отношение. Конечно, с одной стороны, гипноз способен исцелить душевные заболевания, но есть и другая сторона, о которой нельзя забыть — которая таит в себе угрозу. Гипнотизер имеет полную власть над загипнотизированным и может использовать его в своих противоправных целях.
Ж. Льежуа отмечал, что субъект, приведенный в глубокий гипнотический транс, становится в руках гипнотизера «настоящим автоматом, как в нравственном, так и в физическом отношениях». Он видит, чувствует, думает и делает только то, что ему приказывают. «Чужая воля как бы изгоняет из его мозга его собственную, или, по крайней мере, чрезмерно суживает пределы ее власти, оставляя для бедной изгнанницы только те части ее господства, которыми она пренебрегает». [3, с. 46] Если гипнотизер замышляет совершить противоправное деяние, то он может использовать сомнамбулу в своих целях: гипнотизируемый может стать как объектом преступного посягательства, так и орудием в выполнении преступных намерений.
В уголовном праве гипноз может рассматриваться как вид психического принуждения и как способ совершения преступления.
Какую бы опасность не представлял для общества «криминальный» гипнотизер во многих случаях уголовную ответственность он избегает, так как преступления, совершенные с применением гипноза, характеризуются высокой латентностью. Для того чтобы не испортить свою репутацию жертвы гипнотизеров не обращаются в правоохранительные органы.
Криминальны гипноз — это терапевтические действия человека, направленные на совершения преступлений любого характера, для удовлетворения своей выгоды.
Лицо, которое не ведает что делает, которое не понимает значения своих действий и не руководит ими, не подлежит уголовной ответственности. Н. С. Таганцев считает, что такое лицо, которое совершает преступление по воле гипнотизера, должно быть освобождено от уголовной ответственности.
Невменяемость в уголовном праве — это такое состояние человека, когда он не в полной мере сознает всю опасность своих действий, не может руководить ими, т. к. болен психическим заболеванием или другим патологическим состоянием собственной психики именно при совершении преступления. [4,с.52] В понятии невменяемости существует два критерия — юридический и медицинский. По юридическому критерию загипнотизированный находится в руках гипнотизера как автомат и не может осознавать и руководить своими действиями. А медицинский критерий подразумевает болезненное состояние психики, однако гипноз таковым не является. Гипноз — особое психофизическое состояние. Это не сон и не бодрствование, и возникает он в результате внушения, а не заболевания. [5, с.194.]
Загипнотизированное лицо несет ответственность за совершенные им общественно опасные деяния, в том случае если лицо могло руководить своими действиями, в этом случае оно является исполнителем преступления. А также в том случае если лицо знало или были подозрения, что его хотят загипнотизировать для совершения преступления, но не приняло меры сопротивления действиям гипнотизера. Бывают и такие случаи, когда лицо желает быть загипнотизированным, в таком случае оно является исполнителем преступления, а гипнотизер — пособником.
Когда лицо не знало о готовившемся в свой адрес гипнотическом внушении или во время гипноза не руководило своими действиями, не в состоянии было оказать сопротивление гипнотизеру, в таких случаях оно должно быть оправданным.
Психическое принуждение — это такое воздействие на психику, которое парализует волю, но иногда ее достаточно, для того чтобы руководить своими действиями.
Литература:
- Бородулин В. И., Горкин А. П., Гусев А. А., Ланда Н. М., Петровская Л. И., Симолин А. В., Синюков В. Д., Туманова Н. Л. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. — М., 1999. — 543с.
- Китаев Н. Н. Гипноз и преступления: Лекция для специальности 021100 (Юриспруденция). — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006.– 233с.
- Льежуа Ж. Гипнотизм и преступность / Под ред. В. М. Бехтерева. Казань: Типолитография Императорского Университета, 1893. — 46 с.
- Агаджанян Э. М., Бидова Б. Б., Оссауленко С. Л. Уголовное право в схемах и определениях (общая часть): Учебное пособие. — Кисловодск: УЦ «Магистр», 2015. — 196с.
- Большой психологический словарь/ Под ред. В. П. Мещерякова. — М.: Олма-Пресс, 2004. — 769с.