В статье рассматриваются особенности развития двигательных качеств юных спортсменов групп начальной спортивной специализации.
Ключевые слова: юные спортсмены, анатомо-физиологические особенности, двигательные качества.
Специалист [3] высказывает мнение о том, что для применения рациональной методики обучения юных баскетболистов необходимо знать закономерности возрастного развития главнейших систем организма. Изменения, происходящие в строении и физиологическом состоянии организма юных спортсменов, обусловлены не только начальным воздействием систематических занятий физическими улучшениями, но и возрастными особенностями.
Возраст 11–12 лет характеризуется относительным замедлением роста тела и более интенсивным прибавлением веса. Кости скелета в этом возрасте еще недостаточно прочны, связки суставов эластичны и растяжимы, мышцы развиты относительно слабо. Относительная слабость мышечной системы детей предрасполагают к деформации позвоночника и грудной клетки, к нарушениям нормальной осанки.
У мальчиков прирост веса мышц по отношению к весу тела больше, чем у девочек, а, следовательно, и лучше развита мышечная сила.
У детей 11–12 лет организм в целом развивается активнее, чем у взрослых, поэтому общее количество крови по отношению к весу тела у них больше, а также больше величины ударного и минутного объема крови по отношению к весу тела у них больше, а также больше величина ударного и минутного объема крови по отношению к единице веса тела. Однако абсолютная величина ударного и минутного объемов крови у детей и подростков значительно меньше, чем у взрослых.
Сила и частота сердечных сокращений оказывается у детей больше, чем у взрослых. Так частота пульса в норме у них 77–80 ударов в 1 минуту.
У детей относительно широкие отверстия сердца и просветы сосудов, в связи, с чем облегчается перемещение крови, создаются условия для большей скорости кровотока и меньшего сопротивления периферических сосудов. Артериальное давление равно в среднем 165/65 мм.рт.ст., жизненная ёмкость легких в среднем равна 1600–1800 см³, частота дыхательных движений 20–22 в/мин.
При физической нагрузке пульс и дыхание значительно учащаются, ударный объем крови и подъем максимального артериального давления меньше, чем в старшем возрасте, восстановление этих показателей до уровня покоя замедленно. Функциональные возможности организма у детей 11–12 лет невысокие.
Известно, что костный аппарат у детей очень гибок и легко поддается неблагоприятным влияниям, искривляется. Поэтому даются упражнения на выработку правильной осанки. Корригирующие упражнения занимают значительное место среди специальных баскетбольных упражнений.
Внимание у детей этого возраста очень неустойчиво. Они не умеют ни сосредотачивать, ни распределять свое внимание, легко отвлекаются от предмета, не могут сконцентрировать внимание. Искусственное возбуждение их интереса, привлекается новизной упражнений. Каждое задание юные баскетболисты выполняют 7–10 минут, а затем предлагаются новые упражнения, резко отличающиеся по характеру от предыдущего. Быстрое переключение от одного приема к другому не утомляет детей, поддерживает у них стойкий интерес к обучению [4].
В то же время возраст 12 лет является условным периодом в развитии организма мальчиков в условиях баскетбольного тренинга, когда окончательно устанавливается вагусные механизмы сердечной деятельности. В данном возрастном периоде рекомендуется снижение объема физических нагрузок. В возрасте 14–15 лет у юных баскетболистов наступает стабилизация вегетативного баланса. Рекомендуется снижение объема спортивных физических нагрузок с целью недопущения развития процессов дезадаптации [10].
Содержание занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношей зависит от возрастных особенностей, которые следует учитывать при планировании, построении и проведении занятий. Кроме того, нужно иметь ввиду, что по своему биологическому развитию дети одной возрастной группы отличаются от средних данных возрастной группы на два и даже более в ту и другую сторону [7,9].
По мнению известных тренеров по легкой атлетике [7] длительные напряжения, связанные с жестким приземлением на твердый грунт, поднимание и бросание тяжелых не по силам предметов (штанга, ядро, диски и др.) могут повредить диэтифизорный хрящ, привести к искривлению позвоночника, нежелательным изменениям в грудной клетке и в строении кисти руки. Чтобы костная система развивалась нормально, нужно правильно подбирать и умело дозировать упражнения. Наиболее ценными из них являются бег и прыжки.
При работе с детьми следует не забывать об анатомо-физиологических и психологических особенностях возрастного развития, что на занятиях допустимы значительные нагрузки. Однако следует помнить, что нагрузки должны быть непродолжительными и обязательно чередоваться с активным отдыхом. Для этого при обучении возможно чаще применять подвижные игры, упражнения, имитирующие игровые приемы, учебные игры по упрощенным правилам и с уменьшенным количеством участников, соревнования в выполнении отдельных игровых приемов [1,9].
Развитие мышечной силы соразмерно с возрастными возможностями ребенка. Имеет важное значение для всестороннего совершенствования его двигательных движений.
Исследованиями многих авторов доказано, что развитие силы различных мышечных групп происходит у детей и подростков гетерохронно [5,2]. С 7–8 до 11–12 лет сила мышц возрастает в среднем на 30–60 %. Темпы прироста отдельных мышечных групп у младших школьников неравномерны. Наиболее интенсивно, особенно с 10–11 лет развивается сила разгибателей туловища, затем разгибателей бедра и спины, далее сгибателей плеча, туловища и наконец, сгибателей и разгибателей предплечья и голени.
В младшем школьном возрасте более выраженный прирост силы у мальчиков отмечается с 11–12 лет. К этому же периоду у детей начинает проявляться преимущественно в силе мышц правой руки. В подростковом возрасте мышечная сила развивается весьма умеренно.
Изучение выносливости школьников к работе разной интенсивности (60,70,90 % и до максимума) показывает, что наибольший темп прироста выносливости к циклической работе интенсивностью 90 % наблюдается у мальчиков 10–14 лет [9].
За счет интенсивного развития в 7–11 лет двигательных функций, обеспечивающих быстроту движений (частоту, скорость движений, время реакции) подростки очень хорошо адаптируются к скоростным нагрузкам и могут показывать отличные результаты в беге, плавании, то есть, там, где быстрота движений имеет важное значение. У младших школьников имеются все морфофункциональные предпосылки для развития такого качества как гибкость. Большая подвижность позвоночного столба, высокая растяжимость связочного аппарата обуславливает высокий прирост гибкости в 7–10 лет [6].
Особенно заметно влияние физических упражнений на развитие костной системы. Наибольшей подвижностью обладает позвоночник у детей 8–10 лет.
Таблица 1
Возраст |
Максимальное |
Минимальное |
7–8 лет |
99 мм.рт.ст. |
64 мм.рт.ст. |
9–12 лет |
105 мм.рт.ст. |
70 мм.рт.ст. |
Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека относительно коротка и сужена в пяточной области. У детей по стопе больше развита подкожная жировая клетчатка. Надо учитывать, что объем движений в стопе у детей больше, чем у взрослых. Формирование сводов стопы завершается к 11–12 годам, вся стопа формируется к 16–18 годам. Поэтому чрезмерные нагрузки в этот период могут привести к плоскостопию.
Важное значение имеют особенности развития мышечной системы у детей. С возрастом объем, структура, химический состав и функции мышц меняются. У детей 8–10 лет мышечная система еще развита слабо. Процентное отношение мышечной массы к массе тела составляет 27,2 %, в 14–15 лет этот показатель равен 32,6 %, у юношей 18 лет он составляет 44,2 %.
В период 8–12 лет прирост силы мышц верхних конечностей происходит интенсивнее, чем нижних, средний прирост силы сгибателей голени равен 3,6 кг, а сгибателей кисти 3,5 кг.
Работоспособность детей и подростков, а также приспособляемость их к физическим нагрузкам определяется состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной системы /2/.
Время кругооборота крови меняется с возрастом:
6–10 лет — 16 сек.
11–13 лет — 17 сек
14–16 лет — 18 сек.
В детском и подростковом возрасте сердечная мышца еще не достигает завершения своего развития. Минутный объем крови с возрастом увеличивается, а величина минутного объема на 1 кг веса уменьшается.
Эти показатели характеризуют следующими величинами:
8 лет -2240 мл и 88мл/мин
15 лет -3150 мл и 70 мл/мин.
С возрастом повышается артериальное давление крови, которое характеризуется величинами:
Следует отметить, что благоприятной особенностью сердечно-сосудистой системы у детей является то, что относительное количество крови у детей больше чем у взрослых. Артерии детей отличаются большей эластичностью, капилляры широкие, вены узкие.
Вследствие этого ткани детей питаются кровью интенсивнее, чем у взрослых, процесс окисления протекает более активно. Поэтому у детей наблюдается более короткий период восстановления по сравнению с взрослыми.
Дыхательная система у детей находится в стадии развития, частота дыхания быстро изменяется под влиянием различных величин и внутренних воздействий (таблица 2).
Таблица 2
Данные легочной вентиляции (мл)
Возраст (лет) |
В покое |
Стоя |
При ходьбе |
При беге |
8–9 |
4500 |
5500 |
11500 |
45000 |
10–13 |
5500 |
7000 |
15000 |
55000 |
Важное значение имеют показатели, характеризующие возрастную динамику функционального состояния аппарата дыхания у детей.
Жизненная ёмкость легких с возрастом увеличивается и достигает следующих величин:
7-лет — 1400 мл.
12–14 лет — 2000 мл.
Изменяется также количество поглощения кислорода из одного литра воздуха:
8–10 лет — 35–36 мл.
14–16 лет — 38–43 мл.
В связи с этим занятия футболом на воздухе имеют большое значение для улучшения работы органов дыхания у детей, подростков в условиях неблагоприятных факторов внешней среды Приаралья, где наблюдается увеличение заболеваний органов дыхательной системы.
В 1993 году страны Центральной Азии создали Международный Фонд спасения Арала (МФСА). Группой специалистов /8/ было установлено, что состояние здоровья населения зоны Приаралья вызывает беспокойство. Увеличились случаи респираторных заболеваний.
С этой целью необходимо организовать спортивные секции для детей, подростков по различным видам спорта.
Организация и методика самих занятий должна способствовать решению широкого комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач, в том числе:
1) Обеспечить полноценное физическое развитие и укрепить здоровье учащихся;
2) Воспитание волевых качеств и характера;
3) Формирование устойчивой привычки к систематическим спортивным занятиям;
4) Развитие физических качеств;
5) Овладение знаниями, умениями, навыками необходимыми для участия в соревнованиях.
В то же время подготовка юных спортсменов отличается особой многогранностью. Это объясняется, во-первых, анатомо-физиологическими особенностями детей, подростков; во- вторых многообразием педагогических задач. Для тренера необходимо знать содержание и специальные методы обучения, тренировки, но и глубоко разбираться и понимать специфику педагогического процесса, обусловленного особенностями детского организма.
Литература:
- Антонов Е. Е., Никитюк Б. А. Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта. М-1991.-82 с.
- Городниченко Э.А, Возрастные изменения статической выносливости и силы разных групп мышц у школьников 8–17 лет./ В сб. Развитие двигательных качеств школьников/ М. «Просвещение». 1987- с 44–49.
- Зельдович Т. Подготовка юных баскетболистов, Учебное пособие. М. ФиС,1964–216 с.
- Зинин А. Детский баскетбол. М. ФиС, 1969- 173 с.
- Коробков А. В. Развитие и инновация функций различных групп мышц человека в онтогенезе. М. 1958–21с.
- Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. М. «Педагогика»; 1979–76 с.
- Озолин Н. Г., Марков Д. П. Легкая атлетика. Учебник. М. ФиС 1972–672с.
- Питер Навзатия, Ральф Петрович, Ханс Вильянс, Александр Лагинский (русская версия) Катастрофа Аральского моря, Kvintapoint, Ташкент 2010–43с.
- Чернов К. Л., Федотова В. Г. Выносливость и методы её развития у лиц разного пола и возраста / Мат. 3-й, Всесоюз. научн. конф. по проблемам юношеского спорта. М. 1973. — С. 44–46
- Шаханская А. В., Кузьмин А. А., Даутов Ю. Ю., Петрова Г. Г. Влияние нагрузки на функциональное состояние и регулярно адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы юных баскетболистов с учетом соматотипологической принадлежности. // Теория и практика физической культуры. 2014. — № 11.- С. 21–23