К вопросу о социально-экономическом положении туземных племен в Дальневосточной республике (1920-1922 гг.) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №10 (10) октябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Раднаева С. Б. К вопросу о социально-экономическом положении туземных племен в Дальневосточной республике (1920-1922 гг.) // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 284-287. — URL https://moluch.ru/archive/10/706/ (дата обращения: 13.12.2018).

Коренное нерусское население буферного демократического государства Дальневосточная республика (ДВР), существовавшей в период 1920-1922 гг., было представлено т.н. туземными инородческими племенами, к которым можно отнести: 1) туземные племена манчжуро-тунгусской группы: гольды (нижний Амур и Уссури) 5016 чел.; нигидальцы (р. Амгунь) 423 чел.; ольчи (в Хабаровском и Удском уездах) 1457 чел.; ороки (восточный берег Сахалина) 395 чел.; орочены (Верхняя Ангара, Витим, верховье Олекмы) 2407 чел.; орочи (склоны хребта Сихоте Алинь, берег Татарского пролива); самогиры (р. Горюнь) 425 чел.; тазы, окитаенные орочи (по р. Уссури и берегу моря); собственно тунгусы (по всей северной границе с клином до южной границы Забайкалья) примерно 8848 чел.; остатки когда-то довольно многочисленных манчжур, дауров (Амур); солонов (р. Уссури) 159 чел.; манегров (нижняя Зея) 160 чел. и 2) северо-восточной группы – гиляки (устье Амура и Сахалина) [7, с. 7]. Всего туземцев на территории Дальневосточной республики насчитывалось от 20347 [8, с. 48] до 30000 чел.[13, с. 1].

Туземные племена Дальневосточной республики населяли преимущественно северную и северо-восточную части территории государства (Прибайкалье и Амурскую область). Туземцы находились на низком уровне развития, вели кочевой образ жизни. Основными видами хозяйственной деятельности являлись охота, рыболовство, оленеводство, которое служило, главным образом, подсобным занятием при передвижении их в районах охоты. Гольды и ольчи разводили ездовых собак [13, с. 1].

Тунгусы обитали преимущественно в восточной части Забайкалья, где поселения их располагались чересполосно с поселениями русских и бурят. Отдельная группа, сохранившая бродячий образ жизнь, обитала в Баргузинской тайге, где стала носить название орочен [10, с. 4]. Также как и русификация угрожала бурятам, бурятизация угрожала тунгусам, значительная часть которых забыла свой родной язык, усвоила чисто бурятскую культуру. В целом, более примитивный и менее высокий уровень организации общественного порядка и экономики на деле отличали тунгусов (также называемых «эвенками») от бурят. Главную роль в тунгусской экономике играли охота и рыболовство, часть тунгусов занималась оленеводством. Почти все они практиковали шаманизм, и лишь немногие из них приняли буддизм [11, с. 43].Вообще к началу 1920-х гг. процесс ассимиляции тунгусов в целом был закончен: практически все тунгусы Забайкальской области (группы армакских инородцев Селенгинского уезда, а также казаки-акшинцы) или уже обурятились или обрусели [5].

Туземные племена Амурского края представляли смесь племен тюрко-монгольского и маньчжурского. Наиболее значительными этнографами являлись якуты и тунгусы, которые встречались почти повсеместно в пустопорожних, незаселенных местах Амурской области. Вели они частью кочевой, частью оседлый образ жизни. Наиболее поддающийся влиянию современной культуры народностью являлись якуты, которые, в местах соприкосновения их с русским элементом, почти все перешли к оседлому образу жизни и стали заниматься обработкой земли, торговлей и ремеслами. В домашнем обиходе якутов не редкость стало встретить самовар, швейную машину, граммофон и другие предметы культурного обихода. Среди якутов встречались лица, хорошо говорящие по-русски, грамотные и даже учившиеся в русских школах. В начале 1920-х гг. в Амурской области наблюдался значительный прилив якутов из соседней Якутской области, откуда они перебирались под влиянием неурядиц имевших место в последней [1, с. 19].

Прочие инородческие племена находились в тот период еще в состоянии более или менее первобытной культуры. Количественно они были немногочисленны и имели в области ограниченное распределение [12, с 66].

В периодической печати ДВР отмечается и пренебрежительное, презрительное, потребительское и хамское отношение русского населения к туземцам: «туземец (инородец, азиатец) в представлении русского, сибирского крестьянина не человек. Повсеместно на Оби, Енисее, в Минусинском крае, Якутской области и здесь, в Забайкалье, на Амуре можно услышать обычное полупрезрительное наименование туземцев вроде: «самоедишко», «тунгусишко», «бурятишко», «ламутишко» и т.д., а иногда просто: «зверь», «лесной зверь», «погань», «собака» и пр.» [4, с.2]. Автор этой статьи, который подписался инициалами «М. П.» и не посмел себя раскрыть полностью, отмечает, что «в период завоевания Сибири русский землепроходец, казак, служилый человек в туземце видел врага, готового напасть, убить и разорить заимку, острог и зимовье… Горсть русских людей захватила огромный край, и с этого момента начали складываться рабовладельчески-кабальные отношения между русскими и туземным населением. Русский человек сделался неограниченным, бесконтрольным хозяином над имуществом, семьей и жизнью самого туземца, а последний стал предметом самой широкой экплоатации всех слоев сибирского населения». Далее автор продолжает: «под гнетом полного бесправия началось обеднение туземцев. Захват лучших земель, обирательство, спаивание, развития болезней положили начало падению туземной культуры, а вместе с этим началось и угасание Сибирских туземцев» [4, с. 2].

Как отмечал выдающийся этнограф В.Г. Богораз: «вымирание туземных племен в Северо-Восточной Сибири происходило в прямой или непрямой связи с воздействием культуры, как это имело место также и в других странах. Население убывало благодаря кровопролитным войнам, которые вели казаки-завоеватели, а также благодаря последующим избиениям, которыми укрощались «мятежи» «немирных инородцев». Сыграли свою роль и жестокие притеснения, непомерные налоги, ранее совершенно неизвестные, и прочие взыскания со стороны чиновников и казаков, которые нередко обращали в рабство наиболее сильных мужчин и женщин, сюда же надо отнести и вымогательства и обман купцов, которые закабаляли туземцев долгами. Заразительные болезни, занесенные из России, произвели опустошение не только среди туземцев, но также и среди завоевателей, живущих в тех же материальных условиях… Хуже всего было то, что туземцы теряли свою жизненную энергию, побудительные стимулы к жизни, которые давали им силу и волю к борьбе с суровой северной природой» [2, с. 20].

Низкий уровень жизни и тяжелые условия существования в суровых  реалиях гражданской войны и разрухи ухудшили и без того тяжелое положение туземцев. Незащищенность со стороны государства способствовала тому, что туземцы экономически стали зависеть от таежных хищников-купцов и китайских спекулянтов, которые, как отмечалось «обычно при торговле пускают в дело спирт и за бесценок забирают пушнину» [8, с. 49].  Зимой 1921 г. японцы со стороны Удска проникли из Охотского моря по системе р. Уды в северную часть Амурской области, где занимались спаиванием и собиранием пушнины [7, с. 7].

В Приамурье в 1921 г. туземцы подверглись реквизициям меркуловских банд, вследствие этого голодали из-за отсутствия хлеба и оружейных припасов, что не позволило туземцам добыть охотой себе пропитание. Особенно сильный голод был среди туземцев Кара-Урми, Буреи и Амгуни, которые, чтобы совсем не умереть с голоду, вынуждены были питаться березовой корой [8, с. 49]. Помимо отсутствия оружия, боеприпасов и рыболовных принадлежностей причиной голода явилось и банальное отсутствие соли, что не позволило туземцам засолить рыбу и мясо впрок. Как отмечает М. Плотников «случилось небывалое явление в туземной жизни: туземец голодал не потому, что не было зверя или рыбы, а не было возможности, за отсутствием оружия промысла и орудий лова, их добыть» [8, с. 50].

В Баунтовском ороченском районе туземцам пришлось пустить на забой для пропитания собственные оленьи стада, что стало прямой причиной падения в районе оленеводства и сокращения численности оленьих стад (оленьи стада в 40 голов стали считаться крупными, тогда как ранее стада в 30 голов считались средними).

Эксплуатация туземцев проявлялась также и в несправедливом обмене товаров туземного промысла на продукты, которыми охотники запасались перед тем, как уйти на охоту в тайгу. Так, например, обычно туземцу-охотнику в тайге необходим был следующий запас: 2-3 плитки чая, 10-12 фунтов табака. В 1921 г. обмен между туземцем и купцом-скупщиком осуществлялся следующим образом: 10 шкурок белок (или же одна шкурка лисы) за один кирпич чая и 2 шкурки белки за фунт табака. Таким образом, охотник должен был заплатить 20-30 шкурок белки за чай и 20-24 шкурки за табак, суммируя, получим общее количество в 40-54 шкурки белки [7, с. 10]. Помимо табака и чая охотник также нуждался в муке, ситце, порохе, свинце и пр. и эти предметы обменивались по аналогичному «обменному курсу». Возникала целая порочная система, которая толкала охотника на добычу большего количества пушнины, что приводило к уменьшению естественного воспроизводства пушного зверя и рыбы и истощению пушного и рыбного промыслов.

Из-за отдаленности районов проживания туземцы узнавали об изменениях в стране с большим запозданием, так, например, на руках у них оказалось большое количество уже недействительных аннулированных денежных знаков, которые туземцы обменять не успели, что также усугубляло и без того их тяжелое положение.

В районах проживания туземцев практически полностью отсутствовали фельдшерские пункты, не было медикаментов, способных защитить их от различных эпидемических заболеваний вроде тифа, оспы, цинги, лихорадки, сифилиса.

Плачевным было положение и в сфере культурно-просветительской: «школ в туземных районах нет. Старые позакрывались, в новых открыть не представляется возможным» [8, с. 50].

«Голод, вечная задолженность, эпидемические заболевания и загнанность – так можно охарактеризовать современное состояние почти каждого туземного племени на территории ДВР», отмечал М. Плотников [9, с. 131].

Как отмечает автор Панжитов Н. «с первого же момента занятия русскими Дальнего Востока и Крайнего Севера Камчатки, Сахалина и Анадырского округа, инородческие племена беспощадно и хищнически эксплуатируются. Местные китайские и русские скупщики пушнины, подчинив своему влиянию стойбища и урочища инородцев, не только вымогательски и обманным путем систематически разоряли кочующие племена, но и внесли в их простую жизнь – детей природы – ложь, обман, насилие и пороки… Предоставленные сами себе, вдали от культурных центров, без малейшей медицинской помощи, многие их них становятся жертвами цинги, лихорадки и тифа» [6, с. 2].

Авторы статей о положении туземных племен со страниц периодической печати Дальневосточной республики призывали правительство обратить внимание на такое ухудшающее состояние туземных племен и принять конкретные меры по исправлению ситуации: «Долг и обязанность Правительства Республики оказать немедленную материальную, врачебную и моральную помощь гибнущим вымирающим племенам» [6, с. 2]. «На современном правительстве, вышедшем из недр революции лежит по отношению к туземцам трудная обязанность вывести их из униженного и рабского состояния, вывести их на путь приобщения к более высокой культуре» [9, с. 131].

Туземцы ДВР проживали в очень сложных и суровых природно-климатических условиях, но при этом были прекрасными охотниками и добытчиками такого важного экспортного вида товара, как пушнина. Как отмечается в рецензии на книгу-брошюру М Плотникова «Туземный вопрос в Дальневосточной республике»: «достаточно вымереть, например, ороченам в тайге или самоедам в тундре, эти места надолго совершенно обезлюдеют. Инородец вынослив, приспособлен к суровым условиям тайги. Без его помощи русский не углубится ни в тундру, ни в тайгу, он – главный зверолов, рыболов и поставщик пушнины на русский и заграничный рынок» [3, с. 5]. Отмечается, что забайкальский орочен хорошо выносит холод и часто спит на морозе, совершенно ничем не укрывшись [14, 15].

О выносливости туземцев свидетельствует также следующее: в 1859 г. на остров Колгуев [16] переселились с материка 100 самоедов. Удаленные от русских и зырян, они там стали богаче и многочисленнее. В 1774 г. архангельский купец Бараман выселил на свое иждивение на этот же остров сорок человек обоего пола раскольников (русских), которые за исключением четырех человек вымерли, несмотря на поддержку всем необходимым в тундре [7, с. 8].

Конечно, такая выносливость, приспособленность к тяжелым условиям обитания и природные навыки охоты делали туземцев бесценными добытчиками валютного экспортного товара – пушнины.

М. Плотников отмечает, что «за время своего обитания на лоне суровой природы туземцы накопили огромный и разнообразный опыт и в силу своего опыта и приспособленности являются, действительно, единственными возможными обитателями. Колонизационное движение из Европейской России в Сибирь едва ли коснется тундр и тайги, и пришлый элемент не сделается здесь оседлым и не заменит аборигенов страны, веками приспособляющихся к суровой местной природе и условиям жизни» [7, с. 8].

Таким образом, социально-экономическое положение туземцев в Дальневосточной республике было крайне тяжелым: суровые условия обитания, низкий уровень культурного развития, отсутствие школ и больниц, правовая незащищенность со стороны государства, разрушенные войной хозяйственные отношения – все это привело к тому, что туземцы стали вымирать. Но при этом они играли важную роль в хозяйственно-экономическом освоении труднодоступных районов республики. Туземцы оказались наиболее приспособленными жителями в суровых условиях тундры и тайги, они были «проводниками» русских для освоения  эксплуатации этих территорий, богатых лесными, растительными, пушными ресурсами, а также природными ископаемыми, в том числе золотом. Туземцы являлись добытчиками экспортного товара – пушнины, которая стала в период гражданской воны, когда оказались нарушенными все торгово-экономические связи, доставаться китайцам и японцам в ходе спекулятивных и неравноправных сделок, и перестала, таким образом пополнять бюджет ДВР. Правительству необходимо было принять незамедлительные меры по улучшению социально-экономического и правового положения вымирающих туземцев в демократической Дальневосточной республике.

 

Библиография:

1.      Антонов Е.П. Власть и национальная интеллигенция Якутии в 1920-е гг. // Россия и АТР. – 2005. - № 4. – С. 19-21.

2.      Богораз В.Г. Чукчи (авторизированный перевод с английского). Часть I., Ленинград: Изд-во институтов народов Севера ЦИК СССР. – 1934. – 192 с.

3.      Дело. – 1922. – № 239 (19 ноября).

4.      М.П. Ложный взгляд//Забайкальский крестьянин. – 1922. - № 28 (24 июля).

5.      НАРБ. Ф. 278. О. 1. Д. 32. Л. 99.

6.      Панжитов Н. Вымирающие племена//Дальне-Восточная Республика. – 1921. - № 78 (266) (27 апреля).

7.      Плотников М. Туземный вопрос в Д.В.Р.//Вестник Д.В.Р. – 1922. - № 4. – С. 7-13.

8.      Плотников М. Туземный вопрос//Вестник Д.В.Р. – 1922. – № 5-6. – С. 48-55.

9.      Плотников М. Туземцы Дальнего Востока//Жизнь национальностей. – 1923. – кн. 344. – С. 122-131.

10.  По родному краю. Краткий очерк Дальне-Восточной Республики и Прибайкалья: Верхнеудинск. – 1922. –  108 с.

11.  Рупен Р. Монголы двадцатого века (Гл. I и II) (Пер. с англ. А.З.Хамарханова). – Улан-Удэ. – 2004. – 82 с.

12.  Туземные племена Амурского края (Доклад Амурского нацотдела)//Вестник Д.В.Р. – 1922. – № 2. – С. 66-68.

13.  Туземцы ДВР//Дело. – 1922. - № 19 (24 сентября).

14.  http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/75441/Орочоны

15.  http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/074/74990.htm;

16.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Колгуев

 

Основные термины (генерируются автоматически): Туземец, Дальневосточная республика, Амурская область, племя, Сахалин, уссури, шкурка белки, Дальний Восток, Дальне-Восточная Республика, Амурский край.


Похожие статьи

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика

Главный сельскохозяйственный район Дальнего Востока находится на юге в долине Амура и Уссури.

История становления физического воспитания коренных народов...

На территории Хабаровского края Российского Дальнего Востока по берегам реки Амур издревле проживают семь коренных малочисленных народов: нанайцы, ульчи, нивхи, орочи

Часть нанайцев (хэджэ) расселена в Северо-Восточном Китае в бассейне рек Сунгари и Уссури.

Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа

Основными странами-контрагентами во внешнеторговом обороте Дальнего Востока являются страны Северо-Восточной Азии: Китай, Республика Корея и Япония. Их доля в общей структуре составляет более 70 %.

Краснознаменная Амурская флотилия и Тихоокеанский флот...

На многие тысячи километров, от Ледовитого океана до границы Корейской Народно-Демократической Республики, протянулись прекрасные и богатейшие земли российского Дальнего Востока.

Церковная жизнь на Дальнем Востоке СССР в 1922–1933 гг.

Удаленность от центральных районов страны и последующие события гражданской войны, образование буферного государства Дальневосточной республики (ДВР) в 1920 г. на какое-то время отсрочили реализацию в отношении Церкви на Дальнем Востоке декретов советской...

Скансены, как перспективный туристский ресурс территории

К сожалению, на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае нет музея типа скансена. Причин этому можно назвать множество от непопулярности Дальнего Востока как туристского региона до слаборазвитой инфраструктуры и

 Музей истории Амурского моста (Хабаровск).

Современное состояние и направления улучшения...

Дальний Восток, проект, камчатский край, приморский край, сахалинская область, инвестиционная деятельность, хабаровский край, Якутия, Чукотский АО, амурская область.

Влияние участия китайских граждан в революции 1917...

Дальний Восток объявлялся «сферой влияния» США и Японии» [9, c. 8]. Несмотря на то, что к июню 1918 г. Японией был разработан план

Персиц, М. А. Дальневосточная республика и Китай. Роль ДВР в борьбе Советской власти за дружбу с Китаем в 1920–1922 гг. / М. А. Персиц.

Благовещенская и Приамурская епархия в условиях советской...

Приамурская епархия, Дальний Восток, гражданская война, советская власть, священнослужитель, Церковь, патриаршая церковь, дальневосточная республика, Московский Патриархат, Амурская область.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика

Главный сельскохозяйственный район Дальнего Востока находится на юге в долине Амура и Уссури.

История становления физического воспитания коренных народов...

На территории Хабаровского края Российского Дальнего Востока по берегам реки Амур издревле проживают семь коренных малочисленных народов: нанайцы, ульчи, нивхи, орочи

Часть нанайцев (хэджэ) расселена в Северо-Восточном Китае в бассейне рек Сунгари и Уссури.

Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа

Основными странами-контрагентами во внешнеторговом обороте Дальнего Востока являются страны Северо-Восточной Азии: Китай, Республика Корея и Япония. Их доля в общей структуре составляет более 70 %.

Краснознаменная Амурская флотилия и Тихоокеанский флот...

На многие тысячи километров, от Ледовитого океана до границы Корейской Народно-Демократической Республики, протянулись прекрасные и богатейшие земли российского Дальнего Востока.

Церковная жизнь на Дальнем Востоке СССР в 1922–1933 гг.

Удаленность от центральных районов страны и последующие события гражданской войны, образование буферного государства Дальневосточной республики (ДВР) в 1920 г. на какое-то время отсрочили реализацию в отношении Церкви на Дальнем Востоке декретов советской...

Скансены, как перспективный туристский ресурс территории

К сожалению, на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае нет музея типа скансена. Причин этому можно назвать множество от непопулярности Дальнего Востока как туристского региона до слаборазвитой инфраструктуры и

 Музей истории Амурского моста (Хабаровск).

Современное состояние и направления улучшения...

Дальний Восток, проект, камчатский край, приморский край, сахалинская область, инвестиционная деятельность, хабаровский край, Якутия, Чукотский АО, амурская область.

Влияние участия китайских граждан в революции 1917...

Дальний Восток объявлялся «сферой влияния» США и Японии» [9, c. 8]. Несмотря на то, что к июню 1918 г. Японией был разработан план

Персиц, М. А. Дальневосточная республика и Китай. Роль ДВР в борьбе Советской власти за дружбу с Китаем в 1920–1922 гг. / М. А. Персиц.

Благовещенская и Приамурская епархия в условиях советской...

Приамурская епархия, Дальний Восток, гражданская война, советская власть, священнослужитель, Церковь, патриаршая церковь, дальневосточная республика, Московский Патриархат, Амурская область.

Задать вопрос