Автор: Нутфуллина Татьяна Ринатовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (1) декабрь 2008 г.

Статья просмотрена: 152 раза

Библиографическое описание:

Нутфуллина Т. Р. Перспективные элементы зарубежного опыта в российской системе подготовки менеджеров // Молодой ученый. — 2008. — №1. — С. 265-270.

Россия в постановке целей образования руководствуется, как и любая другая страна, следующими принципами:

-     принципом соответствия мировым тенденциям в науке и образовании;

-     принципом соответствия потребностям российского общества с учетом нацио­нального и культурного своеобразия страны.

С учетом политической и социально-экономической нестабильности российских ус­ловий в процессе педагогического проектирования модели менеджера в России должен быть учтен комплекс личностных и профессиональных требований к руководителю, в соответст­вии с которыми должна осуществляться подготовка менеджеров в России. Нами были выяв­лены следующие проблемы, ставшие одной из причин неэффективной профессиональной деятельности менеджеров в России.

Первая проблема - недостаточное владение психологией межличностного общения, формированием эффективных коммуникаций (коммуникативная функция менеджера), вследствие недостаточности практико-ориентированного подхода, стимуляции активности обучающихся в процессе подготовки, что отражается в неэффективности результатов важного вида деятельности руководителя-управления персоналом.

Менеджеры в России в рамках очерченной проблемы недостаточно владеют теори­ей и практикой конфликтологии и часто не могут найти выход из конфликтных ситуаций,  что противоречит требованию к руководителю - быть предельно объек­тивным независимо от своих симпатий. Неумение общаться и контактировать с подчинен­ными является причиной неумения влиять на людей, вследствие чего менеджер не может до­биться от них выполнения обязательств либо изменить их решения; неумение руководить коллективом на уровне современных требований (быть лидером), часто являются причиной нехватки практической способности добиваться результатов с помощью усилий других сотрудников (что, по сути, является целью эффективного менеджмента); низкая способность формировать коллектив - это причина неспособности или нежелания помочь группам сотрудников в их развитии и со­вершенствовании, неумение вести деловые переговоры также является следствием недостаточного владения коммуникативной функцией менеджера.

Вторая проблема - недостаточный уровень владения управленческими умениями (организационная, аналитическая, прогностическая, контролирующая функции менеджера), вследствие недостаточности практико-ориентированного подхода в подготовке, интеграции вузов, науки и производства, организации периодических курсов повышения квалификации с обзором инновационных технологий, проблемности, стимулирования творческой активно­сти в процессе подготовки[6].

Рассмотреть вопрос заимствования перспективных элементов зарубежного опыта, которые целесообразно использовать в российской системе подготовки менеджеров можно на нескольких уровнях. Первый уровень - структурная организация системы подготовки.

Для решения проблемы преемственности и системности подготовки особое внима­ние следует уделить вопросу непрерывности профессиональной подготовки менеджеров в России. Только непрерывная подготовка и самоподготовка без отрыва от производства может дать плоды. Она не может ограничиваться проведенными собеседованиями. Выводы, не сопровождаю­щиеся практической деятельностью, бесплодны, так как наглядные примеры более поучи­тельны, чем слова. Преподаватель, перед которым поставлена задача обучать менеджеров, должен быть "демонстратором" провозглашаемых им методов. Ему недостаточно быть крас­норечивым, он должен служить живым примером, которому подражали бы обучаемые.

В целом, система подготовки менеджеров и повышения их квалификации должна включать в себя три взаимосвязанных уровня обучения, уровень базовой подготовки, уро­вень должностной подготовки (специализация), уровень повышения квалификации. В России же на данный момент интенсивно развивается лишь первый уровень. Здесь предла­гается опыт США по созданию профессиональных обществ, которые включают менеджеров - практиков, преподавателей и студентов, заинтересованных в развитии профессии менедже­ра и совершенствовании процесса подготовки специалистов в области управления. В каждом профессиональном обществе имеется специальный комитет по  образованию. В профессио­нальных журналах обсуждаются современные и перспективные задачи подготовки специа­листов в области менеджмента, и пропагандируется передовой опыт вузов в организации учебного процесса. Общества также организуют курсы повышения квалификации для руко­водителей, проводят конференции, заняты научно- исследовательской деятельностью в об­ласти управления.

Для решения проблемы интеграции образования, науки и профессиональной дея­тельности на организационном уровне в РФ также предлагается установить более тесную связь между обучающей структурой и производством, что является положительной стороной подготовки менеджеров в Германии. В настоящее время практикуется такая форма обучения, отражающая связь с производством, как практика на предприятии (ежегодная тех­нологическая, аналитическая, управленческая, преддипломная по годам обучения).

Рекомендуется развитие сети "технопарков" (Германия) с целью совместной реализации исследовательских проектов промышленности и университетов, а также расширить диапазон сфер деятельности учебных научно-промышленных комплексов в об­ласти подготовки и повышения квалификации менеджеров, которые дополняют друг друга, необходимые для ее осуществления (различные семинары,  обеспечение учебного процесса, консультации, развитие персонала фирм, организацион­ное развитие).

Необходимо подчеркнуть особую важность практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке менеджеров в РФ, т. к, именно применяя свои знания на прак­тике можно сделать выводы о качестве подготовки, научиться самостоятельно принимать решения, приобрести определенные деловые качества, необходимые каждому менеджеру. К сожалению, в Россия такая форма подготовки зачастую носит формальный характер. Это происходит из-за того, что фирмы не согласны брать к себе на 3 месяца человека, обучать его всем тонкостям работы, часто раскрывая коммерческую тайну. Для того чтобы фирмы согласились взять на практику такого студента, необходимо, чтобы фирма была уверена в его квалификации благодаря знаниям, данным в учебном заведении, а также намеревалась, в случае успешного прохождения практики, взять его к себе на работу.

Лабиринт

Подобный уровень квалификации трудно дать в государственном учебном заведе­нии, так как подготовка специалистов для коммерческих предприятий не является основной целью государственных вузов. Они осуществляют подготовку специалистов в большинстве своей для государственных органов власти и управления и государственных предприятий.

Кроме того, организация такой специальной подготовки требует затрат средств, большого количества специализированной техники, тесного контакта между учебным за­ведением и коммерческими фирмами, предоставляющими информацию о деятельности фирм и возможность прохождения обучающимся практики в их подразделениях. Для решения данной проблемы возможно использование опыта США (case-studies) , где больше внимания уделяется изучению опыта фирм и организаций - положительного и отрицательного — для изучения бизнеса путем анализа и обобщения накопленного опыта.

Это возможно только в том случае, когда студент помимо базовых теоретических курсов получает возможность прослушать по своему направлению серию хорошо подоб­ранных спецкурсов, которые бы раскрывали ему практические принципы и технологию ра­боты по данной специализации. Здесь предлагается ввести в процесс подготовки новый для России "синдикатный метод" (Англия) - объединение процесса получение знаний с практи­ком решения конкретных проблем управления [8]. Суть метода состоит в том, что весь поток слушателей разбивается на группы (синдикаты) по 11 человек в каждой, целью которых яв­ляется выработка решения по конкретной проблеме. Процесс обучения в группе проходит под руководством прикрепленного к ней преподавателя колледжа. Вся работа по методу "синдиката" построена так, чтобы звания, получаемые в ходе занятий, сразу же применялись слушателями на практике, При этом решение конкретных проблем стоит на первом месте, а лекции и консультация носят обслуживающий характер.

Следующий вопрос, предлагаемый к рассмотрению и рекомендуемый к внедрению в российских условиях - на уровне организационных: форм и методов подготовки менеджеров.

Объективное требование повышения научного уровня преподавания и совершенст­вования методики обучения менеджеров является сегодня в России важнейшей задачей. Все большее распространение в настоящее время получает следующая точка зрения: методика подготовки и повышения квалификации с большей эффективностью, чем раньше, должна быть направлена на оказание помощи менеджерам в их практической работе.

Как известно, в настоящее время в России основной формой повышения квалифи­кации является периодическое обучение, на курсах со средней продолжительностью обу­чения от одного до трех месяцев. Однако комплексная подготовка менеджеров в столь сжа­тые сроки оказывается не всегда возможной [5]. В данном вопросе предлагается учитывать и необходимость организации повторного обучения специалистов в области менеджмента, ранее обучавшихся в системе повышения квалификации. В связи с этим особое значение имеет задача организации целевой, соответственно тематической специализации подготовки. Другими словами, проведение тематических семинаров по вопросам новых, современных тенденций в менеджменте и путей решения реально существующих проблем на курсах по­вышения квалификации.

Следует также отметить, что курсы повышения квалификации специалистов в об­ласти менеджмента все еще остаются достаточно редким для Россия явлением. В связи с этим предлагается создавать подобную организационную форму обучения при вузах и про­водить ее если не в обязательном, то в обязывающем порядке с целью повышения качества знаний, умений и навыков специалистов, а значит, и качества управления. Целесообразно проведение аттестации специалистов в области менеджмента раз в два года с условием обя­зательного прохождения курсов повышения квалификации.

В то же время, примерно в 100 странах мира в вузах сочетаются периоды теорети­ческого и производственного обучения - кооперированное обучение, которое в различных формах рекомендуется к более широкому применению в России. В одних случаях период пребывания студентов на производстве называется стажировкой, в других - программой профессиональной практики, специализацией, обучением на основе опыта, практической школой,  чередующимся обучением.

Как известно, основные формы подготовки менеджеров в США, Германии, Англии и России сходны. Это - лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, конферен­ции, дискуссии, деловые игры, анализ конкретных ситуаций, метод мозговых атак, произ­водственная практика [1].

Практика показывает, что ни один из методов обучения ни за рубежом, ни в России не стал доминирующим. Хотя следует отметить, что в России приверженность традиционным методам подачи материала остается и по сей день. В связи с этим с этим хотелось бы под­черкнуть особую значимость в РФ именно активных методов обучения в такой области при­обретения знаний, умений и навыков как менеджмент.

Здесь можно привести пример, приемлемый для российской системы подготовки, из американской практики обучения менеджеров, где используется метод «лейбор-афиша», в чем-то схожий с тематическим семинаром. Этот метод активно применяется в США в по­следнее время, как на уровне базовой подготовки, так и на уровне повышения квалификации. Суть его состоит в следующем: перед началом занятия на доске вывешивается плакат, на ко­тором написано только одно слово – лейбор-афиша. Студенты подходят и сами записывают темы, проблемы, задачи, вопросы, имеющие практическую направленность. Далее в студен­ческой группе разворачивается дискуссия, направленная на решение этих конкретных задач.

Еще одни из новых активных методов обучения, применяемый в Англии – «Quake» -то же название, как л в одноименной компьютерной игре, даже похожий, по сути [8]. Здесь так­же предполагается самостоятельная работа студентов, когда один из них начинает игру, за­давая практическую задачу или вопрос любому из присутствующих студентов. В случае пра­вильного ответа тот зарабатывает очки, пересчитываемые в баллы, необходимые для после­дующей аттестации. В случае же неправильного ответа ход переходит к любому из же­лающих ответить студентов. А если таковых нет, в процесс включается преподаватель, на­правляя студентов к правильному ответу.

Несмотря на эффективность некоторых форы обучения за рубежом, по различным причинам они не могут быть адаптированы в российской системе образования, по крайней мере на данный период времени. Это касается выбора формы собственного обучения слуша­телями, как практикуется в Германии, либо выбора из общего количества курсов только тех, которые они хотели бы посещать, так как это потребует коренной перестройки на структур­ном, законодательном и содержательном уровнях, что нежелательно в сложившихся в Рос­сии условиях

Лабиринт

Поскольку речь идет о профессиональной подготовке менеджеров, знания в от­дельных областях специальных наук должны быть интегрированы в единую систему знаний об управлении. Это означает, что преподавание учебных дисциплин в России должно вес­тись в управленческом аспекте. Имеется в виду преподавание таких курсов как история управления, социология управления, психологи» управления и других, так или иначе ориен­тированных на достижение точек соприкосновения преподаваемой дисциплины с менедж­ментом.

Из этого вытекает следующая задача, стоящая перед процессом отбора содержания образования для подготовки специалистов в области менеджмента в России - необходимость введения специализации управленческих дисциплин, разделения их при подготовке специалистов в одном из видов управления, которых существует большое количество. Такие дис­циплины как финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, рекламный менедж­мент, производственный менеджмент, бизнес-менеджмент и т.д.[5].

Таким образом, перспективным для российской системы подготовки специалистов в области менеджмента был бы, по-нашему мнению такой баланс ее организационных форм, при котором сохранялись бы положительные стороны американского опыта (многообразие организационных структур, их конкурентоспособность, насыщенность), более широко внедрялся бы английский практико-ориентированный подход и учитывалась эффективность немецкой системы подготовки и повышения квалификации менеджеров в плане создания и сотрудничества ряда организаций, курирующих и дополняющих систему вузовского и послевузовского образования менеджеров.

В заключение можно сделать вывод о том, что российская сис­тема подготовки менеджеров открыта инновациям и способна эффективно использовать опыт США, Германии и Англии, однако сохраняя при этом наиболее эффективные стороны собст­венного опыта, а именно фундаментальность и системность подготовки в противоположность стихий­ности американских я английских программ, гибкость и подвижность в отборе содержания в противоположность жесткому планированию немецких программ.

 

 

Библиографический список

1.                   Государство и образование: опыт стран Запада (сборник обзоров). М.,1992. 144с.

2.                   Курдюмова И.М. Подготовка кадров управления образованием за рубежом /И.М. Курдюмова // Педагогика.2002.№ 3.

3.                   Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение,1983.192с.

4.                   Толковый словарь по управлению. / Под ред.В.В. Познякова. М.:Изд-во Аланс,1994.252с.

5.                   Уланов В. Российская школа в европейском контексте/ В. Уланов //Директор школы.1996.№ 3.

6.                   Управление- это наука и искусство: Сборник. / Сост. Г.Л. Подвойский. М.:Республика, 1992. 349с.

Лабиринт

7.                   Ушаков К.М. Подготовка управленческих кадров образования / К.М. Ушаков. М.: Сентябрь, 1997. 176с.

8.                   Шишов С.Е. Основы инспектирования школ Англии / С.Е. Шишов, В.А. Кальней // Директор школы. 1999. № 5.

Основные термины (генерируются автоматически): подготовки менеджеров, подготовки менеджеров, повышения квалификации, повышения квалификации, системе подготовки менеджеров, системе подготовки менеджеров, повышения квалификации менеджеров, повышения квалификации менеджеров, системы подготовки, системы подготовки, области менеджмента, области менеджмента, российской системе подготовки, российской системе подготовки, подготовки специалистов, профессиональной подготовке менеджеров, профессиональной подготовке менеджеров, подготовки специалистов, курсов повышения квалификации, курсов повышения квалификации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос