Автор: Кузьмина Елена Олеговна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (1) декабрь 2008 г.

Статья просмотрена: 236 раз

Библиографическое описание:

Кузьмина Е. О. Педагогический процесс как способ организации воспитательных отношений // Молодой ученый. — 2008. — №1. — С. 254-258.

На протяжении всей жизни человека идёт процесс его социализации – усвоения им социального опыта прошлых и современных ему поколений. Этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни и в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе воспитания и, прежде всего, через ту педагогическую систему, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой формой этого развития.

Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Наиболее существенные из них: задачи умственного развития, предполагающие усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков; задачи нравственного развития, ориентированного на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения; задачи физического развития; задачи индивидуально-личностного развития, требующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и восприятия; задачи культурологического воспитания, основывающегося на высших ценностях мировой культуры.

Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности – генеральную цель целостного педагогического процесса.

Закон РФ «Об образовании», в котором говорится, что образование - единый целостный процесс воспитания и обучения[1], «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»[2] и другие официальные документы отмечают растущее признание воспитания приоритетной сферой социальной жизни страны. При наличии этих предпосылок, актуализирующих теоретическое осмысление проблем воспитания в педагогическом процессе, его основные аспекты требуют основательной научной разработки применительно к новым социально-педагогическим условиям.

В современных официальных документах образования при характеристике целостного учебно-воспитательного процесса преобладают особенности целей, средств и показателей результативности обучения, направленность на усвоение знаний об основах человеческих отношений, формирование понятий, обобщенных представлений о закономерностях социально-гуманитарного развития. Уточнение научных знаний о воспитании в педагогическом процессе особенно актуально в условиях реализации концептуально обоснованной стратегической линии развития воспитания как первостепенного приоритета в образовании.

Круг педагогических исследований, в которых раскрыта специфика воспитания в целостном образовательном процессе, достаточно широк. Прежде всего, – это монографии И.З. Гликмана, В.С. Кукушкина, Б.Н. Боденко, С.В. Кульневича, В.А. Караковского, Н.В. Кузьминой, И.Л. Зимней, М.М. Левиной, работы Л.В. Байбородова и М.И. Рожкова, С.В. Кульневича и Т.П. Лакоцениной[3] и др. авторов, раскрывающих содержание и закономерности педагогического процесса, а также особенности организации воспитательных отношений в педагогическом процессе.

Отдельные аспекты организации воспитательных отношений в педагогическом процессе нашли отражение на страницах периодических изданий «Педагогика», «Учительская газета», «Воспитание школьников», «Народное образование», «Классный руководитель». Особо следует отметить статьи Г. Смирновой и В.А. Гольберга[4], посвященные особенностям функционирования воспитательной системы в школе.

 Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач[5]. Иными словами, под педагогическим процессом понимают целостный процесс осуществления воспитания в широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в узком смысле). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование.

Целостность, общность и единство – главные характеристики педагогического процесса. Целостность является закономерным свойством учебного процесса. Она объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс обучения. Например, для процесса обучения, взятого в абстрактном понимании, такими характеристиками целостности являются единство преподавания и  учения. А для реальной педагогической практики – единство образовательной, развивающей и воспитательной функций. Но каждый из названных процессов выполняет и сопутствующие  функции в целостном образовательном процессе: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Эти связи налагают отпечаток на цели, задачи, формы и методы формирования учебного процесса. Так, например, в процессе обучения преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил и идеалов, ценностных ориентации и т.д., но в то же время формируются представления знания и умения.

Таким образом, оба процесса ведут к главной цели –  формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

По своей сути педагогический процесс – процесс социальный; процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы. Социальный заказ общества выражается в главной цели педагогического процесса – обеспечении всесторонней подготовки людей к успешному решению возложенных на них задач[6]. Педагогический процесс является способом организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.

Представление о целостном педагогическом процессе было охарактеризовано еще в работах П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, А.П. Пинкевича[7]. В последующем основные усилия педагогов были сконцентрированы на углубленном изучении специфики процессов обучения и воспитания. Между тем жизнь настоятельно требует рассмотрения их взаимосвязей. Для современных исследователей изучение педагогического процесса – основа педагогики. В соответствии с педагогическим процессом создаются методы, методики, приемы педагогической деятельности. В связи с этим, одним из важнейших и сложных вопросов, связанных с изучением педагогического процесса, является вопрос о его структуре.

Лабиринт

Структуру педагогического процесса рассматривают с двух позиций: субъектного состава (участники педагогического процесса) и процессуального состава. Субъектами педагогического процесса являются воспитанники и воспитатели.

Субъектами педагогического процесса являются воспитанники и воспитатели. В процессуальной структуре педагогического процесса выделяют следующие компоненты[8]:

- целевой (определение целей обучения и воспитания);

- содержательный (разработка содержания образования);

- операционно-деятельностный (установление процедур по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса, организация деятельности педагогов и воспитуемых в соответствии с определенными принципами, использование средств, методов работы для достижения цели);

- эмоционально-мотивационный (формирование и развитие положительных мотивов деятельности воспитателей и воспитанников, установление позитивных эмоциональных отношений между участниками процесса);

- контрольно-оценочный (осуществление контроля за ходом и результатами педагогического процесса на всех уровнях, оценка и самооценка формирования личностных качеств);

- результативный (эффективность протекания педагогического процесса, прогресс в достижении поставленной цели).

Следует подчеркнуть, что у исследователей нет единого мнения по вопросу определения структуры педагогического процесса. Так, Кузьмина Н.В. представляет педагогический процесс как систему из пяти элементов[9]: цель обучения; содержание учебной информации; методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации;  преподаватель;  учащийся.

Е. Л. Белкин рассматривает педагогический процесс как педагогическую систему - часть социальной системы[10]. Его педагогическая система состоит из шести элементов и представлена в виде перевернутого дерева, где все элементы взаимосвязаны: цели обучения и воспитания;  содержание обучения и воспитания; технология обучения и воспитания (методы, приемы, формы); организационные формы; педагог; учащийся;

Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественными идеалами немыслимо вне педагогического процесса. Педагогический процесс является способом организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.

Определяющим компонентом педагогического процесса является процесс воспитания, состоящий из воспитательных взаимодействий и возникающего при этом процессе самовоспитания. Процесс воспитания обуславливает внутренние процессы изменения воспитанности и развития личности. В педагогическом процессе происходят передача и активное усвоение социального опыта, осуществляемые посредством целенаправленно организуемой деятельности, путем общения воспитателей и воспитуемых, систематического влияния на сознание, волю и эмоции последних.

Одна из главных характеристик педагогического процесса – его целостность. Как целостному образованию педагогическому процессу присущи внутренне единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие, движение, преодоление противоречий, образование нового качества. поступательное движение педагогического процесса осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и субъективных педагогических противоречий, которые являются движущей силой, источником функционирования и развития педагогического процесса.

Лабиринт

Эффективное педагогическое взаимодействие достигается только посредством взаимосвязи всех составных частей педагогического процесса. Следовательно, педагогический процесс как способ организации воспитательных отношений заключается в формировании воспитательного пространства, целостного учебно-воспитательного процесса, обеспечении единства его важнейших составляющих, повышении воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

 



[1] Закон РФ «Об образовании» 1992 г. (с изм. и доп.) // Закон опубликован в ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 30.07.1992 г., № 30, ст.1797.

[2] «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» // Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства РФ от 7.01.2002 г., № 1 ч.2. ст. 119.

[3] Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002; Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Ростов Н/Д: МАРТ, 2002; Боденко Б.Н. Проблема социально-психологической защищенности человека в Российских концепциях воспитания. Ярославль, 2000; Зимняя И.Л. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия. Ярославль, 2000. Караковский В.А. Воспитательная система школы. М., 1997; Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М., 2001; Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе. Ростов Н/Д, 2001; Байбородова Л.В., Рожков М.И. Теория и методика воспитания. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004; Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию. М.; Ростов Н/Д: Учитель, 2001.

[4] Смирнова Г. Воспитательная система средней школы // Воспитание школьников. 2003. № 8; Гольберг В.А. Воспитательная система школы // Классный руководитель. 2001. № 1.

[5] Педагогика: Учеб. / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. / Под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. С.48.

[6] Байбородова Л.В., Рожков М.И. Теория и методика воспитания. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. С.52.

[7] См. подробнее: Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. А.М. Арсеньева. М., 1982; Крупская Н.К. Педагогические сочинения / Под ред. Н.К. Гончарова и др. М., 1978. Т.1; Пинкевич А.П. Краткий очерк истории педагогики. 2-е изд., пересм. и доп. Харьков, 1930.

[8]Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000.

[9] Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. С.65.

[10] Белкин Е.Л. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов. М., 2001. С.79.

 

Лабиринт
Основные термины (генерируются автоматически): педагогического процесса, педагогического процесса, организации воспитательных отношений, педагогическом процессе, педагогическом процессе, Педагогический процесс, педагогический процесс, педагогический процесс, организации воспитательных отношений, Субъектами педагогического процесса, Субъектами педагогического процесса, Педагогический процесс, методика воспитания, процесс воспитания, методика воспитания, процесс воспитания, личности процесса воспитания, личности процесса воспитания, целостного педагогического процесса, целостного учебно-воспитательного процесса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос