Энергосберегающие технологии в АСУТП заготовительных комплексов предприятий стекольной промышленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (1) декабрь 2008 г.

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Маслаков, М. П. Энергосберегающие технологии в АСУТП заготовительных комплексов предприятий стекольной промышленности / М. П. Маслаков, А. Г. Дедегкаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2008. — № 1 (1). — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/archive/1/35/ (дата обращения: 19.04.2024).



Современная педагогика нуждается в разработке научно-практических подходов, которые должны стать основой теории, ориентированной на приоритетность общечеловеческих ценностей, на создание в сфере образования психолого-педагогических условий формирования личности. В то же время отмечается ограниченность знаний, объясняющих особенности процесса формирования системы ценностей человека: с одной стороны, на его ценностный выбор оказывают влияние социально значимые ценности, с другой стороны, человек всегда стоит перед выбором: какая из существующих возможностей достойна реализации, а какая необходима. При интерпретации подобных ситуаций педагоги и психологи указывают на “способность человека как существа, наделенного сознанием, хотеть одного, осознавать другое, говорить третье, поступать еще как-то иначе”.

Тем не менее, существует мнение, что при решении различных педагогических проблем необходимо учитывать, какое влияние оказывают социальные ценности и нормы на ценностно-нормативное сознание личности.

Итак, имеется противоречие между потребностью в создании психолого-педагогических условий формирования ценностного выбора личности и ограниченностью знания о представлениях личности, какая из ценностей достойна реализации под влиянием ценностно-нормативной системы образования, какая – в соответствии с мнением личности, какая нуждается в реализации как необходимая в ее жизни. Проблема исследования в данной статье состоит в выявлении социального влияния ценностно-нормативной системы образования на формирование ценностных представлений личности. Для того чтобы определить это влияние, следует разделить социальное и индивидуальное в ценностных представлениях студентов. Данное разделение обеспечивает дифференцированный подход. Иными словами, в ходе социально-психологического исследования и формирующего эксперимента представления студентов о ценности как социальной установке, представления о ценности как личностном мнении, представления о ценности как личностной потребности будут рассматриваться отдельно друг от друга.

По мнению специалистов, в современной педагогической системе высшего образования не учитывается весь спектр интересов студентов, то есть она не способствует раскрытию резервных возможностей личности: резервные возможности личности не используются или используются минимально. Причина кроется, как выяснилось из результатов анализа анкет, в отсутствии творческой атмосферы на занятиях и самостоятельности в решении проблем, что позволило педагогам-психологам сделать вывод: только в условиях насыщения содержания учебного материала творческими ситуациями происходит переход учебной деятельности студентов в учебно-творческую.

Чаще всего общение педагога со студентами начинается с ценностной установки на познание, развитие, творчество. Поэтому по каждому курсу выделим студентов, которые адекватно воспринимают социальную установку на приоритет ценностей: “познание”, “развитие”, “творчество” и отмечают при этом идентичные указанной социальной установке мнение и потребность. Данный показатель не может быть получен из анализа среднеранговых значений, поэтому в данном разделе в качестве критерия рассмотрен суммарный показатель по шести первым местам (т.е. процент респондентов, указавших ранги ценности с первого по шестой, что в принятой нами классификации соответствует доминирующему положению ценности).

Рассмотрим табл. 1а, 1б, где приведены все три модели личности, сформированные на основе данных опросов студентов с 1-го по 5-й курсы.

Таблица 1а

Модели личности по курсам

Курс

Модель личности

Значимо

Незначимо

 

1

 

Идеальная

Образованность, воспитанность, ответственность

Чуткость, жизнерадостность, высокие запросы

Возможная

Жизнерадостность, воспитанность, образованность

Чуткость, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других

Реальная

Образованность, воспитанность, твердая воля

Чуткость, широта взглядов, непримиримость к недостаткам в себе и других

 

 

2

 

Идеальная

Образованность, воспитанность, исполнительность

Высокие запросы, жизнерадостность, непримиримость к недостаткам в  себе и других

Возможная

Образованность, честность, воспитанность

Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, терпимость

Реальная

Образованность, независимость, рационализм

Высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других, широта взглядов

 

3

 

Идеальная

Образованность, воспитанность, ответственность

Чуткость, жизнерадостность,  высокие запросы

Возможная

Образованность, воспитанность, честность

Высокие запросы, исполнительность, непримиримость к недостаткам в себе и других

Реальная

Образованность, независимость, самоконтроль

Непримиримость к недостаткам в себе и других, чуткость, терпимость

 

4

Идеальная

Образованность, воспитанность, ответственность

Непримиримость к недостаткам в себе и других, жизнерадостность,  высокие запросы

Возможная

Образованность, воспитанность, ответственность

Терпимость, непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы

Реальная

Образованность, независимость, воспитанность

Широта взглядов, непримиримость к недостаткам в себе и других, чуткость

 

5

Идеальная

Образованность, аккуратность, ответственность

 

Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, чуткость

Возможная

Образованность, воспитанность, эффективность в делах

Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, чуткость

Реальная

Образованность, независимость, эффективность в делах

Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, терпимость

 

Таблица 1б

Модели личности по всей выборке студентов технического вуза

Курс

Модель личности

Значимо

Незначимо

 

1-5

 

Идеальная

Образованность, воспитанность, ответственность

Высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других, жизнерадостность

Возможная

Образованность, воспитанность, независимость

Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, чуткость

Реальная

Образованность, независимость, ответственность

Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, чуткость

 

1-5

юноши

 

Идеальная

Образованность, воспитанность, ответственность

Жизнерадостность, непримиримость к недостаткам в  себе и других, высокие запросы

Возможная

Образованность, воспитанность, независимость

Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, терпимость

Реальная

Образованность, независимость, ответственность

Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, чуткость

 

1-5

девушки

Идеальная

Образованность, ответственность, воспитанность

Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, жизнерадостность

Возможная

Образованность, воспитанность, независимость

Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, исполнительность

Реальная

Образованность, твердая воля, независимость

Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, исполнительность

 

Проведенное исследование показывает возможность одновременного сосуществования рассмотренных видов ценностных представлений, которые могут совпадать и противостоять друг другу по своей значимости. Разумеется, мы не говорим о строгой закономерности, а лишь констатируем выявленные тенденции.

1. Полная реализация социальной установки определяется идентичностью социальной и личностной позиции в отношении ценности одного наименования. В проведенном исследовании отмечено наличие предпосылок полной реализации установки: для студентов-первокурсников в отношении ценностей ”здоровье”, “интересная работа”, “развитие”, “красота природы и искусства” и для студентов 4-го курса, студентов всей выборки, юношей всей выборки в отношении ценности “интересная работа”.

2. Конкретизация социальной установки (ее ассимиляция и фиксация) определяется идентичностью социальной позиции и одной из составляющих личностной позиции: в случае ассимиляции – идентичностью с мнением, в случае фиксации – идентичностью с потребностью личности. Предпосылки конкретизации социальной установки отмечены в отношении жизненных ценностей-целей. Для студентов это – здоровье, интересная работа, развитие, счастливая семейная жизнь.

3. Личностная позиция определяется идентичностью мнения и потребности субъекта. Личностная позиция студентов представлена в виде различных комбинаций ценностей. Чаще указывались: здоровье, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, ценности межличностного общения, интеллектуальные ценности и значительно реже – продуктивная жизнь, свобода, уверенность в себе.

4. Сравнительный анализ ценностных представлений в отношении познания, развития и творчества выявил: а) у студентов 1–5 курсов – расхождение между числом студентов, принявших социальную установку в отношении значимости познания, развития и творчества и числом студентов с реальной потребностью в этих ценностях; б) начиная с 3-го курса, у студентов отмечено повышение потребности в одной (двух) ценности (ценностях), которое могло сопровождаться снижением потребности в другой, связанной с учебной деятельностью ценностью; так например, у студентов 3-го курса по сравнению со студентами 1-го и 2-го курсов отмечено повышение потребности в познании и творчестве и снижение потребности в развитии; у студентов 4-го курса по сравнению со студентами 3-го курса – повышение потребности студентов в духовном и физическом развитии; у студентов 5-го курса по сравнению со студентами 4-го курса –  повышение потребности в духовном и физическом развитии; в) у студентов 5-го курса – адекватное восприятие социальной установки в отношении приоритетной значимости ценности “творчество”.

5. Для терминальных и инструментальных ценностей отмечена достаточно сильно выраженная корреляционная зависимость между ценностью-мнением и ценностью-потребностью в отношении ценности одного наименования.  Менее выраженная зависимость – между ценностью-социальной установкой и ценностью-мнением, ценностью-социальной установкой и ценностью-потребностью.

6. В “идеальной”, “возможной” и “реальной” моделях личности выявлена значимость таких качеств, как образованность, воспитанность, что является и отражением традиционно значимых для образовательной системы ценностей, и личностным мнением респондентов, и их практической потребностью в отношении этих ценностей.

Полученные результаты могут быть использованы в педагогической деятельности:

–        выявленная тенденция к повышению потребности в духовном и физическом развитии у студентов 4–5 курсов по сравнению со студентами 1–3 курсов (см. 4-й пункт) может быть учтена при разработке программы гуманитарного образования студентов технического вуза;

– адекватное восприятие значимой социальной установки в отношении ценностей-средств у студентов всех курсов (см. 6-й пункт) может быть учтено при разработке методики формирования качеств характера.

Подробнее остановимся на результатах, изложенных в 6-м пункте: выявлена незначимость для студентов ценностей – “широта взглядов”, “терпимость”, “чуткость”. Cравнение “идеальной”, “возможной” и “реальной” моделей личности показали, что социальная установка ориентирует молодежь на развитие образованности, воспитанности, ответственности, и это находит отражение в личностной позиции студентов (в процессе социализации происходит превращение социальных требований в автономные стимулы поведения личности).

Современный человек, расширяя сферу своего взаимодействия с другими людьми, должен обладать соответствующим уровнем понимания и принятия индивидуальной неповторимости других людей, иметь представление о реальном Я-образе, обладать способностью к саморегуляции и самовоспитанию. По мнению специалистов, это является условием благоприятного состояния общественного сознания. Поэтому есть смысл говорить о психологической культуре современных студентов как условии качества жизни в обществе.

           Дифференцированный подход к ценностным представлениям, примененный в данной научной статье, позволяет в целях научно-педагогического анализа разделить ценностные представления студентов технического вуза на представление о ценности как социальной установке, представление о ценности как мнении и представление о ценности как потребности. В результате сопоставления этих представлений были определены в отношении отдельных ценностей: а) тенденция полной реализации социальной установки, которая выражается в том, что мнение и потребность адекватны социальной установке; б) конкретизация социальной установки, которая выражается в том, что или мнение, или потребность становится адекватной социальной установке; в) личностная позиция, которая выражается в совпадении мнения и потребности. Полученные данные показывают продуктивность предложенного подхода в педагогическом смысле, так как оказалось возможным определение тенденции частичного или  полного социального влияния в отношении одних ценностей и отсутствие тенденции этого влияния в отношении других ценностей.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. – М.: Наука, 1994.
  2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995.
  3. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Междунар. пед. акад., 1995.
  4. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988.
  5. Смирнов Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей //Психол. журн. – 1996.
  6. Толстых А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания //Педагогика. – 1996.
  7. Франкл В. Человек в поисках смысла /Пер. с англ. и нем. – М.: Прогресс, 1990.


 

Основные термины (генерируются автоматически): социальная установка, образованность, запрос, недостаток, непримиримость, воспитанность, ценность, модель личности, личностная позиция, ответственность.


Похожие статьи

Формирование социальной идентичности у современных...

Анализ результатов исследования по инструментальным ценностям показал, что наиболее значимыми являются такие ценности, как воспитанность (36 %), образованность (56 %), ответственность (40 %), честность (48 %).

Ценности и их влияние на формирование личности

Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам...

Ценностные ориентации в структуре личности руководителей...

Тогда в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность – идеальное представление о должном, задающее направление

При такой же значимости позиций инструментальных ценностей: образованности, воспитанности и ответственности.

Взаимосвязь ценностей с компонентами самоотношения...

Для выявления личных и социально-психологических ориентаций и предпочтений у студентов была использована методика «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности». [Фетискин Н. П.,2002].

Социально-психологические аспекты развития...

Жизненные ценности личности являются интегрированным понятием, которое

Среди ценностей инструментов наибольшее значение имеют воспитанность и ответственность. Малое число выборов получили высокие запросы и нетерпимость к недостаткам других.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции

Содержание воспитательной работы, ее формы отбирались на основе диагностики развития личности детей, их интересов, уровня воспитанности...

Личностно-ориентированный подход в воспитании

Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности...

Основы формирования ценностных ориентаций личности

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, стадии личностного развития

принятия ответственности за свою судьбу, личностного самоопределения).

Важнейшей базой развития личности и ее ценностных ориентаций многие ученые считают социальное развитие.

К проблеме формирования социальных ценностей...

Именно в процессе развития личностных качеств формируются социальные ценности в жизни человека. Значимость определения ценностей личности, её основных приоритетов, смысла жизни возникает у каждого индивида.

Похожие статьи

Формирование социальной идентичности у современных...

Анализ результатов исследования по инструментальным ценностям показал, что наиболее значимыми являются такие ценности, как воспитанность (36 %), образованность (56 %), ответственность (40 %), честность (48 %).

Ценности и их влияние на формирование личности

Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам...

Ценностные ориентации в структуре личности руководителей...

Тогда в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность – идеальное представление о должном, задающее направление

При такой же значимости позиций инструментальных ценностей: образованности, воспитанности и ответственности.

Взаимосвязь ценностей с компонентами самоотношения...

Для выявления личных и социально-психологических ориентаций и предпочтений у студентов была использована методика «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности». [Фетискин Н. П.,2002].

Социально-психологические аспекты развития...

Жизненные ценности личности являются интегрированным понятием, которое

Среди ценностей инструментов наибольшее значение имеют воспитанность и ответственность. Малое число выборов получили высокие запросы и нетерпимость к недостаткам других.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции

Содержание воспитательной работы, ее формы отбирались на основе диагностики развития личности детей, их интересов, уровня воспитанности...

Личностно-ориентированный подход в воспитании

Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности...

Основы формирования ценностных ориентаций личности

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, стадии личностного развития

принятия ответственности за свою судьбу, личностного самоопределения).

Важнейшей базой развития личности и ее ценностных ориентаций многие ученые считают социальное развитие.

К проблеме формирования социальных ценностей...

Именно в процессе развития личностных качеств формируются социальные ценности в жизни человека. Значимость определения ценностей личности, её основных приоритетов, смысла жизни возникает у каждого индивида.

Задать вопрос