Интегрированный курс как инструмент повышения эффективности подготовки специалистов государственного и муниципального управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (1) декабрь 2008 г.

Дата публикации: 29.04.2016

Статья просмотрена: 251 раз

Библиографическое описание:

Шмидт, Н. М. Интегрированный курс как инструмент повышения эффективности подготовки специалистов государственного и муниципального управления / Н. М. Шмидт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2008. — № 1 (1). — С. 295-300. — URL: https://moluch.ru/archive/1/2/ (дата обращения: 24.04.2024).



В настоящее время важной проблемой является подготовка компетентных специалистов, которые могли бы конкурировать на рынке труда и быть востребованными обществом. Это требует пересмотра традиционных форм обучения и перевода его на инновационные технологии, которые бы обеспечивали высокий уровень подготовки будущих специалистов различного направления, в том числе и в области государственного и муниципального управления.

Современный менеджер государственного и муниципального управления (ГМУ) – специалист, обладающий высокой культурой делового общения и глубокими теоретическими знаниями и умениями в области экономики, математики, информатики, теории управления и принятия решений, а также практическими навыками управления людьми. В условиях конкуренции, дефицита, избытка и противоречий в поступающей информации, кроме фундаментальных знаний в перечисленных выше областях знаний, муниципальному служащему требуются умения и навыки выполнения анализа резко меняющихся социально-экономических условий, применения методов оптимального принятия управленческого решения в режиме неопределенности и риска. Поэтому система подготовки должна быть такой, чтобы сделать востребованным студента как со стороны руководителей организаций, так и людей, осваивающих профессию менеджера.

В ходе проведенного нами исследования нами было установлено, что в отечественной науке наблюдается большое разнообразие точек зрения о личности и профессионализме менеджера ГМУ. На сегодняшний день существует позитивное стремление представить особенности личности и профессионализма руководителя комплексно, на основе качеств личности, присущих ей индивидуально-типологических особенностей, а также исследований по структуре профессионализма. К профессионально важным качествам менеджера ГМУ в первую очередь относятся: коммуникабельность, готовность оперативно принимать решения, готовность к разумному риску, способность творчески решать поставленные задачи, инициативность и ответственность, высокая стрессоустойчивость, аналитический склад ума, способность критически оценивать свою деятельность и стремление к постоянному совершенствованию.

Неотъемлемой частью подготовки к профессиональной деятельности будущих менеджеров ГМУ является формирование профессионально важных качеств. Нечеткое представление о будущей специальности, расхождения личных представлений с реальными условиями профессионального обучения в вузе нередко приводят к разочарованиям.

Переосмысление роли математики в системе подготовки менеджера государственного и муниципального управления, понимания ее как основы для формирования профессионализма требует стирания грани между фундаментальными и экономико-управленческими науками, а значит и интеграции учебных дисциплин. Математика может быть интегрирующим фактором по отношению к другим предметам, как близким, граничащим с ней, так и более удаленным от нее, так как математика является языком науки, следовательно, она должна «работать» как в естественнонаучной, так и в экономической и в управленческой сферах.

Поэтому для реализации педагогического инструментария подготовки будущих менеджеров ГМУ к профессиональной деятельности мы воспользовались идеей интеграции. В.И. Загвязинский в работе [2] рассматривает интеграцию в образовании как объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, содержания образовательных программ разных предметов и разных предметных областей. Проведение интегрированных занятий ускоряют формирование целостных знаний, убеждений и мировоззрение студентов, сокращают сроки изучения предметов. Это позволяет им повышать свой интеллектуальный потенциал. Интеграция математического и экономико-управленческого знания позволяет совместить экономико-управленческое знание с математическим мышлением.

На наш взгляд содержание обучения в вузе не формирует у обучающихся понимания роли высшей математики как органического элемента профессионального образования. Для превращения математики в средство обучения профессии, а значит и формированию профессионально важных качеств, нами в рамках диссертационного исследования разработан интегрированный курс «Математика для менеджеров ГМУ».

Под интегрированным курсом мы понимаем целостную информационно-образовательную среду, обеспечивающую развитие профессиональных и личностных качеств менеджеров ГМУ и подготовку их к будущей профессиональной деятельности.

В нашей работе разработан интегрированный курс (ИК), интегрирующий математику, дискретную математику, элементы экономики и теории управления. Педагогическое построение и разработка интегрированного курса предполагает предварительное проектирование. Оно подразумевает описание целей, задач, средств, методов, принципов и условий педагогической деятельности. Целью курса «Математика для менеджеров ГМУ» является развитие профессиональных и личностных качеств будущих менеджеров ГМУ, а так же формирование математических навыков решения профессиональных задач. Это определяет дидактическую задачу – отобрать содержание обучения и организовать профессионально-ориентированный педагогический процесс. Задачи курса: помочь приобрести математические знания, умения и навыки, необходимые для изучения специальных дисциплин; научить будущих менеджеров владеть математическим аппаратом для решения профессиональных задач; научить интерпретировать решения задач с профессиональной точки зрения; расширить представления студентов о приложении математического аппарата для решения экономико-управленческих задач; развивать логическое мышление; развивать навыки самообразования.

В основу проектирования ИК и применения его в процессе обучения положены личностно-деятельностный и модульный подходы. Первый подход реализован при организации и проведении занятий, второй – при отборе, систематизации, структуризации и представлении учебно-содержательной информации студентам в структуре курса. Кроме того, при создании ИК использованы основные положения теории поэтапного формирования умственной деятельности, теории игр, теории информационного обеспечения, теория развивающего обучения.

Содержание ИК разработано с учетом требований к подготовке менеджеров ГМУ. При этом учитывались результаты опроса педагогов, анкетирования студентов, уровень подготовленности студентов, их возрастные и психофизиологические особенности, специфика эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников образовательного процесса.

При отборе и структуризации учебного материала актуальным является вопрос выбора критериев, оказывающих влияние на содержание образования. Мы придерживались точки зрения Б.С. Гершунского [1], согласно которой содержание обучения должно соответствовать следующим критериям: оно должно быть: ориентированным на профессиональную модель специалиста, отражая тем самым требования к формированию профессиональных качеств будущих менеджеров ГМУ, и рассчитано на реализацию в ближайшей перспективе.

В ходе любого образовательного процесса перед обучающимися постоянно стоит проблема решения задач. Если при решении системы задач деятельность обучающихся ограничивается репродуктивными действиями, то обучение не выполняет развивающую и воспитывающую функции. По мнению В.И. Загвязинского, построение учебного познания как системы задач и разработка средств (предписаний, приемов), чтобы помочь обучающимся осознать проблемность предъявляемых задач, найти способы сделать разрешение проблемных ситуаций личностно-значимым для обучающихся, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, и составляет сущность задачной технологии обучения. Таким образом, задачный подход является инструментарием, способствующим профессиональной направленности подготовки специалистов государственного и муниципального управления. В нашем исследовании мы под задачным подходом понимаем управление образовательным процессом посредством системы задач, направленным на подготовку будущих менеджеров ГМУ к профессиональной деятельности и достижение планируемых результатов.

Не отрицая важность каждой отдельной задачи, эффективность педагогического процесса обеспечивает система задач, а не простой случайный их набор. Они позволяют моделировать не только научно-познавательную деятельность, но и личностные функции обучаемых: избирательность, креативность, умение ставить и решать разнообразные профессиональные задачи, выдвигать альтернативные идеи, разрабатывать новые критерии для отбора и поиска эффективных решений, нести ответственность за принимаемые решения, способность к групповому взаимодействию.

Для подготовки будущих менеджеров ГМУ к профессиональной деятельности нами предлагается система задач, включающая в себя следующие задачи: профессионально-ориентированные; поисково-ориентированные; эвристические; научно-поисковые; рефлексивные.

Отбор задач осуществлялся так, чтобы они соответствовали хотя бы одному из критериев, обеспечивающих связь с профессиональными и личностными качествами менеджера: содержала какие-либо ценностные компоненты; имела профессиональную направленность (экономика, менеджмент, теория государственного управления, разработка и принятие управленческого решения); имела социальную направленность (искусство, политика, экология); была связана с жизнью и экономикой государства, региона или промышленностью края.

Мы полагаем, что система задач, направленных на формирование профессиональных и личностных качеств менеджеров ГМУ, должна удовлетворять дидактическим требованиям:

  1.    Задача, предъявляемая студенту, должна быть интересной и личностно значимой, за счет информации содержащейся в задаче, реальности и близости профессиональной деятельности студента; оригинального решения, требующего применения известных методов в необычных условиях, требующих рационализации известных приемов, поиска выхода из противоречий, выбора оптимального решения из возможных альтернатив, обобщений известных понятий и операций.
  2.    Система математических задач должна включать в себя все основные темы курса. При этом структурные характеристики задач должны быть разноплановые: с недостающей, с избыточной, с противоречивой исходной информацией, задачи, в которой практически отсутствует информация, а есть только цель деятельности; задачи на прогнозирование; на оптимизацию; рецензирование; доминирование соответствующих логических операций; содержащих процедуры управления и общения в решении задач; конструирование и т.п. Тип этих задач учит не приступать к решению задачи сразу, полагая, что внешний вид совпадает с действительным содержанием, а приучает к поэтапной процедуре принятия решений, посредством решения математических задач, а именно, проводить: анализ проблемы (анализ ситуации, предполагающий сбор и обработку информации); идентификация проблемы (полный и правильный диагноз проблемы); формирование замысла решения (предстоящей операции); обоснование решения (анализ механизма ситуации, формирование множества альтернатив, получение и оценка результатов для альтернатив, измерение и моделирование предпочтений для принятия решений); решение (принятие управленческого решения).
  3.    Предложенные задачи должны соответствовать уровню теоретических знаний и практическому опыту студентов в целях обеспечения самостоятельного решения.

Таким образом, использование системы задач в процессе обучения математике с учетом задачного подхода может обеспечить формирование и развитие у будущего специалиста такие качества как: нестандартное мышление; избирательность, инициативность и способность генерировать идеи; способность решать проблемы быстро и эффективно; навыки и упорство в решении проблем; гибкость, приспособляемость к происходящим изменениям; способность четко определять цели выполняемой работы и собственные цели; навыки и упорство в решении проблем; ответственность за работу и принятые решения; внутренняя потребность и способность к саморазвитию и самоорганизации; изобретательность и способность к инновациям; знание современных управленческих подходов; умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков; коммуникабельность и чувство успеха; эмоциональная уравновешенность; этика менеджера.

Методическое обеспечение ИК содержит в себе рекомендации педагогу по организации и проведению занятий (общая характеристика, назначение, технические средства поддержки, структура информационной среды, критерии оценки педагогической полезности ИК, ожидаемые результаты) и инструкции студенту по работе с курсом, а также учебное пособие, содержащее теоретический, справочный и практический материалы. Методическое обеспечение разрабатывается с учетом уровня подготовки (методической и психологической) педагогов к применению ИК.

Интегрированный курс в реальном педагогическом процессе может использоваться в учебное и внеучебное время, на факультативах. Для применения ИК в реальной педагогической практике к нему разработано дидактическое обеспечение. Оно состоит из комплекса учебно-методических материалов и компьютерной поддержки.

Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. На факультативных занятиях лекции сочетаются с различными видами самостоятельной работы студентов. Назначение факультатива – научить студентов будущих менеджеров владеть математическим аппаратом для решения профессиональных задач; самостоятельно разбираться в математических понятиях, используемых в специальной литературе; помочь приобрести математические знания, умения и навыки, необходимые для изучения специальных дисциплин в подготовке студентов к избранному ими роду деятельности; сформировать умения математически формулировать и решать задачи, а также научить интерпретировать решения с профессиональной точки зрения, развивать логическое мышление. Как показывает наш опыт, данный курс выполняет несколько основных функций: координирующую; формирующую; системообразующую; мотивационную; интеллектуальную; контрольно-корректирующую.

Для реализации поставленной цели мы отобрали систему принципов, определенных взаимозависимостью математической подготовки со сферой профессиональной деятельности. ИК разработан на основе модульного обучения с использованием следующих принципов: системности, интеграции, модульности, проблемности, вариативности, паритетности, профессиональной направленности знаний. Все названные принципы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены и дополняют друг друга.

При использовании ИК мы комплексно применяли следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, активизации мышления, методы творческой деятельности, алгоритмические. Применение методов активизации мышления особенно эффективны для активизации групповой работы студентов, что особенно важно в работе с будущими менеджерами.

В результате использования интегрированного курса «Математика для менеджеров ГМУ» активизируется самостоятельная учебная деятельность студентов, формируются умения в решении стандартных экономико-управленческих задач и нестандартных, логическое мышление, а также умение работать в группах. В процессе решения математических задач, требующих выполнения элементов решения профессиональных задач менеджеров, приобретается опыт инновационной деятельности, что позволяет выйти за рамки математических знаний, предусмотренных учебной программой и усвоить новые способы применения математических методов. В результате формируются профессиональные и личностные качества будущего менеджера ГМУ.

В экспериментальных группах обучение проводилось с использованием интегрированного курса, дополненного комплексом учебно-методических материалов и компьютерной поддержкой. В экспериментальной группе за год изучения интегрированного курса количество студентов, имеющих низкий уровень подготовки, уменьшилось на 28,58%; в свою очередь количество студентов с высоким уровнем повысилось на 17,86%. Итоги формирующего эксперимента показали качественные изменения в подготовке студентов экспериментальной группы.

Из проведенного эксперимента можно констатировать, что данные итогового среза свидетельствуют об активизации учебной деятельности студентов, что является необходимым условием эффективного усвоения учебного материала; произошли изменения в объеме усвоения знаний в области экономики, теории разработки и принятия решений и математике; значительно увеличился рост уровня подготовки к профессиональной деятельности студентов экспериментальной группы.

Следовательно, интегрированный курс является эффективным инструментом повышения эффективности подготовки специалистов государственного и муниципального управления.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе Рубцовского института (филиала) АлтГУ, Сибирской академии финансов и банковского дела, Новосибирского государственного аграрного университета, Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета.

 

Литература.

  1.   Гершунский, Б.С. Содержание обучения как объект прогностического исследования. Программное обучение [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.; 1980. - 37с.
  2.   Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация [Текст] / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 192с.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): интегрированный курс, задача, муниципальное управление, система задач, профессиональная деятельность, Содержание обучения, логическое мышление, математический аппарат, образовательный процесс, экспериментальная группа.


Ключевые слова

задача, образовательный процесс, профессиональная деятельность, логическое мышление, муниципальное управление, интегрированный курс, система задач, cодержание обучения

Похожие статьи

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки...

: задача, задачный подход, ученик, решение, система задач, процесс обучения, образовательный процесс, оригинальная идея, самостоятельная работа, учебный процесс.

Организация учебной деятельности магистрантов при изучении...

Учебными задачами курса являются следующие

Обе учебные задачи выступают в учебном процессе в единстве.

− Пространственно-логическое мышление; − Практическое математическое мышление

Профессионально ориентированные задачи как средство...

В статье рассматриваются возможности использования профессионально ориентированных математических задач с экономическим содержанием в реализации профессиональной направленности обучения математике как необходимой составляющей профессиональной...

Дидактические возможности формирования... | Молодой ученый

умение выбирать технологию организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста и технологию обучения младших школьников, согласованную с закономерностями процесса развития логического, образного мышления и воображения...

Необходимость использования прикладных задач в обучении...

: задача, прикладная направленность обучения, прикладная направленность, математик, практическое содержание, учащийся, математическое образование, практическая деятельность, практическая задача, реальная...

Модернизация математического образования на дошкольном...

Развивает логическое мышление, пространственные представления, познавательные процессы, мыслительные операции, а также психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Элективные курсы в системе школьного математического образования.

Творческая активность и возможность ее развития в процессе...

: творческая деятельность, творческая активность, задача, способность, решение, наглядное обучение, дедуктивное рассуждение, логическое мышление, математическое мышление, существенное содержание.

Похожие статьи

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки...

: задача, задачный подход, ученик, решение, система задач, процесс обучения, образовательный процесс, оригинальная идея, самостоятельная работа, учебный процесс.

Организация учебной деятельности магистрантов при изучении...

Учебными задачами курса являются следующие

Обе учебные задачи выступают в учебном процессе в единстве.

− Пространственно-логическое мышление; − Практическое математическое мышление

Профессионально ориентированные задачи как средство...

В статье рассматриваются возможности использования профессионально ориентированных математических задач с экономическим содержанием в реализации профессиональной направленности обучения математике как необходимой составляющей профессиональной...

Дидактические возможности формирования... | Молодой ученый

умение выбирать технологию организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста и технологию обучения младших школьников, согласованную с закономерностями процесса развития логического, образного мышления и воображения...

Необходимость использования прикладных задач в обучении...

: задача, прикладная направленность обучения, прикладная направленность, математик, практическое содержание, учащийся, математическое образование, практическая деятельность, практическая задача, реальная...

Модернизация математического образования на дошкольном...

Развивает логическое мышление, пространственные представления, познавательные процессы, мыслительные операции, а также психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Элективные курсы в системе школьного математического образования.

Творческая активность и возможность ее развития в процессе...

: творческая деятельность, творческая активность, задача, способность, решение, наглядное обучение, дедуктивное рассуждение, логическое мышление, математическое мышление, существенное содержание.

Задать вопрос