К проблеме типологизации публичных языковых личностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (1) декабрь 2008 г.

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Волкова Т. Ф. К проблеме типологизации публичных языковых личностей // Молодой ученый. — 2008. — №1. — С. 161-164. — URL https://moluch.ru/archive/1/15/ (дата обращения: 11.12.2018).



Проблема исследования профессионально-значимых качеств студентов остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к определению понятия профессионально-значимые качества; во-вторых, изменения в политической, экономической, духовной сферах общество, влекут изменения в системе ценностных ориентаций и поступков молодежи. Актуальность изучения профессионально-значимых качеств студентов обусловлено появлением ряда работ, посвященных данной проблеме. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев. В их работах изучается динамика профессионально-значимых качеств личности в юношеском возрасте, роль данных качеств в поведении, а также взаимосвязи профессионально-значимых качеств с особенностями личности.

Проведенный анализ литературных источников показывает, что в сегодняшнем обществе еще недостаточно проработаны вопросы, касающиеся процесса формирования профессионально-значимых качеств студентов ВУЗа. Объектом исследования является процесс формирования профессионально-значимых качеств студентов туристского ВУЗа. Однако в процессе исследования объекта были выявлены противоречия между профессионально-значимыми качествами личности и индивидуальными особенностями развития личности, а также между «знаниевой» концепцией образования, нацеленностью на воспроизведение знаний, и необходимости его переориентации на основе личностно-деятельностной составляющей.

Радикальные преобразования, происходящие в экономике страны и в социо-культурной сфере, имеют единую точку отсчета – значимость человека, уважение к его правам, приоритеты духовно-нравственных отношений между людьми.

Любое общество существует при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Социализацию понимают как процесс интеграции личности в социальную среду, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и с семейным положением, и с приходом старости. В традициях школы американской социологии, представителями которой являются Т. Парсонс, Р. Мертон, такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация, которая рассматривалась в гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс,  предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности через процесс самоактуализации «Я-концепции». Эти два подхода не противоречат один другому, определяя двусторонний характер социализации. Такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными институтами и человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов.

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В педагогике, ориентированной на реализацию образовательных функций, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы»[5]. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного им в процессе поиска и  исторического опыта. Знание – это важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное содержание образование имеет безусловное значение. Оно способствует социализации личности. С такой точки зрения содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

Однако этот подход к содержанию образования гласит о том, что знания являются абсолютной ценностью и заслоняют самого человека. Это приводит к идеологизации научного ядра знаний, ориентации содержания образования на среднего ученика.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества [4].

При личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации.

Личностно-ориентированное содержание образование направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей, его социальных свойств и свойств субъекта культуры. При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Образование, как область социокультурной жизнедеятельности,  является детерминантой становления зрелой, нравственно свободной личности, способной отстаивать свои ценности. Оптимальным и интенсивным способом вхождения человека в мир науки и культуры является образовательная среда. Образовательная среда влияет на выбор правил и норм поведения человека в социальной группе. Социум же требует от образовательной среды качественной подготовки будущих работников. А, следовательно, выдвигает определенные требования к профессионально-значимым качествам самой личности[6].

Трактовка термина «профессионально-значимые качества» неоднозначна. Деятельность специалиста определяется не только его профессиональными знаниями и умениями, но и личностными качествами специалиста и степенью их сформированности. Так для специалиста в сфере туризма профессионально-значимыми качествами являются ответственность, дисциплинированность, профессиональная самостоятельность[7].

Становление профессионально-значимых качеств студентов включает в себя развитие самой личности в процессе образования. Приоритетное место занимают интересы личности, которые рассматриваются в Законе «Об образовании» и провозглашает «гуманистический характер образования и приоритет свободного развития личности».

Для студента, будущего специалиста сферы туризма, важно овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека. Преобразование мотивации, системы ценностей, с одной стороны, и интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией – с другой, выделяют данный возрастной период в качестве центрального периода становления личности.

Становление и развитие гармоничной и профессионально-значимой личности возможно через систему ценностных ориентаций, которые формируются с помощью факторов социализации, которые объединены в три группы (А.В. Мудрик):

1)                 макрофакторы, которые влияют на социализацию всех жителей планеты;

2)                 мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации;

3)                 микрофакторы – к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей – семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, – учебные, профессиональные, общественные. Микрофакторы оказывают влияние на развитие человека через агентов социализации, то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Таковыми выступают родители, родственники, учителя.

Юношеский возраст является периодом формирования профессионально-значимых качеств, оказывающим влияние на становление характера личности. Это связано с появлением ряда предпосылок: накоплением опыта, занятием социального положения. Именно профессионально-значимые качества, сформированные в этом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающим миром (Б.С. Круглов, В.А. Ядов). Формированию профессионально-значимых качеств способствуют не только процессы обучения и воспитания, которые неразрывны в своей связи, но и такой социальный институт как семья.

Однако качество обучения легче диагностировать: разрабатываются и внедряются новые модели обучения. Сложнее ситуация с качеством воспитания, по которым понимается набор факторов или условий образовательной среды, которые реализуются в ней, для достижения воспитательного воздействия и способствующего становлению личности выпускника.

Рассматривать процесс воспитания необходимо в контексте учебно-воспитательной и внеучебной деятельности всего ВУЗа. Учебно-воспитательная деятельность ВУЗа направлена на создание условий для формирования гуманистически-ориентированной личности. Внеучебная деятельность, как особый вид деятельности, становится предпосылкой развития социализированной личности. Характеристиками, реализующими процесс становления развитой личности, являются как гуманитарная среда, так и психологический климат и студенческая жизнь.

Р.М. Петрунева, Н.В. Дулина, В.В. Токарев рассматривают гуманитарную среду учебного заведения как основу, в которую включены корпоративные ценности, история и традиции ВУЗа, основанные на региональных особенностях, вне учебных интересов преподавателей и студентов. Сама по себе гуманитарная среда функционировать не может, и лишь целостность ее элементов  способствует развитию и становлению ее подсистем, интересов, традиций, стремлений студентов и преподавателей.

Студенческая жизнь характеризуется участием студентов в научной и внеучебной деятельности ВУЗа: исследованиях, научных конференциях, участии в традиционных для данного ВУЗа мероприятиях.

Как и гуманитарная среда, построенная на взаимодействии студентов и преподавателей, устанавливается социально-психологический климат и ценностные ориентации студентов и преподавателей. Климат рассматривается через призму стилей методов руководства, наличием обратной связи, учетом мнения при принятии решений, установления степени удовлетворенности студентами качеством обучения  и гуманистической ориентации, как студентов, так и преподавателей.

Семья является важнейшим социальным институтом формирования личности и основным институтом поддержки и воспитания. Поэтому социум заинтересован в духовно, нравственно и профессионально развитой личности, имеющей не только развитые моральные качества, но и качества, необходимые для профессиональной деятельности[2].

Профессионально-значимые качества студента есть совокупность этих ценностных ориентаций. Система ценностных ориентаций складывается из совокупности ценностей: общечеловеческих, нравственных, познавательных, профессиональных. Общечеловеческие ценности — это ценности, принятые большинством людей, которые не связывают их с конкретным обществом или культурой. Среди общечеловеческих ценностей выделяют моральные ценности, профессионально-трудовые и гностические ценности.

Однако абсолютной ценностью личности признается свобода. ВУЗ играет немаловажную роль в становлении ценностных ориентаций личности. Становление моральных ценностей студентов возможно через развитие в них гуманизма, свободы, честности и достойного отношения к социуму. В период обучения формирование данных ценностей происходит через учебно-воспитательную деятельность ВУЗа. Общечеловеческие ценности устанавливаются и через истинность знаний, то есть через гностические ценности. Профессионально-трудовые ценности, рассматриваемые в контексте общечеловеческих ценностей, способствуют становлению процесса уважительного отношения в результатам труда людей и к своим собственным.

С общечеловеческими неразрывно связаны и нравственные ценности, которые способствуют развитию личности студента, становления его «Я». Анализирую моральные, гностические и профессионально-трудовые ценности в ракурсе нравственных ценностей, можно говорить о дальнейшем развитии личности студента в процессе социализации в институте. Каждая из ценностей развивает в студенте честность, трудолюбие, обязательность и способствует взаимодействию студента и преподавателя в процессе кооперативной деятельности.

Одним из наиболее важных социальных институтов, способствующих формированию профессионально-значимых качеств студента, является ВУЗ[6]. Реализация задачи формирования социально зрелых граждан, образованных и воспитанных людей происходит именно через взаимодействие преподавателей и студентов. Взаимодействуя друг с другом, ставя общие цели, они реализуют их.

Помимо этого образовательный процесс снабжен и культурными ценностями – нравственностью, знаниями, становлением других социальных институтов. Нельзя не учитывать и другие составляющие учебного процесса, - материально-техническую базу, учебную литературу, технические средства.

ВУЗ как социальный институт действует на основании принципов целесообразности, комплексности, преемственности. Следовательно, выполняет такие функции как: образовательную, воспитательную, организационно-управленческую, коммуникативную, а также, что немаловажно для развития профессионально-значимых качеств студентов, функцию саморазвития личности.

Учреждение образования строит свою учебно-воспитательную деятельность на основе принципов целесообразности, историзма, координации и субординации, дифференциации и интеграции, преемственности и выполняет такие функции как: культурно-образовательную, регулятивно-воспитательную, организационно-управленческую, социально-интегративную, а так же функции саморазвития личности и социального наследования.

В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующем фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторических традициях.

В настоящее время социальная ситуация такова, что общество потеряло возможность удовлетворить потребность человека в реализации своих качеств. Очевидно, что именно поэтому и обнаруживается психологическая склонность индивидуумов к разным вариантам девиантного поведения, что и объясняет процесс личностной изменчивости в негативную сторону, когда человеком управляют низшие эмоции и потребности.

Сфера образования призвана противостоять разрушительным тенденциям современного общества и поддерживать тенденции созидательные и прогрессивные.

Склонность решать задачи образования, не обращаясь к личности, не соединяя образование и бытие, порождает неспособность социума связать познающего субъекта с настоящей жизнью. Свою задачу образование должно видеть не только в удовлетворении интересов государства, не в формировании личности по стандарту, а в воспитании личности с неидеологизированным мышлением, конструктивно и критически мыслящую, допускающую множественность гуманистических истин, уважающую позиции «другого». Идеологизированное мышление вырастает на основе распада традиционных ценностей, а образование, оторванное от народных традиций, воспитывает человека толпы, а не личность.

У человека есть выбор, и задача образования заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Задача состоит не только в том, чтобы заложить в голову каждого студента определенную сумму знаний и умений, а в том, чтобы воспитать думающую, психологически и психически здоровую личность, способную действовать в русле государственных интересов.

Профессиональная ориентация личности в высшем учебном заведении предполагает диагностику и развитие профессионально важных качеств (ПВК) (высокий уровень социализации, нервно- психическая устойчивость, познавательная устойчивость, познавательная активность, коммуникативная компетентность, организаторские способности), интересов и склонностей, будущих специалистов, а также изучение потребностно-мотивационной сферы деятельности личности (что побуждает и привлекает к профессии).

Рассматривая профессиональные ценности, следует учитывать практическую деятельности студентов и накопление ими необходимого опыта в процессе обучения. Процесс формирования трудовых ценностей подразумевает развитие в личности студента своего «Я», гуманизма, трудолюбия, специальных знаний. Получение специальных знаний студентами проходит в два этапа: теоретический (в процессе обучения в ВУЗе) и практический (в процессе прохождения практики и стажировки).

Анализируя систему ценностных ориентаций, способствующую процессу формирования профессионально-значимых качеств студентов,  становится ясно, что профессионально-значимые качества студента – это качества, предъявляемые обществом к специалистам определенной профессии, влияющие на успешность их деятельности и дающие возможность реализовать себя. Помимо этого, совокупность «знаниевой» концепции и личностно-деятельностной составляющей ведет к становлению гармонично развитой личности, способной отстаивать свои права и свободы. Таким образом, процесс формирования профессионально-значимых качеств способствует дальнейшему формированию индивидуальных особенностей личности, становлению жизненных планов, личностного и профессионального определения.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1.                Алексеева В.Г. Ценностные ориентации личности и проблемы их формирования//Сов. педагогика. 1981. №8. с. 62.
  2.                Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.: М., 1993. – 175 с.
  3.                Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 440 с.
  4.                ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.
  5.                Педагогический словарь, 1960 г.
  6.                Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
  7.                Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации № 11/05.
  8.                Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации №  12/05.
  9.                Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации  № 4/06.

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): содержание образования, ценность, профессионально-значимое качество студентов, качество, процесс формирования, становление, развитие, развитая личность, образовательная среда, гуманитарная среда.


Похожие статьи

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем...

повышение значимости науки и образования, а также общей культуры и личностных качеств в ходе формирования современного специалиста; влияние процессов, происходящих в современном обществе, на высшее профессиональное образование

Образовательная среда как фактор формирования...

Образовательная среда педагогического вуза становится фактором формирования профессиональной компетентности будущего учителя, если: содержание обучаемых дисциплин не только интересно, но и ориентировано на практику, действительность...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Образовательная среда является одним из ведущих факторов развития личности, предоставляет возможность молодежи идентифицировать себя в социуме, удовлетворить собственные потребности в обучении, воспринимать образование как личностную ценность.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

В статье рассматриваются вопросы формирования профессионально значимых качеств учащихся профессиональных колледжей.

Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе...

Построение образовательной среды современной школы

Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если она будет пространством общности детей и взрослых — родителей, педагогов, наполненным реальными и значимыми вопросами...

Современная образовательная среда, как фактор...

Личностно-ориентированная развивающая образовательная среда школы должна обеспечить всем субъектам образовательного процесса

Важным фактором формирования образовательного пространства является взаимодействие всех его компонентов.

Педагогический потенциал вуза в формировании повседневной...

Согласно указанному подходу личность формируется посредством возможностей (факторов, условий) среды. Для понимания способов влияния вуза на процесс формирования повседневной культуры студентов необходимо представлять структуру среды вуза.

Инициативность как одно из социально-значимых качеств...

В связи с этим, особый интерес представляет процесс формирования социально-значимых качеств личности в образовательных учреждениях. В этом плане важны последовательные действия по реализации Федеральной программы развития образования...

Методологические основы создания гуманитарной...

Мы считаем правомерным утверждение Н. В. Бордовской, о том, что гуманитарная образовательная среда (далее ГОС) необходима в вузе «в целях создания условий для духовного развития и реализации творческого потенциала студентов в ходе подготовки к...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем...

повышение значимости науки и образования, а также общей культуры и личностных качеств в ходе формирования современного специалиста; влияние процессов, происходящих в современном обществе, на высшее профессиональное образование

Образовательная среда как фактор формирования...

Образовательная среда педагогического вуза становится фактором формирования профессиональной компетентности будущего учителя, если: содержание обучаемых дисциплин не только интересно, но и ориентировано на практику, действительность...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Образовательная среда является одним из ведущих факторов развития личности, предоставляет возможность молодежи идентифицировать себя в социуме, удовлетворить собственные потребности в обучении, воспринимать образование как личностную ценность.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

В статье рассматриваются вопросы формирования профессионально значимых качеств учащихся профессиональных колледжей.

Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе...

Построение образовательной среды современной школы

Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если она будет пространством общности детей и взрослых — родителей, педагогов, наполненным реальными и значимыми вопросами...

Современная образовательная среда, как фактор...

Личностно-ориентированная развивающая образовательная среда школы должна обеспечить всем субъектам образовательного процесса

Важным фактором формирования образовательного пространства является взаимодействие всех его компонентов.

Педагогический потенциал вуза в формировании повседневной...

Согласно указанному подходу личность формируется посредством возможностей (факторов, условий) среды. Для понимания способов влияния вуза на процесс формирования повседневной культуры студентов необходимо представлять структуру среды вуза.

Инициативность как одно из социально-значимых качеств...

В связи с этим, особый интерес представляет процесс формирования социально-значимых качеств личности в образовательных учреждениях. В этом плане важны последовательные действия по реализации Федеральной программы развития образования...

Методологические основы создания гуманитарной...

Мы считаем правомерным утверждение Н. В. Бордовской, о том, что гуманитарная образовательная среда (далее ГОС) необходима в вузе «в целях создания условий для духовного развития и реализации творческого потенциала студентов в ходе подготовки к...

Задать вопрос