Альтернативные задания VS Photomath и готовых домашних заданий | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.

Дата публикации: 18.03.2021

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Авакян, А. М. Альтернативные задания VS Photomath и готовых домашних заданий / А. М. Авакян, М. А. Саблин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6166/ (дата обращения: 12.05.2024).



В статье рассмотрена проблема списывания. Предложены образцы интегрированных заданий, которые можно использовать на уроках математики как альтернативные задания, на которые не найти решений в Photomath и в готовых домашних заданиях (ГДЗ). Рассмотрен вариант создания шаблонов для разработки подобных заданий.

Ключевые слова: списывание, альтернативные задания, готовые домашние задания, развитие способностей, математические способности, универсальные учебные действия.

Развитие цифровых технологий способствовало развитию передачи информации. Не секрет, что большой проблемой для педагогических работников и родителей являются интернет-ресурсы с готовыми домашними заданиями. Хотя на сайтах предложены не только домашние задания, но и все номера учебников с подробными пояснениями. Не требуется больших усилий и исследований, чтобы утверждать, что такие сайты не оказывают доброго влияния на учеников. И усилия, приложенные педагогическими работниками для достижения образовательных результатов, не всегда приносят положительные плоды.

В целях конкретизации и сужения радиуса затронутой проблемы, процитируем один компонент из раздела «Портрет выпускника школы» ФГОС СОО. В перечне характеристик портрета выпускника есть характеристика: владеющий основами научных методов познания окружающего мира. Какой из методов познания развивает способ выполнения домашнего задания (и не только) в приложениях Photomath и ГДЗ?

Под научными методами познания понимаем: «… методы познания и исследования, являющиеся универсальными или почти универсальными. К числу последних относятся, прежде всего, диалектический метод познания, а также развивающий его на конкретном материале и получивший широкое признание, — общий системный подход. Почти универсальными по применению, являются методы логики и математики » [2, с. 8].

В деятельности учителя много времени занимает подготовка к урокам. Новые темы, новые понятия, которые учитель пытается раскрыть для аудитории, требуют усилия. Кроме достижения предметных результатов, необходимо создать условия для формирования и совершенствования личностных и метапредметных результатов, что относится к универсальным учебным действиям. То есть то, что необходимо на всех занятиях и, впоследствии, в жизни. Обычная логическая цепочка, которая складывается в деятельности учителя: выбор способа подачи информации; обучение использования нового материала на практических занятиях; консультирование и помощь во время тренировочных занятий для закрепления нового материала; контроль усвоения и т. д. Но что делать, если на одном из звеньев цепочки теряется мотивация современного ученика — понять и самостоятельно выполнить?

Под словосочетанием «современный ученик» имеем в виду ученика:

— владеющего смартфоном;

— вооруженного различными онлайн-калькуляторами и приложениями, подобными Photomath и ГДЗ;

— который в своем арсенале имеет не только дополнительные цифровые домашние возможности, но и дополнительный семейно-интеллектуальный фонд (в период дистанционного режима обучения).

Каким образом создать условия в учебном процессе, чтобы такой ученик был поставлен в вынужденные условия развития и, в дальнейшем, «владел основами научных методов познания окружающего мира»?

Учитывая международную программу по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA ) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике, можно утверждать, что важно не наполнить ученика знаниями, но способствовать развитию становления психокомпетентной личности.

Определим понятие «способности», — это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимых к знаниям, умениям и навыкам [3].

В 1968 году Вадим Андреевич Крутецкий — крупный известный специалист в области возрастной и педагогической психологии напечатал труд «Психология математических способностей школьников», где дано определение «математическим способностям», — это специальные индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обуславливающие, при прочих равных условиях, успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики... Понятие математические способности трактуем в двух аспектах:

а) творческие (научные) способности — способности к научной математической деятельности, дающей новые и объективно значимые для человечества результаты, достижения, ценный в общественном отношении продукт;

б) как учебные способности — способности к изучению (обучению, усвоению) математики (в данном случае школьного курса математики), быстрому и успешному овладению соответствующими знаниями, умениями и навыками» [2, с. 74].

Затрагивает ли развитие математических способностей процесс выполнения домашнего задания (и не только), которое ученик выполняет с помощью Photomath и ГДЗ?

Предложенные образцы заданий, которые могут послужить в качестве альтернативных, не отвечают на все поставленные вопросы и затронутые проблемы. Мы делали попытки что-то изменить в своей деятельности и делимся своими разработками в данной статье. Используя такие задания на уроках, мы заметили, что студенты не торопятся запускать приложения Photomath. Проведенный опрос среди студентов продемонстрировал значимость таких заданий. Студенты высказали свое мнение о таких заданиях: нужно думать, приходится работать, просто так не списать.

В таблице 1 предложен шаблон для использования на разных уроках.

Таблица 1

Задание

Перечерти таблицу и заполни пустые ячейки, пользуясь справочным материалом. Собери уравнение (неравенство) по заданной схеме и реши его. Если в ответе получается бесконечная десятичная дробь, то округли результат до десятых.

Таблица данных

C:\Users\User\YandexDisk\работа\белый нетбук\уроки техникум с 13 октября\контрольная 1 полугодие\флаги 2.png

Справочный материал

Флаги государств

Название государства

Название столицы

Финляндия

Хельсенки

Болгария

София

Эстония

Таллин

Бельгия

Брюссель

Франция

Париж

Дания

Копенгаген

Румыния

Бухарест

Италия

Рим

Австралия

Канберра

Испания

Мадрид

Великобритания

Лондон

В таблице 2 предложены схемы уравнений и неравенств, которые нужно собрать, пользуясь таблицей 1.

Таблица 2

Тематика схем

Схемы

Квадратные уравнения

1) (Таллин + Финляндия — 0,5) Болгария = 2* Мадрид

2) (Копенгаген: 4+ София*Мадрид*х) София = Испания * 4

Квадратные неравенства

1) (Бухарест + Финляндия +0,5) София > 3* Брюссель

2) (Таллин + Финляндия — 0,5) Болгария >2* Мадрид

Показательные уравнения

1) (Мадрид) Бухарест =1/4 ● Копенгаген

2) (Брюссель) Хельсинки (Бельгия) Мадрид

Показательные неравенства

1) (Мадрид) Бухарест 1/4 ● Копенгаген

2) (Брюссель) Хельсинки (Бельгия) Мадрид

Такие альтернативные задания, на наш взгляд, способствуют созданию вынужденных условий для развития таких умений как:

— анализировать и интерпретировать информацию;

— сравнивать, сопоставлять, подбирать информацию;

— быть внимательным;

— логически мыслить и т. д.

Альтернативное задание вполне соответствует требуемым результатам освоения дисциплины «Математика».

Литература:

  1. ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413
  2. Рузавин Г. И., Методология научного познания.− Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.−287с.
  3. Крутецкий В. А., Психология математических способностей / В. А. Крутецкий. — Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 416 c. — Текст: непосредственный.
  4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 368 с.
  5. Канин Евгений Степанович Математические способности учащихся и их Развитие // Вестник ВятГУ. 2013. № 2–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/matematicheskie-sposobnosti-uchaschihsya-i-ih-razvitie

Ключевые слова

универсальные учебные действия, развитие способностей, математические способности, списывание, альтернативные задания, готовые домашние задания
Задать вопрос