Особенности производства осмотра места происшествия при расследовании водно-транспортных преступлений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 08.05.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Хамзина, А. С. Особенности производства осмотра места происшествия при расследовании водно-транспортных преступлений / А. С. Хамзина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 279-281. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113803/ (дата обращения: 21.05.2024).



В статье автор исследует некоторые аспекты предварительного расследования уголовных дел о нарушении правил безопасности движении эксплуатации водного транспорта. Особое внимание уделено организации и производству осмотра места происшествия по указанной категории дел.

Ключевые слова: водно-транспортное преступление, нарушением правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, осмотр места происшествия, уголовный процесс, судебная экспертиза.

Ответственность за преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта предусмотрена ст. 263 УК РФ.

Важнейшим следственным действием на первоначальном этапе расследования большинства преступлений является осмотр места происшествия.

Осмотр места происшествия — «неотложное следственное действие, направленное на установление, фиксацию и исследование обстановки места происшествия, следов преступления и преступника и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме происшествия и других обстоятельствах расследуемого события» [2, с. 28–29].

В общем случае следственный осмотр преследует две группы задачи [2, c. 12]. Во-первых, общие задачи, которые сводятся к установлению обстоятельств, имевших место на месте происшествия.

Во-вторых, частные задачи такие, как изучение обстановки места происшествия, обнаружение, фиксация и изъятие следов преступления и преступника, выявление преступника и мотив преступления, получение необходимых данных для осуществления последующих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

В своем диссертационном исследовании Ильин Н. Н. привел основные проблемы, с которыми сталкиваются следователи при производстве осмотра места происшествия по данной категории уголовных дел:

— изменение обстановки места происшествия к моменту прибытия;

— удаленность места происшествия, труднодоступность, долгое время в пути до места происшествия;

— неблагоприятные погодные условия;

— проблемы привлечения специалиста, обладающего специальными знаниями в области транспорта;

— проведение в момент осмотра аварийно-ремонтных (спасательных) работ [3, с. 256].

Для минимизации организационных проблем, при производстве осмотра целесообразным является придерживаться следующих рекомендаций по проведению и фиксации результатов осмотра места происшествия.

Осмотр места происшествия предпочтительно производить в составе следственной группы, в которую необходимо включить несколько следователей и следователя-криминалиста [4, c.15–18].

При обнаружении трупов и пострадавших лиц, обязательным является привлечение судебного медика с последующим назначением судебно-медицинской экспертизы [1].

По своему усмотрению следователь приглашает иных лиц, обладающих требуемыми специальными знаниями в области криминалистики и транспорта [1]. Более того, для осмотра подводных частей судна представляется возможным привлечение водолазов, которые могли бы зафиксировать положение отдельных устройств, приборов и зафиксировать повреждения [4, c.15–18].

Специалист-криминалист помогает следователю произвести фотосъемку и видеозапись места транспортного происшествия, применить технико-криминалистические средства для обнаружения, фиксации, упаковки и изъятия следов (следы рук, следы биологического происхождения) и иных объектов [1].

Специалист в области транспорта содействует следователю:

— в применении специальных технических средств (например, дефектоскопа);

— изъятии и дальнейшем изучении транспортного средства или его фрагментов, а также элементов путей сообщения;

— изъятии информации с технических средств управления транспортным средством и средств объективного контроля, а также судовых документов;

— обнаружении и изъятии видеоизображений, полученных с камер видеонаблюдения;

— составлении планов и схем;

— постановке вопросов экспертам при назначении судебной транспортной экспертизы;

— разъяснении следователю вопросов, входящих в профессиональную компетенцию специалиста [3, с.268–274].

Работа следственной группы должна быть построена таким образом, чтобы выстроить взаимодействие с членами ведомственной комиссии, производящей собственное расследование и спасателями, осуществляющими аварийно-спасательные работы [4, c. 8–10].

Осмотр должен затрагивать как окружающую обстановку, местность, акваторию на которой произошло происшествие, так и всесторонне исследовать судно и его помещения [4, c.15–18]. В случае технических неисправностей тщательному осмотру и фиксации подлежат следы на основных механизмах и устройствах транспортного средства [4, c.15–18].

Особо важным в ходе осмотра судна является изъятие сохранившейся судовой документации:

— курсограммы и реверсограммы;

— судовой журнал;

— машинный журнал [4, c.15–18].

При отсутствии данных о месте происшествия необходимо произвести осмотр участка акватории, где происшествие могло произойти наиболее вероятно, с целью обнаружения нефтепродуктов, спасательных средств и иных предметов [4, c.15–18]. При этом необходимо особое внимание уделить прилегающим береговым полосам, где также возможно отыскать различные предметы с погибшего судна, вещи, принадлежавшие членам экипажа [4, c.15–18].

Отдельные методические рекомендации разработаны для производства осмотра месте происшествия по делам о столкновении судов, при навалах и ударах судов, при посадке судна на мель, при пожарах и взрывах.

Немаловажным аспектом производства осмотра места происшествия является оформление протокола. Как отмечает Ильин Н. Н. в некоторых следственных отделах на транспорте Следственного комитета Российской Федерации разработана самостоятельная структура протокола осмотра места происшествия [3, с. 274]. Помимо вышеуказанного, к протоколу следственного действия прилагаются фототаблицы, планы и схемы, электронные носители информации с видеозаписями, карта осмотра судна и иные материалы [4, c.15–18].

При составлении протокола целесообразно пользоваться помощью специалиста в сфере транспорта для грамотного описания места происшествия, а также следов, обнаруженных на нём [4, c.15–18].

Таким образом, рассматривая всю совокупность доказательств по категории водно-транспортных преступлений, стоит отметить особую устойчивую взаимосвязь между производством следственного осмотра и назначением и производством судебной экспертизы.

Необходимо согласиться с Ильиным Н. Н. в том, что надлежаще проведённые процессуальные действия, в том числе следственный осмотр, обеспечивают наиболее полный сбор исходных данных, необходимых для производства водно-транспортной экспертизы [3, с.253–256].

Протокол осмотра места преступления, заключение служебного расследования о причинах транспортного происшествия на водном, протоколы допросов и протокол следственного эксперимента выступают в качестве исходных данных для экспертного исследования обстоятельств преступления на морских и внутренних водных путях [3, с.254].

Литература:

  1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.04.2024)
  2. Карлов В. Я. Криминалистика: тезаурус-словарь и схемы: Учебное пособие. М.: — «Альфа-Пресс», 2011.
  3. Ильин Н. Н. Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: теория и практика: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук: специальность 5.1.4. Уголовно-правовые науки / Ильин Николай Николаевич; [Моск. акад. След. комитета РФ]. — Москва, 2023. — 511 с.
  4. Расследование происшествий на водном транспорте: метод. рекомендации. М.: Моск. межрегион. следств. упр. на транспорте, 2016. 51 с.
Основные термины (генерируются автоматически): место происшествия, осмотр места происшествия, водный транспорт, следственный осмотр, транспортное средство, особое внимание, следственная группа, следственное действие, судебная экспертиза, транспортное происшествие.


Ключевые слова

уголовный процесс, судебная экспертиза, осмотр места происшествия, водно-транспортное преступление, нарушением правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта

Похожие статьи

Задать вопрос