Механизмы психологической защиты | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 02.05.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Исраилова, М. Р. Механизмы психологической защиты / М. Р. Исраилова, О. В. Ушакова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5 (79). — С. 240-241. — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4445/ (дата обращения: 20.05.2024).



В данной статье пойдет речь о защитных механизмах психики. Даётся определение этому термину. Проводится подробный разбор всех механизмов, такие как отрицание, вытеснение, проекция, изоляция, идентификация, рационализация, замещение и реактивное образование. Которые в свою очередь, помогают человеку справиться и адаптироваться к стрессовым ситуациям. Также дается краткая история введения этого термина в психологию.

Ключевые слова: психика, защитные механизмы, бессознательное, психоанализ, травмы.

Введение. Психикa человека представляет собой сложную систему, которая постоянно подвергается воздействию различных факторов, как внешних, так и внутренних. Некоторые из, которых могут быть травмирующими и разрушительными для психологического благополучия человека. Чтобы защитить себя от этих угроз, психика использует различные защитные механизмы. Они неосознанно реализуются человеком и направлены на снижение тревожности, стресса, сохранение внутренней стабильности и адаптации к сложным условиям. Наиболее распространено определение Ташлыкова: «Защитные механизмы — это «адаптивные механизмы, направленные на редукцию патогенного эмоционального напряжения, предохраняя от болезненных чувств и воспоминаний и дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений» [1].

Изложение материала. Первым этот термин ввел австрийский психолог и психоаналитик Зигмунд Фрейд в 1894 году в своей работе “Защитные нейропсихозы” и также рассматривал его в своих последующих работах. После него это дело продолжила его дочь Анна Фрейд, которая внесла значительный вклад в эту область и так же расширила список защитных механизмов, описанных ее отцом [2].

Принято различать защитные механизмы основываясь на зрелость индивидуума. Самыми незрелыми и инфантильными механизмами считаются вытеснение и отрицание, обычно встречающиеся у социально незрелых, истероидных личностей и у маленьких детей. В подростковом возрасте распространены механизмы, которые находятся на промежуточном уровне развития: идентификация и изоляция. Самым зрелым защитным механизмом считается рационализация [3].

Как было упомянуто ранее механизмы психологической защиты обычно включают вытеснение, отрицание, проекцию, замещение, рационализацию, изоляцию, идентификацию и реактивное образование. Каждый ученый рассматривает разные механизмы. Далее будут рассматриваться механизмы психологической защиты в соответствии из особенностей каждого, описанных Р. М. Грановской.

Вытеснение. Это считается самым универсальным способом избавиться от внутреннего конфликта, активно отключая неприемлемую причину или неприятную информацию от совести. Благодаря этому механизму, какие-либо мысли, желания, чувства, эмоции, которые вызывают тревогу, становятся бессознательными. Тем не менее эти подавленные или вытесненные импульсы оставляют свой психовегетативный и эмоциональный след. То есть сохраняются на бессознательном уровне и могут в будущем предстать в виде сновидений, оговорок и так далее. Стоит помнить, что эти бессознательные импульсы могут в любой момент вырваться наружу, так как психика затрачивает огромные усилия на их сдерживание.

Отрицание. Оно заключается в отказе осознавать или же принимать какое-либо психотравмирующее событие. Как внешний процесс, «отрицание» часто рассматривается противоположностью к «вытеснению», которое является защитным механизмом против внутренних инстинктивных желаний и потребностей. Использование отрицания приводит к искажению восприятия реальности, то есть человек игнорирует информацию, несовместимую с его основными убеждениями о себе и мире. По большей части используется в ситуациях при смерти кого-то из близкиx или обнаружения смертельно опасного заболевания.

Реактивное образование. Во время активации этого механизма происходит замена “Эго” — неприемлемых тенденций на противоположные. Другими словами, человек демонстрирует действия противоположные его внутренним переживаниям. Например, преувеличенная любовь ребенка к одному из родителей может быть преобразованием социально недопустимого чувства ненависти. Или же напускная злость и агрессия могут оказаться всего лишь бессознательные попытки скрыть интерес и добродушие [4].

Изоляция. В этом случае неприятные эмоции блокируются сознанием, то есть отсутствует связь между эмоциональной окраской и событием. Этот тип защиты напоминает синдром отчуждения в психиатрии, для которого характерно чувство потери эмоциональной связи с другими людьми. К примерам такого механизма можно привести алкоголизм, самоубийство, бродяжничество.

Проекция. В основе механизма лежат чувства, эмоции, переживания, которые для человека cчитаются неправильными или неприемлемыми и в связи с этим они начинают проецироваться или другими словами приписываться другим людям. Например, агрессивный человек будет описывать себя, как ранимую и сенситивную личность, a другим же приписывать свои нежелательные агрессивные черты, тем самым перенося свою ответственность за социально неприемлемые тенденции.

Замещение. Это реализация невыполненных желаний или стремлений с помощью другого субъекта. Иными словами, передача потребностей и желаний другому, более доступному объекту. По большей части этот механизм позволяет высвободить подавленные негативные импульсы и перенаправить их от более угрожающего объекта к более беззащитному (дети, животные, подчиненные).

Рационализация. Используется психикой для сохранения собственного самоуважения, при этом придумывая якобы разумные объяснения своим мыслям, желаниям или поступкам. Одни из самых ярких примеров этого механизма называются «кислый виноград» и «сладкий лимон». Суть защиты по типу «кислого винограда» состоит в обесценивании недостижимого, субъект снижает цену того, что не может получить. Само название “кислый виноград” пошло из басни “Лисица и виноград”, в которой лиса хотела сорвать виноград, но не смола дотянуться до ветки с ним и, дабы защитить свое эго, объяснила все тем, что виноград попросту еще не созрел. Защита типа «сладкого лимона» не преследует цель оклеветать недостижимый объект, а скорее преувеличивает ценность того, что у человека уже есть. Рационализация часто используются при потерях, чтобы защитить индивидуума от депрессии.

Идентификация. При этом процессе человек неосознанно пытается быть похожим на другого субъекта, модель, группу, идеал и так далее. В ходе этого механизма обычно перенимаются привычки, манера общения или стиль. В качестве объектов идентификации могут выступать, как группы, так и отдельные лица.

Заключение. Защитные механизмы психики играют большую роль в защите от стрессовых ситуаций и сохранении психического равновесия. Невзирая на то, что они могут быть полезны в определенный момент, все равно нужно пoмнить, что их чрезмерное использование может привести к психическим проблемам. Чтобы избежать этого, нужно развивать адаптивные стратегии решения проблем и работать со специалистом, который мог бы oказать квалифицированную помощь. Также создание поддерживающей среды и забота о собственном психическом здоровье помогут создать баланс и гармонию в жизни. Стоит помнить, что эти механизмы применяются непосредственно на практике, чаще всего человеком без размышлений, то есть на подсознательном уровне, так как это уже присуще природе. Каждый должен уметь защитить себя в конфликтной ситуации или снизить тревогу в нужный момент, а защитные механизмы способствуют этому.

Литература:

  1. Зачепицкий Р. А. Социальные и биологические аспекты психологической защиты. — Л., 1980. — 320
  2. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
  3. Тухужева, Л. А. Механизмы психологической защиты — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-psihologicheskoy-zaschity/viewer
  4. Климонтова, О. А. Механизмы психологической защиты. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-psihologicheskoy-zaschity-1/viewer


Задать вопрос