Сравнение термина «раб» в Законах Хаммурапи и в Законах Ману | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования

Рубрика: Право

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 03.05.2024

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Амирхамзаева, А. А. Сравнение термина «раб» в Законах Хаммурапи и в Законах Ману / А. А. Амирхамзаева, Т. С. Шокиров. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5 (79). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4438/ (дата обращения: 20.05.2024).



В данной статье мы разберем такие понятия, как «раб» и «рабство», затронем историю рабства с самых истоков и поговорим про настоящее время. Также рассмотрим различие между законами Хаммурапи и Ману. Сопоставив свод законов древней Месопотамии и Индии, мы поймем, в чем различие терминов в этих двух кодексах, и в заключении придем к выводу: в каком кодексе к невольным людям относятся лучше?

Ключевые слова: раб, свобода, закон, воля.

Давайте разберем, что означают слова «раб» и «рабство»? Раб [1]— это человек, находящийся в собственности у другого человека или государства. А что же такое рабство? Рабствo [1]— это cиcтeмa, в кoтoрoй люди лишены свободы и вынуждены служить другим людям или государствам бeз возможности свободного выбора. Государства, где рабство официально считается признанным и узаконенным, называются рабовладельческими [8]. В настоящее время существует конвенция о рабах, которая защищает их права, — «Конвенция о рабстве» [9]. Она была принята в Женеве 25 сентября 1926 года, и в ней около 12 статей.

Откуда все-таки возникло рабство? С чего все началось? Его история началась еще в Древнем Шумере[1], в период захвата семитских племен, в начале третьего тысячелетия до н. э.[2]. Исходя из источников, мы можем сказать, что это были очень маленькие государства, у руля которых стояли цари. В древности рабство было распространено на таких территориях, как Египет, Рим, Греция, Африка, а также Аравия. Рабы играли огромную социальную роль, как в экономике, так и в рыночных отношениях стран.

Считается, что официально рабство прекратило своё существование в конце XIX века, когда в 1888 году Бразилия последней предоставила свободу своим невольникам [7]. Отдельно обнаруженные факты рабовладения[3] и работорговли[4] либо приписывали криминальным группировкам, либо списывали на социально-экономическую отсталость некоторых азиатских и африканских стран.

В действительности рабство продолжало существовать вплоть до 40–50-х годов XX века. Например, в Непале правительство отменило рабство только из-за давления мирового общества, а в Мавритании оно отменялось несколько раз.

Безусловно, это не самая лучшая часть истории, где присутствует насильственный труд и эксплуатация моральных прав человека. Торговля «рабами» причинила огромный ущерб и страдания. Это привело к борьбе за ликвидацию рабства, принятию множества антирабовладельческих законов и конвенций и созданию международных норм, направленных на защиту прав человека и устранение дискриминаций [6].

В настоящее время рабство официально запрещено практически во всех странах, но по-прежнему существует в виде нелегальной торговли людьми, принудительного труда и многих других форм. Эта проблема является актуальной для современного общества и подлежит бесконечному множеству дискуссий [6].

Приступим к главной теме статьи: Сравнение термина «раб» в законах Хаммурапи и Ману. Они представляют coбoй два древних юридических документа, содержащих законы и нормы, регулирующие общественные отношения и поведения в древних цивилизациях Месопотамии и Индии. Оба сборника законов включают в себя положения, касающиеся статуса и прав рабов. Нам следует в начале рассмотреть историю самих этих сводов законов, чтобы более четко понимать их.

Поговорим сначала о законах Хаммурапи. В чем их суть? Законы Хаммурапи, составленные в Древнем Вавилоне[5] [2] в 18 веке до н. э., содержат нормы, регулирующие правовой статус рабов и их отношения с хозяевами. Законы Хаммурапи предусматривают различные ситуации, в которых рабы могут быть куплены, проданы или освобождены, а также устанавливается ответственность за насилие в отношении рабов. [4]

Кто же такой сам Хаммурапи, и откуда появились его законы? Хаммурапи — вавилонский царь, сын Син-мубаллита[6], правивший более 40 лет в 1792–1750 годах до н. э. Был искусным политиком и полководцем, имел титул «отец амореев»[7] [3].

«Законы» — как именно он их написал? Язык законов — классический вавилонский диалект аккадского; введение и заключение составлены в ритмической форме. Здесь стоит привести отрывок истории из данной книги: «Когда великий Ану[8] и Энлиль[9] вручили Мардуку[10] господство над всеми людьми и подняли его среди небесных духов, назвав Вавилон великим именем и основав в нём вечное царство, тогда Ану и Энлиль призвали меня (Хаммурапи) для водворения в стране справедливости и честного правосудия над беззаконными и злыми так, чтобы я, подобно Шамашу, освещал страну и восходил над вавилонянами…»

Далее следует перейти к законам Ману. Что это за законы такие, и что они из себя представляют? И кто вообще такой Ману? Законы Ману (или как их ещё называют — законы Ману-смрити), составленные в Древней Индии, содержат нормы, касающиеся рабства. Это древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также «закон арийцев» или «кодекс чести арийцев» [5]. Законы Ману изложены от имени божественного прародителя людей Ману в форме стиха.

Где и как возник этот свод законов? В VI—V вв. до н. э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Возникли дхармасутры[11], основанные на «священном откровении» (Ведах) — сборниках фиксированных письменных правовых норм. Санскритолог Г. Бюлер утверждал, что основой дхармашастры Ману явилась какая-то недошедшая до нас дхармасутра. Точный перевод mänavadharmaсästra с санскрита «Наставления Ману в дхарме».

Теперь же мы можем приступить к самому интересному, а точнее к тому, что в этих законах представляли из себя рабы, и какие у них были права. В законах Хаммурапи невольников нанимают более человечно, чем в других юридических компиляциях. Браки между рабами и свободными лицами разрешены. В таких случаях раб и рабыня могли достичь свободы, а свободный человек сохранял свой общественный статус. В обоих случаях дети были свободными и не могли считаться рабами. Также допускались ситуации, когда расточительная или неверная жена могла быть прогнана либо обращена в рабство своим же мужем. Несмотря на все это, в старом Вавилоне было намного лучше, чем в Древнем Риме. Наконец, отношение к рабам и их малое количество защищали семью от деструктивного влияния этого элемента и его негативной атмосферы.

Также существовали законы и условия, по которым залогом могли выступать земельные участки, будущий урожай и рабы. И задолженности могли также привести к тому, что вы оказались бы в рабстве сроком вплоть до трех лет. Были и различные виды наказаний за неисполнение обязанностей, например, непослушному рабу отрезали ухо.

Если купленный человек заболел падучей[12], то до конца месяца покупатель имел право вернуть его продавцу и получить деньги обратно. Если раб сказал своему хозяину «ты не господин мне», его могли казнить или привлечь к суду, но, если у кого-то, кто купил раба или рабыню, возникнут юридические проблемы с ними, то ответственность ложится на продавца.

На вавилонской территории нельзя было лишать кого-либо права на личную безопасность, и никакую женщину, вне зависимости от её происхождения, нельзя было обратить в рабство.

К рабам Ману относились также посыльные[13], слуги[14], прислуга[15] и даже шудры[16]. Слуги, в свою очередь, получали неплохое вознаграждение, а среди шудр можно было встретить не только рабов. Рабы не могли выступать в качестве свидетелей, и их мнение не учитывалось на суде, но, в случае отсутствия других свидетелей, раб мог дать свои показания.

Если раб или другое лицо подписывали договор в состоянии пьянства, безумия или болезни, он считался недействительным и не применялся. Если раб заключает договор для пользы семьи, то главному в доме — независимо от его места жительства — не полагается отказываться от него. Рабы, которые совершили проступок, могут быть наказаны ударом веревкой или палкой из бамбука.

Если кто-то освобождает привязанное животное, или уводит раба, лошадь или повозку, то это считается воровством. Рабы могли быть переданы по наследству. Существовало семь видов рабов: пойманный в битве, раб за еду, рожденный в рабстве, купленный, подаренный, унаследованный и раб из-за наказания. Раб считался тем, кто не имел имущество, тогда он принадлежал тому, чьё имущество они приобретают.

Брахман может безопасно передавать имущество шудры[17], так как у него нет собственности — он всего лишь тот, чье имущество принимает хозяин. Если у шудры есть сын от рабыни, то этот сын, которого признал отец, имеет право наследовать часть имущества.

Всякий, кто общался с кем-либо из изгоев, чтобы искупить вину, должен был пройти обряд искупления, на время которого ему запрещалось как-либо взаимодействовать с остальными. Варны, которые избегают своих обязанностей без веских на то причин, становятся слугами. Даже гости вайшии и шудру должны быть покормлены вместе со слугами, обходясь с ними милосердно.

Человека с физическими недостатками, включая хромых, одноглазых, или даже слуг жертвователя, следует удалить[18]. Хотя в то же время слугам разрешалось освящать еду мантрами и обезвреживать от различных ядов.

Если царь болен он должен был поручить все свои дела слугам. Даже если шудру освобождал хозяин, тот все равно не освобождался от обязанности услужения ему или должен был служить брахману для снискания духовной заслуги.

Заключение : В итоге, изучив два свода законов, можно понять, кто преимущественно лучше относился к рабам. Мы можем уверенно определить, где отношение к рабам являлось более гуманным и, в особых случаях, повышалось до свободных социальных статусов.

Одно из основных преимуществ законов Хаммурапи — их влияние на права и обязанности рабов. Для того времени некоторые аспекты этого кодекса были более человечными и включали в себя защиту прав и моральных принципов рабов, что в дальнейшем положительно повлияло на их положение в обществе.

Исходя из этого, мы понимаем, что в законах Хаммурапи к рабам относились доброжелательнее, чем в законах Ману, ведь в них допускалось освобождение раба, чего даже близко не было в индийском законодательстве. В индийском сборнике Ману к ним относятся намного жестче, ущемляя их права как людей.

Оба этих свода законов имели значительное влияние на общество и юридические права того времени, их законы вызвали много споров и разногласий среди ученых. Ведь не все законы дошли до нас в нужном значении.

Литература:

  1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. C. Тернер. — 2-е изд. — Москва: Экономика, 2004. — 620 c. с. 216
  2. Тураев, Б. А. Законы Хаммурапи / Б. А. Тураев. — Москва: Директмедиа Паблишинг, 2018. — 122 c. — Текст: непосредственный. с. 4
  3. Емельянов, В. В. Хаммура́пи / В. В. Емельянов. — Текст: электронный // Большая Российская Энциклопедия: [Электронный ресурс]. — URL: https://old.bigenc.ru/world_history/text/4728874
  4. Законы Вавилонского царя Хаммурапи. — Текст: электронный // Законы Хаммурапи: [Электронной ресурс]. — URL: https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm
  5. Законы Ману. — Текст: электронный // Бхартия Ру: [Электронный ресурс]URL: https://www.bharatiya.ru/india/zakonmanu.html
  6. Права человека и торговля людьми. — Текст: электронный // ООН: [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ohchr.org/ru/trafficking-in-persons Рабство и торговля людьми.
  7. Линькова, О. М. Сущность современного рабства / О. М. Линькова. — Текст: электронный // Киберлиника: [Статья, электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-sovremennogo-rabstva
  8. Рабовладельческое государство // Юридический словарь / Гл. ред.: С. Братусь, Н. Казанцев, С. Кечекьян, Ф. И. Кожевников, В. Ф. Коток, П. И. Кудрявцев, В. М. Чхиквадзе. — М.: Гл. издательство юридической литературы, 1953
  9. Права человека: Сборник международных договоров / Организация объединённых наций. — Нью-Йорк; Женева, 2002. — Т. I, Ч. 2: Универсальные договоры.

[1] Шумер — древняя область в Южной Месопотамии на территории современного Ирака.

[2] До н.э.— до нашей эры

[3] Владением кем-то или чем-то, подразумевается рабами

[4] Торговля кем-то или чем-то, имеется ввиду рабами

[5] Вавилон означает с шумерского «Врата Богов»

[6] Предыдущий царь Вавилона

[7] На 32 году правления захватил Ларсу и сверг с престола Рим-Сина. После этого принял титул «отец амореев» Хаммурапи

[8] Царь ануннаков

[9] Владыка небес и земли, и решающий судьбу земли

[10] Первый сын Эа

[11] Древнейшие индийские сборники законов, относящиеся ещё к ведийской литературе

[12] Хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся повторными не провоцируемыми приступами нарушения двигательных, чувствительных, вегетативных, мыслительных или психических функций, возникающих вследствие чрезмерных нейронных разрядов. В наше время это называют эпилепсией.

[13] В качестве посыльных использовались обычно рабы.

[14] Имеются в виду такие слова, входящие в имя, как das (рабыня), bäla (девушка) и т. д

[15] Совокупность слуг в доме, безразлично рабов или свободных.

[16] Самая низшая из четырёх каст Индии

[17] Раб, самая низшая из индийских каст, отношение к ним наравне к рабу.

[18] Удалить оттуда, где происходит жертвоприношение.



Ключевые слова

свобода, закон, воля, раб
Задать вопрос