Дезадаптация и цифровая зависимость от гаджетов у детей: анализ и практические рекомендации | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 02.05.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Максуди, Л. Д. Дезадаптация и цифровая зависимость от гаджетов у детей: анализ и практические рекомендации / Л. Д. Максуди, О. В. Ушакова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5 (79). — С. 241-244. — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4432/ (дата обращения: 20.05.2024).



В данной статье приводится исследование о влиянии гаджетов на детей, особенно в раннем возрасте. Выявлены ключевые проблемы, связанные с постоянным использованием устройств, такие как близорукость, задержка речевого развития, повышенная агрессия и расстройство пищевого поведения. В качестве альтернативы гаджетам предлагается общеизвестный метод Монтессори. Данная статья будет полезна родителям, которые планируют покупать детям гаджеты, а также для тех, кто хочет защитить своих детей от пагубного влияния устройств.

Ключевые слова : iPad kids, гаджет, ребенок, близорукость, проблемы с речью, агрессия, проблемы с принятием пищи, метод Монтессори.

В настоящий момент распространено широкое использование гаджетов среди детей раннего возраста. Несмотря на то, что изначально это явление несло в себе весьма безобидный характер, сейчас оно влечет за собой целый комплекс проблем. Доказательством этого являются многочисленные исследования, раскрывающие определенные черты поведения этих детей, в частности, перепады настроения, особенно проявляющиеся в виде частых истерик, нетерпеливость, а также зависимость от гаджетов. Для подобных детей даже появился специальный термин — «iPad kids»[1].

Реальность или виртуальность?

Исследователь Элоиза Хэнди поделилась в своей статье интересным наблюдением. Однажды она заметила, как маленькая девочка, сидя перед окном, демонстрировала весьма странные действия большим и указательным пальцами. Она сначала их смыкала, а потом медленно разводила. Элоиза долгое время не могла понять, что же делает эта девочка, но взглянув за окно, она увидела там бабочку. Немного поразмышляв, она поняла, что девочка пытается увеличить эту бабочку. Окно для нее уже являлось экраном, и так как девочка не воспринимала физическое присутствие бабочки, можно заключить, что у ребенка нарушена граница между виртуальным и реальным миром. На интернет-платформах широко обсуждаются особенности iPad детей, когда при отличном владении различными гаджетами, они с трудом могут говорить, практически не умеют читать и у многих отвратительное поведение [1].

В исследуемой проблематике о том, что дети стали зависимыми от гаджетов, центральным становится вопрос «Зачем родители дают им это в руки?». С момента рождения приблизительно 80–90 % времени и внимания родителей требуется уделять ребенку. С возрастом это время уменьшается, но надобность в присмотре, совместных занятиях и играх всегда присутствует. Однако у многих семей нет возможности посвятить себя этим заботам из-за работы или других обязанностей, поэтому они обращаются к услугам нянь, а также находят выход в использовании планшетов. При включении мультфильма или игры на детском планшете, у родителей появляется шанс заняться своими делами. Подобное решение очень удобно, с одной стороны, но важно осознавать, с какими последствиями можно будет столкнуться далее.

Влияние гаджетов на зрение

Окулисты из США обнаружили, что у детей, пользующихся гаджетами длительное время в течение дня, активно развивается близорукость. Дело в том, что при фокусировании объектов на близком расстоянии мышца глаза, отвечающая за аккомодацию[2], может перенапрягаться и это приводит к прогрессированию близорукости.

Помимо этого, чрезмерная яркость экрана в темноте оказывает негативное воздействие на глаз, снижает остроту зрения и зачастую становится причиной развития глаукомы[3] и катаракты[4]. Особенно уязвимы к этому дети, так как глазное яблоко развивается до 20-летнего возраста.

Положение тела ребенка — также важнейший фактор, при просмотре чего-либо тело зачастую искривленное, и это негативно воздействует на зрение.

Все вышеперечисленные факторы непосредственно связаны с прогрессированием близорукости, что в конечном итоге может привести к частичной или полной потере зрения [2]

Влияние на развитие речи

Следующий аспект чрезмерного использования гаджетов, негативно влияющий на ребенка — это задержки развития речи.

Многие родители приучают своих детей к «развивающим» мультфильмам и играм, и по их логике эти программы обучат ребенка всему необходимому. Но стоит отметить, что дети активно учатся и развиваются, общаясь с реальными людьми. Оставаясь длительное время один на один с гаджетом, ребенок не получает необходимые навыки живого общения, выражения собственных эмоций и восприятия других окружающих. В результате этого, дети больше замыкаются, и это непосредственно отражается на их речи.

После рождения у малыша проявляются такие голосовые реакции, как плач и крик. Далее малыши учатся реагировать на голоса родителей, уже не так сильно плачут, а пытаются прислушаться, а под конец первого месяца жизни легко успокаиваются от материнской колыбели. Именно на этом этапе многие современные семьи начинают использовать умную колонку (типа «Яндекс Алиса»), при помощи которой включаются колыбельные, сказки и мелодии.

В период с двух до шести месяцев у ребёнка появляются лепет, слоги и короткие слова, описывающие действия (дай, пить, пипи, кака). Именно в этот период родителям очень важно много разговаривать с детьми. В процессе близкого общения дети видят и запоминают движения губ во время произношения тех или иных слов. Таким образом у них формируется представление, как это надо делать и они начинают повторять. Однако, к сожалению, именно в этот период у детей появляется планшет, в результате чего развитие их речи затормаживается, и они зачастую остаются с минимальным набором слов. В нынешнее время повсеместно встречаются дети возраста трёх лет, которые едва могут что-то сказать, хотя в этом возрасте они уже должны уметь говорить простыми предложениями[3].

Гаджеты во время еды

Очень часто в заведениях общественного питания можно наблюдать картину, как родители кормят детей, исключительно имея перед ними планшет с мультфильмом.

В процессе подготовки данной статьи я посещала различные кафе, чтобы понаблюдать за процессом кормления детей. Одна из молодых мам кормила трёхлетнего ребенка под детскую песню-мультфильм «Синий трактор». Оказалось, что няня ребенка приучила его к этому мультфильму во время каждого приёма пищи. Также выяснилось, что ребенок в свои 3 года вообще не разговаривает.

Ранее мы рассмотрели речевое развитие и причины его задержки у детей. Теперь обратим внимание на последствия процесса кормления ребенка вместе со включенным гаджетом.

Родители зачастую не задумываясь кормят таким образом своих детей и при этом не осознают, как сильно они могут навредить своему ребенку. Исследования показали, что возникновение нежелательных пищевых привычек у детей с гаджетами выше, чем у тех, кто просто ест. Склонность к перееданию, отсутствие ощущения сытости и зависимость от гаджетов во время приема пищи могут оказать влияние на формирование пищевых привычек детей. Ребёнок не ощущает сытости, так как визуально он не замечает количество еды перед ним. Получая дофамин от подобного приёма пищи, дети просят еще, чтобы продлить удовольствие. Также, не концентрируясь на еде, дети не разжевывают пищу тщательно и могут проглатывать большие куски, что приводит к нарушению пищеварения [4].

Детская агрессия

Зависимость от гаджетов воздействует на способность ребенка регулировать собственные эмоции и на эмоциональное состояние в целом. Зачастую такие дети проявляют физическую агрессию по отношению к своим родителям из-за повышенного уровня негативных эмоций и фрустрации. В нынешнее время в контенте мультфильмов и игр присутствует элементы насилия, что приводит к формированию агрессивных моделей поведения у детей. Мы можем часто наблюдать за картиной, как дети истерят и валяются на полу в магазинах, если они не получают желаемое. Таким образом при помощи подобного агрессивной реакции они показывают раздражение и разочарование. Неспособность регулировать или контролировать количество времени, проведенного перед экраном, часто способствует такому поведению [5].

Метод Марии Монтессори

После перечисления вредных последствий от гаджетов для малышей, появляются вопросы «Как же теперь развивать ребенка? Чем его теперь занимать?». Метод итальянского врача и педагога Марии Монтессори предлагает создать развивающую среду для детей с акцентом на самостоятельности, свободе и наблюдении за развитием ребёнка [6, с. 17]. Поскольку её маленькие клиенты плохо говорили, она разработала специальные упражнения, развивающие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев, на которых находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры головного мозга. Ключевой принцип этой системы «Помоги мне это сделать самому» [6, с. 16].

Основные положения методики:

  1. Активность. Взрослый играет роль не учителя, а помощника, отходя на второй план. В центре системы ребенок.
  2. Свобода действий и выбора.
  3. Старшие дети учат младших. Здесь подразумевается то, что они учатся ухаживать за младшими, ведь в ее школе дети разных возрастов.
  4. Самостоятельное принятие решений
  5. Занятия в подготовленной среде
  6. Задача взрослого-заинтересовать ребенка. Дальше ребенок развивается сам
  7. Свобода выбора, действий, чувств.
  8. Не допустимы критика и запреты
  9. Право на ошибку. Ребенок имеет право ошибаться, ведь он сам до всего дойдет
  10. Не идти против природы.

Мария Монтессори полагает, что основная задача взрослого — это помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации знаний. То есть родитель не передает свои представления о мире и не мешает ребенку познать мир самостоятельно. Все открытия для себя он должен сделать сам, под взором и чутким наблюдением, но без вмешательства. Важным моментом в системе Монтессори является развивающая среда, без которой методика не может существовать. Дети испытывают огромную потребность в познании мира. Они постоянно желают все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, ведь путь к интеллекту идет через органы чувств.

Развивающая Монтессори-среда [6, с. 18-23]

  1. Практическая зона. Зона управления повседневной жизни, в которой дети учатся управлять своими вещами и смотреть за собой.
  2. Зона родного языка. Позволяет расширить словарный запас, знакомство с буквами и звуками [6, с. 26-28].
  3. Зона сенсорного восприятия. Развитие органов чувств, а также изучение форм, величин и размеров предметов [6, с. 24-26].
  4. Зона космоса. Ребенок знакомится с окружающим нас миром.
  5. Математическая зона. Изучение цифр и их порядок при счете [6, с. 28].

Создавая подобную среду для детей, они смогут отвлечься от гаджетов и будет огромное количество возможностей познать себя.

Заключение

В завершение данной статьи можно предложить следующие практические рекомендации:

— Активное вовлечение родителей в жизнь детей, установление искреннего и открытого общения и полной эмоциональной поддержки помогут снизить вероятность цифровой зависимости.

— Родителям следует создать гармоничный баланс между временем, проведенным перед экраном и другими активностями, такими как прогулки и занятия на свежем воздухе, чтение книг детям, творческие занятия и социальное взаимодействие со сверстниками.

— Предоставление детям более старшего возраста качественного и образовательного контента, такого как обучающие настольные игры, чтение интересных книг, совместный просмотр фильмов и обсуждение их способствует их развитию без негативных последствий.

— Ограничение времени, проведенного за гаджетами, поможет снизить цифровую зависимость и риск развития агрессивного поведения у детей.

— Важно постепенно обучать детей навыкам распределения времени и эмоционального интеллекта, чтобы они могли в дальнейшем эффективно управлять своим временем и эмоциями при использовании гаджетов.

— Разработка новых методов и подходов к управлению цифровой зависимостью у детей младшего возраста являются важными направлениями для будущих исследований и деятельности практикующих специалистов.

Литература:

  1. Hendy, E. (21 11 2023 г.). iPad Kids Are Getting Out of Hand. Получено из Vice: https://www.vice.com/en/article/93k8kv/ipad-kids-gen-alpha-childhood-development
  2. Басинский С. Н., (2007). Клинические лекции по офтальмологии. ГЭОТАРМЕД.
  3. Учим говорить особенного ребенка. (28 10 2019 г.). Украина. Получено из: www.shodinki-autism.org.ua
  4. Рублева, Т. (14 02 2022 г.). Получено из 24 мир: https://mir24.tv/news/16496308/rasstroistvo-nesvarenie-i-ozhirenie-vrachi-rasskazali-pochemu-nelzya-est-pered-ekranom-televizora-i-smartfona
  5. National library of medicine. (2023, 02 23). Retrieved from https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9944298/#:~:text=According%20to%20the%20findings%20of,number%20of%20reported%20cognitive%20failures.&text=10-,School%20age%20is%20a%20time%20of,and%20mental%20growth%20for%20children.&text=There%20are%20increas
  6. Монтессори, Методика раннего развития, 2011

[1] IPad kids — термин который используется для описания малышей, которые проводят чрезмерное количество времени, уткнувшись в экраны своих планшетов или других устройств.

[2] Аккомодация — это способность глаза фокусироваться на объектах, находящихся на разных расстояниях.

[3] Глаукома — это группа заболеваний, характеризующихся постоянным или периодическим повышением внутриглазного давления, повреждением зрительного нерва и типичными дефектами поля зрения.

[4] Катаракта — это помутнение хрусталика глаза, которое приводит к снижению зрения.



Ключевые слова

ребёнок, агрессия, гаджет, близорукость, iPad kids, проблемы с речью, проблемы с принятием пищи, метод Монтессори
Задать вопрос