Представления о дружбе у младшего и старшего поколения | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 13.04.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Преображенская, Э. М. Представления о дружбе у младшего и старшего поколения / Э. М. Преображенская, Т. В. Старченко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5 (79). — С. 247-252. — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4358/ (дата обращения: 20.05.2024).



Понятие «дружба» имеет широкое значение. Оно изучается философией, антропологией, социологией, психологией (общей, социальной, возрастной, педагогической и т. д.).

Современный толковый словарь русского языка дает следующее определение понятия «дружба»: «Дружба — это отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, либо взаимная расположенность, привязанность, характерная для таких отношений» [3].

Д. В. Никитина отмечает, что дружба — это понятие историческое, на различных этапах общественного развития она приобрела новые качества и реализовалась в различных формах [7].

Б. В. Мещеряков, В. П. Зинченко определяют дружбу как «отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии». Авторы отмечают, что дружбе присущи личностный характер, добровольность и индивидуальная избирательность, внутренняя близость, интимность, устойчивость [8; с.193].

Б. А. Сосновский рассматривает представление, как «образ реально отсутствующего предмета или явления, возникающий либо на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти, либо на основе процесса воображения» [9, с.635].

Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современных подростков стали более поверхностными, они большую часть времени проводят в социальной сети Интернет, играя в игры и общаясь в чатах, предпочитая реальному общению виртуальное, что исключительная и глубокая дружба характерна лишь старшему поколению. Поэтому изучение проблемы представлений о дружбе среди подростков и старшего поколения представляет собой исследовательский интерес [6].

В рамках исследования была выдвинута гипотеза: предполагается, что представления о дружбе в разных возрастных группах различны.

Помимо анализа теоретической литературы по теме исследования из смежных предметных научных областей, на эмпирическом этапе была разработана реализована анкета «Изучение представлений о дружбе у младшего и старшего поколения» для опроса представителей младшего и старшего поколения с целью изучения их понимания сущности, значимости и особенностей дружбы.

В исследовании приняли участие 60 человек — подростки в возрастном диапазоне 13–15 лет (30 человек) и представители старшего поколения в возрастном диапазоне 25–70 лет (30 человек) (обучающиеся, педагоги и родители (законные представители) обучающихся Гимназии искусств при Главе Республики Коми)

Результаты исследования распределились следующим образом. Важно отметить, что на вопросы анкеты 1–4 можно было выбрать несколько вариантов ответов и дополнить определение своим ответом. На вопросы анкеты 5–10 нужно было выбрать один ответ.

Ответы респондентов на вопрос «Что для Вас дружба?»

Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос «Что для Вас дружба?»

Согласно полученным данным можно говорить о том, что для большей части представителей младшего поколения (57 %) дружба — это компании для совместного времяпрепровождения для общения, социализации, познания себя, общность интересов важна 53 % респондентов, помощь друг другу в представлениях о дружбе присутствует у 43 % подростков.

Большинство взрослых (67 %) не представляет дружбу без взаимопомощи, взаимовыручки, так же, по мнению представителей старшего поколения (40 %), в дружбе важна общность интересов, единомыслие, разделение взглядов и ценностей; для 10 % дружба проявляется в компании для совместного времяпрепровождения.

На поставленный вопрос также были даны иные ответы. Представители младшего поколения дополняют, что «Для меня дружба-это поддержка и любовь, которую никто не заменит», «Искренняя любовь друг к другу, готовность выслушать и поддержать, взаимоуважение, понимание», «Дружба — это взаимопонимание, уважение и счастье на все количество друзей», «Дружба — это когда человек готов бросить все ради того, чтобы помочь тебе, это когда комфортно с человеком и ты счастлив с ним». Представители старшего поколения говорят о том, что «Отношения, основанные на доверии, на взаимопонимании, взаимопомощи, взаимодействии», «Возможность даже молча обмениваться информацией», «Общение и доверие секретов».

Ответы респондентов на вопрос «На что Вы готовы ради дружбы?»

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос «На что Вы готовы ради дружбы?»

Данные анкетирования, представленные на рисунке 2, говорят о том, что большая часть (47 %) подростков готовы потратить свое время ради дружбы, некоторые (23 %) ради дружбы откажутся от своих интересов и даже совершат плохой поступок (20 %). Можно предположить, что для представления подростками дружбы характерны самоотдача, самопожертвование. Представителей старшего поколения, готовых потратить свое время, больше (90 %), чем представителей младшего поколения. Они откажутся от своих интересов (33 %), но не совершат ради дружбы плохой поступок (0 %).

Подростки отмечают, что ради дружбы «Готова на все», «Если человек, с которым вы очень близки, начинает вас шантажировать и заставляет идти на плохие поступки, то задумайтесь о вашей дружбе», «Отдать самое дорогое», «На рискованные поступки, готова отдать вещи в которых нуждаюсь сама», «Понять и простить, если человек совершит поступок», «На многое, и даже на очень рискованное, т.к я очень дорожу друзьями». Взрослые дополняют, что готовы «Отложить свои дела (даже если они не менее важные) и помочь другу, если он об этом просит», «Отдать последнее».

Ответы респондентов на вопрос «Что важнее в дружбе?»

Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос «Что важнее в дружбе?»

Согласно полученным данным представители младшего (93 %) и старшего (87 %) поколений считают доверие в дружбе самым важным, они ценят открытые отношения между людьми, которые характеризуются полной уверенностью друг в друге, обоюдной порядочностью, честностью и благожелательностью. Менее важным респонденты обеих возрастных групп считают общение, подростками отмечена важность в дружбе собственных интересов. Представителем младшего поколения был дан ответ «На доверии мир держится», представители старшего поколения иных ответов не написали.

Ответы респондентов на вопрос «Может ли дружба быть на всю жизнь?»

Рис. 4. Ответы респондентов на вопрос «Может ли дружба быть на всю жизнь?»

Данные анкетирования, представленные на рисунке 4, говорят о том, что мнения представителей старшего и младшего поколения совпадают. Так, считают, что настоящая дружба проверяется временем и расстоянием 70 % подростков и 67 % взрослых. Утверждают, что дружба должна пройти испытание 27 % подростков, с ними согласно 20 % взрослых, не задумывались над этим 17 % представителей младшего поколения и 7 % представителей старшего поколения.

Подростки дополняют, что «Вы должны узнать друг друга насколько это возможно. Многие, когда становятся старше, для них дружба-это уже не то, они прекращают дружбу, так как они вырастают и мнения расходятся, и это нормально», «Лишь расстояние дает понять, насколько крепка ваша дружба», «Конечно может, если вы сами этого хотите», «Может, если человек через время выявляется в беде»; взрослые считают, что «Может, не требующая проверки», «Может, но друзья новые появляются со временем».

Ответы респондентов на вопрос «Мнение людей значит для Вас больше, чем собственное?»

Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос «Мнение людей значит для Вас больше, чем собственное?»

Согласно полученным данным, можно говорить о том, что ответы на данный вопрос представителей старшего и младшего поколения различаются. Большинство подростков выбрали вариант ответа «не знаю». Можно предположить, что это говорит о неопределенности принятия себя как уникальной личности, своей индивидуальности, о неготовности принятия независимого решения, что свойственно детям в подростковом возрасте. Данный вариант ответа менее популярен у взрослых (7 %), наряду с этим, у представителей старшего поколения показатель отрицательного варианта ответа самый высокий (57 %), что свидетельствует об автономии, самоценности, самодостаточности. Представитель старшего поколения дополнил, что «Мне важно услышать мнение друга, но я не всегда принимаю его точку зрения, если я уверена в своей, но в любом случае я уважаю мнение друга».

Ответы респондентов на вопрос «Дружба должна быть бескорыстной, Вы согласны?»

Рис. 6. Ответы респондентов на вопрос «Дружба должна быть бескорыстной, Вы согласны?»

Согласно полученным данным представители младшего (80 %) и старшего (97 %) поколений согласны с утверждением, что дружба должна быть бескорыстной. Можно предположить, что для большинства респондентов дружба — личные взаимоотношения без ожидания какой-либо выгоды, без выявления преимуществ.

Ответы респондентов на вопрос «У Вас есть старые друзья?»

Рис. 7. Ответы респондентов на вопрос «У Вас есть старые друзья?»

Данные анкетирования, представленные на рисунке 7, говорят о том, что мнения представителей старшего и младшего поколения совпадают. Так, считают, что имеют старых друзей 97 % подростков и 93 % взрослых. Можно предположить, что большинство респондентов уверены, что являются участниками межличностных отношений, для которых характерны долголетие и прочность, и которые возникают и развиваются на протяжении долгого времени.

Ответы респондентов на вопрос «Вы доверяете своим друзьям?»

Рис. 8. Ответы респондентов на вопрос «Вы доверяете своим друзьям?»

Согласно полученным данным представители младшего (93 %) и старшего (100 %) поколений доверяют своим друзьям. Можно предположить, что большинству респондентов присуща непоколебимая убежденность в чьей-то честности, порядочности, добросовестности и верности. Человек, которому доверяют, в определенной мере предсказуем, известно, чего от него ждать в рамках той договоренности, которая с ним имеется или в рамках тех надежд, которые возлагаются на этого человека.

Ответы респондентов на вопрос «Вы сразу чувствуете при первой встрече с человеком, что будете с ним дружить?»

Рис. 9. Ответы респондентов на вопрос «Вы сразу чувствуете при первой встрече с человеком, что будете с ним дружить?»

Данные анкетирования, представленные на рисунке 9, говорят о том, что большая часть (50 %) подростков не определились, чувствуют ли они при первой встрече с человеком, что будут с ним дружить, тогда как большинство взрослых (53 %) дали отрицательный ответ. С ними согласны 27 % представителей младшего поколения. Положительный ответ на данный вопрос дали 23 % представителей младшего поколения и 33 % представителей старшего поколения.

Ответы респондентов на вопрос «Может ли существовать дружба по интернету?»

Рис. 10. Ответы респондентов на вопрос «Может ли существовать дружба по интернету?»

Согласно полученным данным представители младшего поколения (60 %) уверены в существовании дружбы по интернету. С ними согласны лишь 40 % представителей старшего поколения, большинство из которых (47 %) дали отрицательный ответ на поставленный вопрос.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в исследовании, а именно — представления о дружбе в разных возрастных группах различны, подтвердилась частично. Различаются представления о дружбе у представителей младшего и старшего поколений по вопросам понимания дружбы, важности собственного мнения, возможности определения друга с первой встречи, существования дружбы по интернету. Совпадают представления о дружбе у представителей младшего и старшего поколений по вопросам степени дружбы, важности доверия в дружбе, продолжительности дружбы, её бескорыстия.

Литература:

  1. Боцманова Э. М., Захарова А. В. Дружба в подростковом возрасте [Электронный ресурс] — URL: https://studbooks.net/666002/sotsiologiya/issledovanie_ponimaniya_suschnosti_znachimosti_osobennostey_druzhby_nastoyaschee_vremya (дата обращения: 16.09.2023).
  2. Воюшина Е. А. Подходы к определению критериев зрелости личности [Электронный ресурс] /Е. А. Воюшина. — Текст: непосредственный //Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 11–14. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11844/ (дата обращения: 17.12.2023).
  3. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] /Т. Ф. Ефремова М. // М: — АСТ, 2005. — 1168 с. — Режим доступа: https://gufo.me/dict/efremova/ (дата обращения 08.09.2023).
  4. Кореняко И. А. Представления подростков о дружбе и методы изучения дружеских отношений [Электронный ресурс] /И. А. Кореняко //Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 5–7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/7960/ (дата обращения: 18.09.2023).
  5. Жданова С. Ю., Фон-Дер-Флаасс Е. Д. Представления о дружбе в поздней взрослости в связи с полом [Электронный ресурс] /С. Ю. Жданова, Е. Д. Фон-Дер-Флаасс //Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. — Серия № 1. — Психологические и педагогические науки. — 2014. -- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-druzhbe-v-pozdney-vzroslosti-v-svyazi-s-polom (дата обращения 10.12.2023).
  6. Летягина С. К. Социальные представления о дружбе в различных возрастных группах [Электронный ресурс] /С. К. Летягина //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. — 2010. — С.56–63. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-predstavleniya-o-druzhbe-v-razlichnyh-vozrastnyh-gruppah (дата обращения 10.09.2023).
  7. Никитина Д. В. Дружба: парадигмы исследования [Электронный ресурс] /Никинина Д. В. //Вестник Забайкальского государственного университета. — 2011. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/druzhba-paradigmy-issledovaniya (дата обращения 09.09.2023).
  8. Психология. Полный энциклопедический справочник [Текст] /Сост. и общ.ред. Б. В. Мещеряков, В. П. Зинченко. — Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 896 с.
  9. Психология [Текст] /Под ред. Б. А. Сосновского. — М.: Высшее образование. — 2009. — 660 с.
  10. Сидоренко Д. П. Особенности представлений старшеклассников о себе в межличностных отношениях [Электронный ресурс] /Д. П. Сидоренко //Акмеология. — 2016. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-predstavleniy-starsheklassnikov-o-sebe-v-mezhlichnostnyh-otnosheniyah (дата обращения 16.12.2023).
  11. Царева Е. А., Кузнецова О. Е. Особенности представлений о дружбе у современных подростков [Электронный ресурс] /Е. А. Царева, О. Е. Кузнецова //Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2020. — № 2 (42). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-predstavleniy-o-druzhbe-u-sovremennyh-podrostkov (дата обращения 20.11.2023).
  12. Юркова Е. В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.05 [Электронный ресурс] / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2004. — 21 с. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002665941 (дата обращения 25.11.2023).


Задать вопрос