Город будущего. Урбанистика и экология | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Самые интересные примеры Актуальная тема исследования

Рубрика: Экология

Опубликовано в Юный учёный №11 (63) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 02.12.2022

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Бочарова, Е. Г. Город будущего. Урбанистика и экология / Е. Г. Бочарова, О. Н. Щепилова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 11 (63). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/young/archive/63/3272/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье авторы пытаются проанализировать современные тенденции городской инфраструктуры, экологические проблемы г. Воронежа

Ключевые слова: велоинфраструктура, пешеходизация

Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

И. Бунин [1]

— Ничего себе! Оказывается, я совершенно не задумывалась о многих проблемах, которые были очевидны. Эх, вот бы люди почаще говорили о по-настоящему важных вещах, тогда, может быть, наш город задышал бы полной грудью.

С этими мыслями я проснулась после одного весьма необычного и поучительного сна и теперь хочу рассказать о нём Вам, читатель.

… Казалось, это был обычный школьный день. Мы, как всегда сонные на первом уроке, ждали учителя биологии. И тут входит в класс улыбающаяся Татьяна Николаевна и объявляет: «Доброе утро, ребята! Сегодня у нас будет кое-что необычное. Берите свои вещи и спускайтесь за мной». Тут же последовал воодушевлённый гул, ведь, конечно, каждый был рад внезапно появившейся возможности пропустить занятие.

Оказалось, нас ждал «урок на открытом воздухе». Из нашей гимназии мы прямиком отправились в Кольцовский сквер. Пару лет назад здесь постелили газон, так что мы разместились в кругу прямо на нём. Как приятно сидеть большой компанией, слушать учительницу, любоваться аккуратно высаженными деревьями…

— Об экологии сегодня трубят во всех СМИ, — начала свой урок Татьяна Николаевна. — тем не менее не совсем понятно, какое значение она имеет для людей, живущих в городах. Экологи часто ассоциируются с чудаками, которые борются за спасение какого-нибудь столетнего дерева. Однако вы, молодое поколение, должны понимать, что экологическая безопасность — это ваше будущее. Земля — наш общий дом, и нам нужно объединять усилия для его спасения. Недаром с древнегреческого слово экология переводится как учение о доме .

Оглянитесь вокруг. Парки, скверы — это настоящие оазисы в городах. И в нашем родном городе большинство парков имеют комфортную среду. В них есть дорожки, по которым с удовольствием можно ходить и зимой, ведь они очищаются и освещаются. Удобные скамейки с ортопедическими изгибами способствуют расслаблению, делают длительный отдых приятным. Горожане уже давно приучились к сортировке мусора по разным контейнерам, так что и с этим нет проблем.

Зеленые насаждения не только выполняют психотерапевтическую функцию (ведь людям гораздо приятнее находиться в природе, а не среди бетонных коробок), но и улучшают микроклимат. Главная задача деревьев — выступать в роли кондиционеров, смягчать последствия изменения климата на Земле, охлаждать улицы. Так что комфортный город — это всегда «зелёный город».

А как обстоят дела вне парка? Чтобы говорить о том, насколько Воронеж экологичен, нужно рассмотреть его урбанистику. И тут мы, как и в случае с экологом, сталкиваемся со стереотипом: урбанист — какой-то странный человек, видящий в городе одни недостатки. Он куда угодно готов дойти на своих двоих. На самом же деле урбанисты говорят о важных вещах, формирующих комфортную городскую среду. И как же нам повезло, что за примерами далеко ходить не нужно! Во-первых, политика городских властей уже давно была изменена в сторону пешеходизации и создания доступной среды (в Воронеже почти 5 % людей с ограниченными возможностями, и не стоит забывать о матерях с колясками). Старая парадигма о том, по каким критериям определяется качество среды, кардинально отличается от настоящей. Раньше главным в городе был автомобилист, поэтому в приоритете была протяжённость дорог и их ширина. Вот почему, например, ни о каких велосипедных дорожках на Проспекте Революции не могло быть и речи. Сейчас же велоинфраструктура настолько развита, что можно использовать велосипеды и самокаты как полноценный вид транспорта. Чем обширнее выбор средств передвижения (пешком, на самокате, с помощью общественного транспорта, например, трамвая), тем удобнее город, тем меньше загруженность дорог. Кстати, пешеходизация не только полезна с точки зрения экологии, но и приносит городу дополнительный доход: с улучшением качества городской среды растёт количество времени, которое пешеход проводит на улице, растёт коммерция и благосостояние города.

Тут Татьяна Николаевна прервала свой монолог, чтобы сделать глоток воды. И только в этот момент я поняла, что мои обычно непоседливые одноклассники ловили каждое слово учительницы и не сводили с неё глаз. Я очень удивилась тому, что такой, казалось бы, банальной темой можно захватить внимание класса.

— Дима, — обратилась Татьяна Николаевна к рядом сидящему ученику, — не мог бы ты отнести мою бутылку в мусорный контейнер?

— Кстати, о мусорных контейнерах. Нам кажется, что сортировка — нечто само собой разумеющееся. И трудно себе представить, что относительно недавно отношение к этому вопросу было в точности таким, как писал Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор»: «…только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор — чёрт их знает откудова и нанесут всякой дряни!» [2]. Нелегальные свалки, склады отходов пугали своими масштабами, являлись основными источниками пожаров в летний период. На целый двор часто приходилась одна площадка для сбора мусора, а контейнеры, несмотря на нормы СанПиНа, опустошались далеко не ежедневно. Всё это приводило к неприятным картинам, фотографии которых распространялись в социальных сетях с подписью «куча могуча». Уже тогда были разработаны сотни уникальных технологий по работе с мусором, но учёные и представители власти существовали в абсолютно разных плоскостях и не взаимодействовали друг с другом. На решение проблемы потребовались годы! И вот сейчас тема уже не так актуальна, мы даже замечаем, как в Воронеже мусорные баки начинают прятать под землю с помощью специальной платформы, опускающейся вниз, а сверху остаются только приёмники…

Как жаль, что на этом моменте мой сон оборвался и я не смогла побольше узнать о Воронеже мечты! Однако мне очень хочется, чтобы всё увиденное мной стало реальностью. И ещё я поняла, что многое зависит от нас — жителей родного города.

Что можем предпринять мы, чтобы сделать наш город образцовым, комфортным и экологичным? Мне кажется, горожане должны стать более требовательными, не довольствоваться тем минимумом, что имеют. Иногда приходится брать всё в свои руки, и должно появиться больше активистов, готовых взять на себя ответственность за судьбу Воронежа, своего родного города. А что касается школьников, то, я думаю, информация о состоянии окружающей среды должна быть доступна для них, и тогда с ранних лет они не будут равнодушны к экологическим проблемам. И у меня уже есть идея новой рубрики для школьной газеты, в которой я смогу рассказывать, например, о городских экологических фестивалях, волонтёрских движениях и многом другом.

Будущее Воронежа в руках его жителей, и нужно очень постараться, чтобы рассказы о нём не начинались со слов: «В одном чёрном-чёрном городе…»!

Литература:

  1. И. Бунин «Вечер» — М.: АСТ. 2019. Стр. 251.
  2. Н. В. Гоголь «Ревизор» — М.: АСТ. 2017.


Ключевые слова

велоинфраструктура, пешеходизация
Задать вопрос