Учись говорить правильно! | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (55) март 2022 г.

Дата публикации: 29.03.2022

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Токарева, А. П. Учись говорить правильно! / А. П. Токарева, Е. В. Головня. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 3.1 (55.1). — С. 72-73. — URL: https://moluch.ru/young/archive/55/2955/ (дата обращения: 28.04.2024).



Проблема: нормы ударения литературного языка нарушаются людьми из-за их незнания, и потому, что школа и семья не придают должного значения правильности произношения слов.

Цель исследования: формировать потребность «говорить правильно», соблюдая акцентологические нормы.

Объект исследования: культура речи учащихся школы, членов их семей.

Гипотеза исследования: уровень культуры речи учащихся повысится, если активно включать их в изучение норм литературного языка, прививать навык пользования различными словарями.

Задачи исследования: выявить типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи; определить пути повышения культуры речи; способствовать активному включению в изучение норм литературного языка; создать памятки «Орфоэпический и акцентологический минимум».

Этапы работы над проектом:

1) Изучение литературы по данной проблеме.

2) Составление карточек со словами для тест-опроса, распределение их по группам (части речи).

3) Социальное исследование (тест-опросы среди учащихся школы, знакомых, в семье, составление диаграмм).

4) Обобщение исследований.

5) Составление памятки «Акцентологический минимум», проведение акции «Говори правильно!».

6) Презентация. Защита проекта.

1 этап — изучение литературы (Специфика русского ударения) — разноместность (ударение в русском языке может быть на любом слоге);

— подвижность (ударение может менять свое место в разных формах одного слова: начАть, нАчал, началА);

— ударение может меняться с течением времени: раньше называли твОрог, а теперь творОг;

— иногда существует несколько вариантов произношения одного и того же слова: занялсЯ — основной вариант, занЯлся — дополнительный литературный вариант, зАнялся — употребляется в просторечии;

— постановка ударения зависит от значения слова: развитОй язык, рАзвитый человек;

— не принято ставить знак ударения над буквой Ё;

— некоторые слова в разных словарях имеют разное значение.

2 этап – социологическое исследование (наблюдение за речью среди учащихся нашей школы, их родителей) Образование падежных форм имён существительных вызывает наибольшее затруднение у учащихся. Это связано с тем, что нет определённых правил для запоминания написания окончаний имён существительных в И. п. и Р. п. множественного числа. Учащимся были даны карточки.

Напиши в форме И. п. множественного числа и поставь ударение.

Торт, герб, адрес, шофёр, трактор, слесарь, столяр, директор, доктор, договор

Образуй форму Р. п. множественного числа.

Абрикос, лимон, мандарин, помидор, баклажан, дыня, слива, яблоко, ананас.

Результат социологического исследования: учащиеся допускают большое количество орфоэпических ошибок в словах: договоры, столяры, гербы, торты, неправильно образуют форму мн.ч. Р.п. в словах мандарин, дыня, помидор.

Пути повышения уровня речевой культуры

1) Выпустить небольшой стенд о результатах и показать, как правильно употребляются эти слова, т. е. провести небольшую акцию «Говорите правильно».

2) Составить памятку «Орфоэпический и акцентологический минимум»

Заключение

Нарушение норм литературного языка — одна из проблем разговорной речи. Часто неправильно произнесённые слова в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей. В процессе работы над проектом я попыталась повысить уровень культуры речи учащихся нашей школы и речи окружающих нас людей.

Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая часть современного человека. Следует не допускать ошибок в произношении и активно изучать нормы литературного языка и постоянно обращаться к различным словарям русского языка.



Задать вопрос