Библиографическое описание:

Аптрахимов Д. Р., Ребезов М. Б., Смольникова Ф. Х. К вопросу о потребительских предпочтениях макаронных изделий // Техника. Технологии. Инженерия. — 2016. — №1. — С. 54-57.



Совершенствование знаний и исследований в области научного подхода к сфере питания позволило улучшить качественный состав пищевых продуктов, повысить их вкусовые и питательные свойства, расширить ассортимент, а также сформулировать основные принципы функционального питания.В исследовании были включены вопросы, которые позволяют оценить потребительские предпочтения преподавателей и сотрудников вузов города Челябинска при выборе макаронных изделий. Данное исследования подтверждает актуальность работ, направленных на разработку рецептур и технологий макаронных изделий функциональной направленности.

Ключевые слова:макаронные изделия, респонденты, потребительские предпочтения

Потребление макаронных изделий увеличивается, разрабатываются новые рецептуры и совершенствуются технологии, при этом возрастает необходимость в оценке качества, конкурентоспособности и потребительских предпочтений продуктов питания, в том числе макаронных изделий [1]. За счет того, что в России макаронные изделия популярны и потребляются в большом количестве, представляется возможность реально и эффективно проводить профилактику различных видов заболеваний с помощью выпуска изделий улучшающие качества и пищевой ценности, благодаря различным растительным добавкам [2]. Производство пищевых продуктов специализированного назначения на основе отечественного продовольственного сырья — одна из основных задач государственной политики в области здорового питания (распоряжение Правительства РФ от 25.10.2010 г. № 1873-р). Постановлением от 16.09.2003 года N 148 «О дополнительных мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом железа в структуре питания населения» [4]. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Онищенко Г. Г., отмечено что, в целях принятия незамедлительных мер для улучшения состояния обеспеченности населения России железом, необходимо обогащение пшеничной муки высшего и первого сорта, хлеба и хлебобулочных изделий, произведенных из этой муки, железом и витаминами [5]. Поэтому сегодня особое значение имеет создание и внедрение в производство продуктов профилактического действия, содержащих широкий спектр биологически активных соединений, способных компенсировать действие агрессивных факторов окружающей среды на человека, тем самым поддерживая здоровье и активный образ его жизни [3].

Для этого была разработана анкета и проведен социологический опрос потребителей. С этой целью в период с ноября 2015 года по май 2016 года было проведено анкетирование 282 преподавателей и сотрудников вузов города Челябинска, из которых 129 мужчин и 153 женщины. В маркетинговых исследованиях принимали участия преподаватели разных возрастов. Отбор респондентов проходил по квотной выборке в соответствии с данными Госкомстата Челябинской области о социально-демографических характеристиках населения города. Статистическая погрешность данных не превысила 5 % (при 95 %-ном доверительном уровне). Все (282 человека) опрошенных респодентов употребляют макаронные изделия.

При оценке частоты употребления макаронных изделий мнения респондентов разделились следующим образом: 24,46 % (69 человек) употребляют макаронные изделия 2 раза в неделю, 1 раз в неделю 18,09 % (51 человек), 2 раза в месяц 20,21 % (57 человек), 1 раз в месяц 22,34 % (63 человека), и реже одного раза в месяц 14,89 % (42 человека).

На вопрос «Какая стоимость потребительской упаковки макаронных изделий для Вас приемлема?» респонденты ответили в следуещем процентном соотношении: 81 человек тратят от 30 до 40 рублей на покупку макаронных изделий, от 20 до 30 рублей — 57 человек, от 40 до 50 рублей — 36 человек, от 50 до 60 рублей — 27 человек, от 15 до 20 рублей — 18 человек, от 60 до 70 рублей — 15 человек (рисунок 1).

Рис. 1. Стоимость упаковки макаронных изделий

На рис. 2 представлены результаты ответов на вопрос «Какие из зарубежных марок макаронных изделий Вы покупаете?». Среди предпочтений респондентов при выборе импортируемых макаронных изделий больше всего пользуются спросом: «Pasta Zara» — 60 человек, «Barilla» — 57 человек, «Султан» — 57 человек.

Рис. 2. Предпочитаемые зарубежные марки макаронных изделий

Предпочтения преподавателей при выборе макаронных изделий российских марок распределились следующим образом: «Макфа» — 192 человека, «Союз Пищепром» — 60 человек, «Роллтон» — 51 человек (рисунок 3).

Рис. 3. Предпочтения макаронных изделий по российским ТМ

Ответы преподавателей на вопрос «Какие виды макаронных изделий вы предпочитаете?» представлены на рис. 4. Больше всего респондентов — 63 человека предпочитают такие виды макаронных изделий как спагетти, 40 респондентов предпочитают рожки, 9 — перья.

Рис. 4. Предпочтения макаронных изделий по видам

Для 159 человек (56,38 %) цены на макаронные изделия устраивают, но при этом им хотелось, чтобы они снизились, для 93 человек (32,98 %) цены полностью устраивают; для 21 респондентов цены слишком высокие, а 9 человек (3,19 %) затруднились ответить на вопрос.

71,27 % (201 человек) опрошенных респондентов выбирают макаронные изделия объемом упаковки 400–500 г., 21,28 % (60 человек) предпочитают объем упаковки 800–1000 г., 7,45 % (21 человек) — менее 350 г.

Ответы респондентов на вопрос «Какими факторами Вы руководствуетесь при выборе макаронных изделий?» распределились следующим образом: 25,37 % (72 человека) уделяют место такому фактору как репутация производителя, для 18,91 % (53 человек) важен внешний вид, для 16,92 % (48 человек) важен уровень цен, для 16,42 % (46 человек) важны полезные свойства, для 10,45 % (29 человек) — индивидуальная упаковка, для 9,95 % (28 человек) — срок хранения и для 1,99 % — калорийность.

41,49 % (117 человек) опрошенных респондентов ассортимент макаронных изделий устраивает частично, для 32,98 % (93 человека) удовлетворены наличием ассортимента, 14,89 % — не удовлетворены, для 10,64 % — ассортимент не всегда устраивает.

63,93 % опрошенных респондентов выбирают макаронные изделия из твердых сортов пшеницы, 24,59 % — из пшеничной муки высшего сорта, 6,56 % предпочитают макаронные изделия из композитной муки, 2,46 %– из гречневой муки, 2,46 % — из рисовой муки.

54,26 % (153 человека) опрошенных респондентов считают, что за счет употребления макаронных изделий можно улучшить качество питания.

85,11 % (240 человек) опрошенных респондентов хотели бы употреблять макаронные изделия, которые бы обладали высокой пищевой и биологической ценностью.

81,91 % (231 человек) опрошенных респондентов хотели бы употреблять макаронные изделия, которые бы служили для профилактики различных заболеваний, при этом 18,09 % (24 человека) затруднились ответить.

Таким образом, можем констатировать, что в г. Челябинске отмечен массовый интерес потребителей к здоровому питанию, увлеченностью функциональными продуктами. Необходимо учитывать потребительские предпочтения при моделировании и проектирования продуктов питания. В результате проведенного нами маркетингового исследования установлено, что макаронные изделия являются популярным продуктом питания. Учитывать потребительское предпочтение при создании инновационного продукта питания считается наиболее эффективным вариантом, которое позволяет определить все возможные факторы и интерес к данному продукту питания. Наши исследования подтверждают актуальность работ, направленных на разработку рецептур и технологий макаронных изделий функциональной направленности.

Литература:

  1. Аптрахимов Д. Р., Ребезов М. Б. Потребительские предпочтения макаронных изделий студентами // Международный научно-исследовательский журнал. –2016. –№ 4–7 (46). –С. 128–131.
  2. Аптрахимов Д. Р., Ребезов М. Б., Смольникова Ф. Х. Совершенствование технологии макаронных изделий с добавлением растительного сырья (патентный поиск) // Молодой ученый. — 2015. — № 13. — С. 90–92.
  3. Аптрахимов Д. Р., Ребезов М. Б. Минерально-витаминный комплекс (премикс) для обогащения макаронных изделий //В сборнике: Инновационные подходы и технологии для повышения эффективности производств в условиях глобальной конкуренции. Конференция, посвященная памяти член-корреспондента КазАСХН, д.т.н., профессора Тулеуова Е. Т. Семей, 2016. С. 520–522.
  4. Панжин Д. Макаронное производство в России: сырьевые и технологические тенденции // Хлебопродукты. — 2008. — № 2. — С. 28–29.
  5. Шнейдер Д. В., Дудченко Е. В., Зайцева Е. А. Разработка рецептур макаронных изделий повышенной пищевой ценности // Хлебопечение России. — 2009. — № 3. — С. 20–21.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов