Автор: Гергова Залина Хусеновна

Рубрика: Технологии рационального природопользования

Опубликовано в Биоэкономика и экобиополитика №1 (2) сентябрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Гергова З. Х. Направления развития экологической политики и регулирования процессов природопользования на территориях с рекреационно-ориентированной экономикой // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — №1. — С. 189-196.



The article discusses the basic principles of the regional environmental policy issues of effective environmental regulation sphere. It is proved that the main objectives of environmental policy in KBR are the development and efficient use of natural resources potential, increase energy saving contribution to the development of economy, increasing of efficiency and competitiveness of enterprises, improving the ecological environment, ensuring environmental safety.

Keywords: ecology, environmental management, recreation, ecological tourism.

Для обеспечения эффективности государственного регулирования макроэкономических процессов в регионах, ориентированных на рекреацию, требуется системный подход к вопросам выработки стратегии развития и определения мер государственного воздействия. Роль государственного регулирования особенно возрастает в условиях конкуренции между рекреационными территориями на рынке, сочетания интересов развития рекреации и иных составляющих хозяйственного комплекса, реализации стратегии сбалансированного, экологически устойчивого развития в условиях социально-экономической нестабильности. Комплекс мер, реализуемый в рамках системы государственного регулирования рационального природопользования должен включать в себя общефедеральные и региональные (муниципальные) компоненты и сочетаться с рыночными регуляторами и механизмами. Последнее является особенно значимым, так как с переходом экономики к рыночному типу хозяйствования, основным регулятором ее функционирования и развития, наряду с государством, выступает рынок, который, по нашему мнению, в сфере экологических благ и услуг пока развит в недостаточной степени. Необходимо отметить, что рекреационная услуга (рекреационный продукт) представляет собой специально организованную программу деятельности и обслуживания, реализуемая на рекреационном рынке как самостоятельный продукт. В более широком смысле рекреационную услугу можно дефинировать как овеществленную природно-климатическими и социально-экономическими условиями услугу, способствующую воспроизводству и продлению функциональной жизнедеятельности рабочей силы, повышению производительности труда, удовлетворению всей совокупности потребностей человека, связанных с его деятельностью в свободное время. В этой связи становление рынка в рекреационной сфере и регулирование рыночного механизма его в эколого-экономическом аспекте представляются нам задачами во многом тождественными.

Нетрадиционной нишей, которая позволит Кабардино-Балкарии выпускать продукцию и оказывать услуги, не имеющие конкурентов не только на региональном, но и на российском внешнем рынке, может стать расширение разновидностей рекреационной деятельности на основе уникальных природных и этнографических ресурсов, актуальных на современном этапе. Кроме того, производство экологически чистой продукции, лекарственных трав, собранных в альпийском поясе высокогорья, розлив качественной минеральной и родниковой воды, проведение экологических конференций и т. д.

Рекреационное производство может и должно стать ведущей отраслью специализации республики, использующей разнообразные, в ряде случаев уникальные, природно-рекреационные ресурсы. При этом необходимо исключить бесконтрольный поток рекреантов, создающий огромную нагрузку на ландшафт, но не приносящий доходов в местный бюджет.

Государственное воздействие на процессы природопользования реализуется через экологическую политику, являющуюся составной частью единой государственной политики в области социально-экономического развития, науки, культуры, образования, здравоохранения.

Основными целями экологической политики в КБР являются развитие и эффективное использование природно-ресурсного потенциала, увеличение вклада энергоресурсосбережения в развитие экономики, повышение эффективности и конкурентоспособности продукции предприятий-природопользователей, улучшение экологической обстановки, обеспечение экологической безопасности.

Региональная экологическая политика должна осуществляться на основе следующих принципов. Во-первых, необходимо признать природопользование социально значимой отраслью, определяющей уровень развития и рационального размещения производительных сил региона.

Во-вторых, при выборе приоритетных направлений природопользования и экологической экспертизе природно-ресурсных программ и проектов должна соблюдаться гласность. Программы и проекты должны реализовываться на конкурсной основе.

В-третьих, немаловажным моментом является поддержка предпринимательской деятельности в области рационального природопользования со стороны государства.

В-четвертых, необходимо концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях развития экологически безопасного устойчивого природопользования.

В-пятых, стоит стимулировать рациональное природопользование через систему экономических льгот.

В-шестых, должна происходить интеграция природно-ресурсной, природоохранной, научной и образовательной деятельности посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений профессионального высшего образования, научных организаций, имеющих государственный и общественный статус, а также инновационных центров, технопарков, технополисов и т. д.

В-седьмых, должно развиваться межрегиональное и международное сотрудничество в области экологии.

Определяя основные направления региональной экологической политики, прогнозируя приоритетные направления природопользования, разрабатывая рекомендации и предложения по реализации эколого-ресурсных программ, использовании программ энергоресурсосбережения, особенно необходимо соблюдать принцип гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов. Разработка и реализация экологической политики в отношении отраслей экономики осуществляется соответствующими региональными органами исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом единой региональной экологической политики.

Приоритетными направлениями в проведении экологической политики КБР должны стать:

— совершенствование экономических и правовых основ экологической политики КБР посредством пересмотра старых и принятия новых законодательных и нормативно-правовых актов;

— переход в большей мере к экономическим методам регулирования с целью реализации принципа платности природопользования на базе экономико-правового законодательства;

— формирование новой организационной структуры и механизмов управления природопользованием, обеспечивающих в совокупности федеральные и региональные интересы по рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности в республике;

— финансовое обеспечение региональных экологических стандартов, программ эффективного и экологически ориентированного природопользования, природоохранных и энергоресурсосберегающих программ;

— усиление роли особо охраняемых природных территорий при реализации программ сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития республики;

— целевая подготовка специалистов по вопросам рационального природопользования;

— создание специальных служб по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды;

— учреждение премий и награждений за крупные научные труды, научные открытия и изобретения в области экологии и рационального природопользования, иными словами создание механизма стимулирования.

Целесообразным является создание государственных и коммерческих структур, деятельность которых направлена на нормирование и квотирование природопользования, экологическая сертификация изделий, заключение сделок по купле-продаже прав на допустимое загрязнение, осуществление экологического аудита, консалтинга. Однако это может привести к снижению уровня государственного регулирования состояния окружающей среды и монополизации рынка экологических услуг этими структурами, поэтому их деятельность должна быть в обязательном порядке лицензирована.

Создание в КБР специального органа исполнительной власти, такого как Министерство по окружающей среды и природопользованию, подтверждает признание руководством республики актуальности вопросов охраны окружающей среды, необходимости обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования. Министерство призвано обеспечивать экологическое благополучие на территории Кабардино-Балкарии, экономика которой ориентирована на использование рекреационных ресурсов, развитие сельского хозяйства и действующих на его основе производств.

Эколого-экономический аспект регулирования охватывает систему мер государственного регулирования в области рационального природопользования и охраны окружающей среды и включает в себя экологическую экспертизу, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, экологический аудит, экологическое предпринимательство и страхование.

Сама по себе экологическая экспертиза является конкретным видом деятельности экологов-экспертов, включающая в себя анализ конкретной проблемы с широким использованием методологии системного подхода; постановку точного диагноза, подразумевающую объяснение природы выявленных на этапе анализа эффектов; выработку на основе диагноза обоснованного заключения о состоянии экосистемы с возможно более широким использованием количественных оценок в качестве базы для суждения о степени экологической безопасности или риска. В отличие от экологов классического направления, нацеленных на разработку экологической теории и идущих от частного к общему, экологи-эксперты используют наиболее разработанные теоретические представления экологии и в ходе подготовки экспертного заключения идут от общего к частному. В этом заключается принципиальная методологическая специфика экологической экспертизы, целью которой является получение экологических заключений о практическом, наиболее вероятном ожидаемом или наиболее оптимальном желаемом состоянии конкретных экологических систем при планировании или при наличии определенных антропогенных воздействий.

Таким образом, целью экологической экспертизы является максимальное предупреждение вероятных негативных воздействий на окружающую среду предстоящей хозяйственной деятельностью, предусмотренной документацией или проектом. С другой стороны, цель экологической экспертизы может быть сформулирована и как обеспечение экологической безопасности страны и каждого региона; бережное расходование природных ресурсов; сохранение и восстановление нарушенных экосистем, исторических и культурных памятников, национальных особенностей и традиций; воспроизводство природных ресурсов; соблюдение международных соглашений и договоров. Таким образом, основным назначением экологической экспертизы является не запрет на пользование природой, а осуществление необходимой деятельности по предотвращению, максимальному снижению негативных последствий, поскольку только так можно стабилизировать и потом улучшить экологическую обстановку в регионе.

Для Кабардино-Балкарской Республики, ориентированной на рекреацию, к основным задачам экологической экспертизы можно отнести:

— выявление комплекса факторов воздействия деятельности рекреационного комплекса, программ развития экономики в сфере природопользования на природные компоненты и природные территориальные комплексы;

— оценка прямых и косвенных эффектов воздействия выявленных факторов на человека, флору, фауну, почву, водные объекты, атмосферный воздух, климат;

— сопоставление альтернативных вариантов проектных решений, а также мер по предупреждению негативных изменений в природной среде в результате осуществления намеченных мероприятий развития экономики республики;

— комплексная экологическая оценка воздействия изменения состояния природных компонентов и природно-территориального комплекса в целом под влиянием планируемых мероприятий с учетом всех принятых природоохранных мер по каждому варианту.

По исполнению функции государственной экологической экспертизы Министерством по охране окружающей среды и природопользованию КБР за последние 2,5 года проведено 32 экспертизы объектов регионального уровня, что позволило подтвердить их экологическую безопасность. Следует отметить, что данная процедура особенно важна при пользовании особо охраняемыми природными территориями.

В соответствии с законодательством РФ при проведении экологической экспертизы необходимо руководствоваться следующими принципами:

— презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, проекта;

— обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

— комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

— обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

— достоверность и полнота информации, предоставляемой на экологическую экспертизу;

— независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

— научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;

— гласность, участие общественных организаций или объединений, учет общественного мнения;

— ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

На сегодняшний день в рамках научной дискуссии большое внимание уделяется понятиям использования природных ресурсов (природопользования) и негативного воздействия на окружающую среду.

Оптимальная организация и управление природопользованием, достижение реальных результатов, эффективность использования имеющихся ресурсов, направляемое на природопользование, во многом зависят от адекватного выявления характера и масштабов воздействия экономики региона на окружающую среду. В свою очередь эта задача может быть решена с помощью организации предупредительных мер, основанных на экологическом аудите.

Развитие эколого-ориентированного бизнеса позволит существенно изменить экологическую ситуацию в стране и в регионе, улучшить охрану окружающей среды и использование природных ресурсов. При этом совершенно очевидно, что невозможно решить экологические проблемы, выйти на устойчивый тип развития без общего улучшения экономического положения страны, эффективной макроэкономической политики.

На ухудшение экологической ситуации в регионе могут влиять ряд экономических и юридических факторов, действующих в разных сферах, на разных уровнях и с различным масштабом воздействия. К ним относятся макроэкономическая политика, приводящая к экстенсивному использованию природных ресурсов; инвестиционная политика, ориентированная на развитие ресурсоэксплуатирующих секторов экономики; неэффективная секторальная политика (топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, лесное хозяйство и другие); несовершенное законодательство; неопределенность прав собственности на природные ресурсы; отсутствие эколого-сбалансированной долгосрочной экономической стратегии, недооценка устойчивого развития; инфляция, экономический кризис и нестабильность экономики, препятствующие реализации долгосрочных проектов, к числу которых относится большинство экологических проектов; природно-ресурсный характер экспорта; существование действенного стимула в виде получения значительной и быстрой прибыли от переэксплуатации или продажи природных ресурсов (нефть, газ, лес, руды и пр.) и другие.

На сегодняшний день очень важным является создание государством посредством эффективных, косвенных и прямых экономических инструментов и регуляторов благоприятного климата для развития эколого-ориентированного бизнеса. Экологическая ситуация, сложившаяся в стране, тесно связана с положением в экономике и развитием производственной сферы. Мы знаем, что основой устойчивого развития общества, региона, страны в целом является стабильное развитие отдельных субъектов — предприятий.

Под устойчивым следует понимать такое развитие общества, при котором не разрушается его природная основа. Другими словами, все то, что человек берет от природы, должно быть в природе сохранено. Политика развития общества в гармонии с окружающей средой стала на сегодняшний день высшим приоритетом мирового сообщества. Экологоориентированный бизнес может существенно изменить экологическую ситуацию в регионе, решить проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Накоплен мировой опыт экологического предпринимательства, доказывающий не только его жизненную необходимость, но и экономическую выгоду. Именно малое предпринимательство становится основным проводником в жизнь концепции устойчивого развития. Здесь важная роль отводится созданию и развитию научно-производственных, научно-внедренческих предприятий экологического профиля, предлагающих такие услуги, как экологический аудит, экологический консалтинг, в т. ч. по вопросам экологической политики предприятий, развития систем государственной стандартизации, метрологии и сертификации, а также разработке и промышленному внедрению современных высокоэффективных природоохранных технологий и оборудования.

Для успешного содействия развитию предпринимательства, ориентированного на оздоровление экологической обстановки в регионе, необходимо создать благоприятную для предпринимателей среду. Помимо финансовых и правовых льгот, которые предусмотрены для малого бизнеса независимо от характера его деятельности, предприятиям, способствующим оздоровлению природной среды, необходимо предоставить льготное налогообложение вплоть до полного освобождения от уплаты местных налогов. Только при такой поддержке малые и средние предприятия, часто работающие в неблагоприятных производственных условиях (низкокачественное сырье, плохие транспортные связи и т. п.) смогут достичь рентабельности продукции, достаточной для того, чтобы привлекать потенциальных предпринимателей. Наряду с этим, следует создавать региональные фонды поддержки предпринимательства, которые должны обеспечивать льготное кредитование и безвозвратное субсидирование строительства и реконструкции таких предприятий, в частности и за счет поступлений в виде штрафных платежей за экологические нарушения, а также добровольных взносов предприятий, общественных организаций, местных органов власти, заинтересованных в экологической чистоте среды обитания. Помимо финансовых льгот, непременным условием широкого привлечения предпринимательства к природоохранной деятельности является создание в регионе экологического информационного центра, располагающего подробными сведениями об экологически неблагополучных объектах и возможных профилях промышленных предприятий, обеспечивающих оздоровление окружающей среды. В настоящее время многие предприятия стараются замкнуться в рамках своего производства и основную свою задачу видят только в разработке безотходных и экологически чистых технологий, позволяющих уменьшить свое вредное воздействие на природную среду. В этом случае задача рационального взаимодействия производства с природой полностью не разрешима, так как один из компонентов системы, а именно природа, исключается из рассмотрения. Изучение процесса взаимодействия общественного производства с окружающей средой требует применения, как экономических методов, так и экологических, что собственно и привело к появлению экологического предпринимательства. Проблема совершенствования отношений в процессе природопользования обусловлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть заключается в том, что, во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства. В последнее десятилетие в мировой практике наметились позитивные тенденции, направленные на решение проблем охраны природных ресурсов и экосистем для обеспечения дальнейшего экологически устойчивого социально-экономического развития регионов. Определяющим фактором в институциолизации такого подхода, помимо социально-политических преференций, сложившихся в сознании людей, является новое экологическое мышление, формирование которого особенно важно на этапе крупных преобразований в экономике. В период рыночных преобразований особенно актуальны проблемы устойчивого экономико-экологического развития для многих территорий, где остро стоят глубоко назревшие проблемы охраны природных ресурсов и экосистем. Для их успешного практического решения необходимо расширение и обогащение средств механизма экономического природопользования на основе разработки и внедрения его новых элементов и инструментария, в том числе природоохранного регулирования. Утвердившаяся в последние десятилетия концепция устойчивого, а точнее не наносящего ущерб природе, экономического роста предполагает неразрывное сочетание экономической и экологической политики. По существу, речь идет о новой модели экономического развития, соответствующей реалиям глобализированной экономики начала третьего тысячелетия. Экологическая политика все более активно реализуется в экономической стратегии развитых стран и крупных компаний. Она охватывает систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление внутри страны и за ее пределами. Эта политика проводится как на уровне государства, которое устанавливает законодательные нормы в области охраны природной среды, так и на уровне компаний, которые берут на себя обязательства по соблюдению этих норм в своей корпоративной стратегии развития. В мире разрабатывается и осуществляется целый комплекс мер, направленных на решение задач нового этапа развития. Он включает принятие природоохранного законодательства, внесение соответствующих изменений в налоговые системы, применение различных инструментов экологической политики. В результате осуществления концепции устойчивого роста происходят глубокие изменения в структуре национальной экономики, ускоренно внедряются передовые ресурсосберегающие технологии, формируются новые отрасли производства. Все это приводит к снижению издержек производства. Уже на нынешнем этапе развития экспорт государств, проводящих экологическую политику, имеет тенденцию к росту, не в последнюю очередь благодаря увеличению доли экологических товаров и услуг. Последние исследования говорят о том, что аналогичная тенденция наблюдается и в движении капиталов — привлекательными в качестве объектов инвестиций оказываются отрасли, подпадающие под наиболее жесткое экологическое регулирование. Есть все основания полагать, что в дальнейшем эти тенденции будут только усиливаться, поэтому экологический фактор становится одним из определяющих при формировании международной конкурентоспособности страны.

Одним из наиболее эффективных инструментов экономико-экологического контроля в процессе становления рыночной экономики должно стать экологическое предпринимательство. Целесообразно, по нашему мнению, предложить разработку прогноза развития экологического предпринимательства в КБР на ближайшие несколько лет, а также предусмотреть в Налоговом кодексе особый порядок налогообложения юридических лиц и субъектов экологического предпринимательства.

Важное значение среди мер государственного регулирования в области рационального природопользования занимает экологическое страхование.

Неоднократные попытки реализовать принципы экологического страхования с экономико-правовой точки зрения были не очень успешными из-за отсутствия правовой регламентации экономических отношений при экологическом страховании.

Неудачи практики экологического страхования приводят к выводу о том, что вся природоохранная политика нуждается в качественно новом экономико-правовом механизме доступа к эксплуатации природного капитала. Такой механизм мог бы наполнить традиционные и новые методы управления природопользованием элементами реального государственного регулирования. Правда, этот тезис входит в противоречие с тем, что мы отстаивали последние годы, утверждая, например, что страхование — это совершенный рыночный механизм. Однако реальность такова, что сегодня в России без государственного вмешательства невозможны ни экологизация производства, ни экологическое страхование, ни что-нибудь иное, слегка напоминающее экономический механизм управления природопользованием. Для развития экологического страхования следует отказаться от рыночной догматики и согласиться с неизбежным: государственное регулирование должно охватить взаимоотношения страховщиков и страхователей по поводу снижения экологического риска функционирования хозяйствующих субъектов.

Представляя экологическое страхование как систему экономических отношений по управлению экологическим риском, обнаруживаем, что оно является одним из немногих экономических инструментов, который позволяет привлечь в кажущуюся неприбыльной сферу охраны окружающей среды капиталы коммерческих структур. С государственной точки зрения разумно и выгодно передать некоторые риски частному сектору (возможно, в виде частногосударственного партнерства), обеспечив при этом институциональную поддержку бизнеса, занятого сглаживанием пиковых нагрузок в экономике. Государство, устанавливая общенациональные ориентиры развития экономики, вырабатывает экологические императивы природоохранной политики, и одним из таких императивов должно стать экологическое страхование.

Немаловажным аспектом для развития экологического страхования является имидж предприятия, застраховавшего свои риски, в глазах общественности, властных и банковских структур, потенциальных партнеров. В этом плане достоинства института экологического страхования с открытым характером декларации его деятельности неоспоримы.

Таким образом, политико-экономические барьеры, препятствующие развитию экологического страхования, являются в то же время достаточно мощным стимулом расширения фундаментальных исследований в области формирования экономико-правового поля новой политики природопользования. Основные положения этой политики сводятся к нескольким направлениям экологизации структурной перестройки экономики: формирование эколого-ориентированных национальных счетов, совершенствование учета и оценки природного капитала, развитие рынка экологических работ и услуг — в первую очередь экологического аудита, экологической сертификации, облигационных природоохранных займов и экологического страхования.

Литература:

1. Ацканов Р. Р., Нагоев З. В., Нагоев А. Б. Экологическое развитие регионов как основа реализации государственной политики в сфере природопользования / Биоэкономика и экобиополитика. 2015. № 1 (1). С. 23–28.

2. Кирей М. Ю., Стригина М. О., Сергеева И. С., Еделев Д. А. Управление экономической системой региона, обладающего рекреационным потенциалом /Terra Economicus. 2007. Т. 5. № 2–2. С. 131–133.

3. Нагоев А. Б. Основные направления и перспективы развития санаторно-курортной и туристско-рекреационной сферы КМВ и КБР/ Управление экономическими системами: электронный журнал. 2011.№ 33. с.26

4. Нагоев А. Б. Проблемы развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса Кавказских минеральных вод / Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011.№ 33. с.33

5. Нагоев А. Б., Татуев А. А., Скляренко С. А., Шаров В. И. Проблемы формирования цепочек добавленной стоимости биопродуктов в экономике природопользования / Фундаментальные исследования. 2015. № 11–1. С. 174–178.

6. Стригина М. О., Еделев Д. А. Экологические принципы управления региональной экономикой и механизмы их реализации / Terra Economicus. 2007. Т. 5. № 2–3. С. 296–299.

7. Татуев А. А., Скляренко С. А., Шаров В. И., Нагоев А.Б Роль биоэкономической политики в национальной экономике природопользования /Фундаментальные исследования. 2015. № 10–3. с.635–639

8. Татуев А. А. Проблемы биоэкологиии промышленной экологии в рамках общей проблематики экономической безопасности/ Экономика и предпринимательство. 2015. № 6–1 (59–1). С. 46–49.

9. Ivolga A., Labenко O., Ivolga I. Vector of the EU and Russia integration in the sustainable development /Visegrad Journal on Bioeconomy and Sustainable Development. 2013. № 2. pp. 53–56.

10. Tatuev А. А., Rokotyanskaya V. V., Tikhomirov A. A., Beznaeva O. V., Budaeva V. A. The impact of territorial bio-economic policy of Russia / Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2015. Т. 6. № 6. pp. 1549–1557.

References:

  1. Atskanov RR, Nagoya ZV, Nagoya AB The ecological development of regions as a basis for implementation of the state policy in the sphere of nature / Bioeconomy and ecobiopolitic. 2015. 1 (1). S. 23–28.
  2. Kirei M. Y., Strigina M. O., Sergeeva I. S., Edelev D. A. Managing economic system in the region, having recreational potential / Terra Economicus. 2007. T. 5. № 2–2. Pp 131–133.
  3. Nagoev A. B. Main directions and prospects of development of sanatorium and tourist-recreational sphere CMS and CBD / management of economic systems: e-zine. 2011.№ 33. p.26
  4. Nagoev A. B. Problems of development of sanatorium and tourist and recreational complex of Caucasian Mineral Waters / Managing economic systems: electronic scientific journal. 2011.№ 33. p.33
  5. Nagoev A. B., Tatuev A. A., Sklyarenko S. A., Sharov V. I. Problems forming chains of organic products of value added in the economy of nature-use / basic research. 2015. № 11–1. Pp. 174–178.
  6. Strigina M. O., Edelev D. A. Ecological principles of regional economic management and implementation mechanisms// Terra Economicus. 2007. T. 5. № 2–3. Pp 296–299.
  7. Tatuev A. A., Sklyarenko S. A., Sharov V. I., Nagoev A. B. Role of bio-economic policy in the national environmental economics / Fundamental Research. 2015. № 10–3. s.635–639
  8. Tatuev A. A. Problems of bio-ecology industrial ecology in the overall economic security issues / Economics and entrepreneurship. 2015. № 6–1 (59–1). S. 46–49.
  9. Ivolga A., Labenко O., Ivolga I. Vector of the EU and Russia integration in the sustainable development / Visegrad Journal on Bioeconomy and Sustainable Development. 2013. № 2. pp. 53–56.
  10. Tatuev А. А., Rokotyanskaya V. V., Tikhomirov A. A., Beznaeva O. V., Budaeva V. A. The impact of territorial bio-economic policy of Russia / Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2015. Т. 6. № 6. pp. 1549–1557.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов