Библиографическое описание:

Черкунова Е. В. Применение информационных технологий в преподавании английского языка при подготовке бакалавров по направлению «Юриспруденция» // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — №1. — С. 128-130.



Применение информационных технологий в преподавании английского языка при подготовке бакалавров по направлению «Юриспруденция»

Черкунова Е. В.

Зеленодольский филиал «Институт экономики, управления и права (г.Казань)» (Зеленодольск, Республика Татарстан, Россия)

Ключевые слова: информационные технологии, преподавание, английский язык, юриспруденция.

Длякорреспонденции: africangiraff@yandex.ru

Keywords: information technology, teaching, English language, law

For correspondence: africangiraff@yandex.ru

Сегодня для улучшения качества преподавания совершенно необходимо внедрять в процесс образования новые информационные технологии, и особенно это актуально на уроках английского языка. И здесь речь идет не только о новых технических средствах, которых сейчас множество (интернет, мультимедиа аппаратура), но и о новых формах и методах преподавания, новых подходах к процессу обучения. И даже традиционные формы обучения могут наполниться новым содержанием, обогатиться за счет внедрения технологий в работу преподавателя со студентами (дебаты, доклады, ролевые игры и др.).

Основными целями использования информационных технологий являются:

а) интенсификация учебно-познавательной деятельности студентов; б) развитие личности студента, его активности и творчества; в) повышение мотивации к изучению иностранного языка; г) возможность осознать свой личностный рост, продвижение в овладении иностранным языком.

Английский язык в сфере юриспруденции является сегодня очень востребованным и актуальным предметом. Многие студенты, как показывает наша многолетняя практика, не владеют в достаточной мере основами данной дисциплины, и она является для них весьма сложной и «неудобоваримой» дисциплиной. Причин здесь множество, и в первую очередь это специфический словарь, перегруженные и малопонятные среднестатистическому студенту учебники (в основном задания в них рассчитаны на учащихся уровня intermediate, а большинство студентов приходят на первый курс в лучшем случае с уровнем elementary — pre-intermediate), отсутствие у студентов навыков научно-исследовательской работы с различного рода источниками (как материальными, так и виртуальными).

В связи с этим нам представляется особенно актуальным внедрение в процесс обучения английскому языку студентов-юристов новых технологий, которые смогли бы интенсифицировать учебную деятельность, сделать ее более интересной и увлекательной. Выше мы выделили несколько целей в данном процессе, и теперь необходимо рассмотреть более подробно средства их достижения.

Во-первых, активизировать учебно-познавательную деятельность студентов возможно при помощи подготовки ими мультимедиа-презентаций-проектов, которые, как правило, очень нравятся учащимся, так как наглядно демонстрируют материал, представляют широкий простор для творчества. Презентации могут по различным тематикам (биографии и деятельность знаменитых юристов России и англоговорящих стран, структуры и особенности судебной власти разных стран, суды и юридическая практика в историческом аспекте и др.). Особенно актуальны сегодня вопросы экобиополитики, обсуждение которых представляет особый интерес для учащихся. Презентации по данной тематике, как правило, очень популярны среди молодежи, так как затрагивают многие важные проблемы общества и природы. Студенты готовят презентации согласно схеме, которую преподаватель заранее объясняет студентам (количество и содержание слайдов, порядок и время выступления, умение произнести речь и др.). Обязательно, чтобы сложные термины студент заранее объяснил классу, и сама аудитория не просто пассивно воспринимала материал, но активно участвовала в процесс путем формулирования вопросов, уточнений и добавлений. Таким образом, процесс представления презентации станет интерактивным, что очень важно для достижения максимальных результатов.

В подготовке презентации большую роль сегодня, безусловно, играет веб-квест («поиск в сети интернет») — это деятельностно-ориентированная проектная модель, предусматривающая самостоятельную поисковую работу учащихся в сети интернет. Веб-квест имеет ряд преимуществ при изучении иностранного языка:

— обеспечивает автономность и самостоятельность студентов;

— позволяет использовать большое количество актуальной аутентичной информации;

— развивает критические способности, тренирует мыслительную деятельность.

Также данная форма работа предусматривает определенный порядок действий:

1. Введение — постановка проблемного вопроса.

2. Задание — формулировка проблемной задачи.

3. Перечень источников информации.

4. Описание процесса деятельности.

5. Оценка — описание критериев оценки.

6. Презентация результатов поисковой деятельности.

7. Рефлексия учебной деятельности — студенты осмысляют и критически оценивают свою работу.

И, конечно же, сама презентация готовится студентом в программе PowerPoint, основными преимуществами которой являются:

— сочетание разнообразной текстовой, аудио-и видеонаглядности;

— опорная поддержка при обучении всем видам речевой деятельности;

— активизация внимания всей аудитории;

— усиление мотивации, эффективности восприятия материала;

— экономия учебного времени;

— формирование компьютерной мультимедийной компетенции;

— сочетание различных видов самостоятельной работы;

— систематизация изученного материала и осуществление контроля усвоения знаний.

Во-вторых, мы обозначили такую цель, как развитие личности студента, его творческих способностей. Здесь, безусловно, свою роль может сыграть подготовка к ролевой игре, которая в принципе является традиционным методом обучения, но информационные технологии помогут наполнить ее новым содержанием. Здесь может использоваться, к примеру, виртуальная доска для демонстрации и пояснения необходимых фактов, данных и иллюстраций. Также есть возможность участия в ролевой игре не только студентов, но и профессионального приглашенного юриста, связь с которым может быть через скайп, что дополнительно бы мотивировало студентов.

В-третьих, мы выделили такую цель, как повышение мотивации к изучению языка. Этому может способствовать просмотр видеофильмов с последующим выполнением различных заданий на понимание и усвоение просмотренного материала, стимулирование студентов на самостоятельный поиск различного рода языковой информации в интернете (существует множество сайтов, посвященных деловому и юридическому английскому), проведение викторин с использованием виртуальной доски и т. п.

В-четвертых, возможность осознания студентом своего роста и прогресса в изучении языка как нельзя лучше может быть достигнута при помощи различных виртуальных тестов, программ, конкурсов онлайн. Данные формы позволяют успешно тестировать самые различные виды речевой деятельности: речь, аудирование, письмо, чтение.

Таким образом, интерактивные технологии необходимо активно внедрять в процесс обучения. Особенно важно это в преподавании английского языка в специальных сферах (в нашем случае юриспруденция), так как именно новейшие информационные технологии могут помочь студентам в освоении непростого языкового материала, стимулировать их самостоятельную поисковую деятельность, активизировать творческое мышление, научиться осмысливать и оценивать свои результаты и достижения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов