Библиографическое описание:

Сабирянова Ю. Ю. Использование компьютерных игр в экологическом воспитании дошкольников // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — №1. — С. 121-124.



The article is devoted to the problems of ecological education of preschool children, the conditions and means of the organization of the process based on the use of gaming technology, including computer games.

Keywords: environmental education, ecological culture, game, computer game

For correspondence: sabiryanova@zel.ieml.ru

Среди множества педагогических проблем, решение которых начинается с раннего детства, — формирование конструктивного взаимодействия ребенка с природой. Решение данной проблемы предполагает целостность педагогических действий в организации экологического образования и экологического воспитания дошкольника. Знакомство ребенка с объектами природы, овладение простейшими умениями во взаимодействии с ними является составной частью познавательного развития человека на этапе дошкольного детства. Познавательное развитие — образовательная область Программы дошкольного образования, его содержание предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего ребенка мира [1].

Экологическое воспитание — относительно новое направление педагогики, основные идеи его были сформулированы в последние годы прошлого тысячелетия, что повлекло за собой и смену традиционного содержания программ дошкольного образования по ознакомлению дошкольников с природой. Актуальность экологического воспитания была обусловлена экологическими проблемами, с которым сталкивается общество. Нарастание экологических проблем связано с неразумным отношением человека к природным богатствам. Разные аспекты экологических проблем получили развитие в научных исследованиях [2–4]. Их результаты определенным образом отражаются на содержании экологического образования дошкольников. Преодоление безрассудности, потребительского отношения к природе может быть приостановлено при условии раннего, системного экологического воспитания.

Экологическое воспитание предусматривает развитие у дошкольников знаний и представлений об окружающем мире живой и неживой природы; понимание взаимосвязи между природой и обществом; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; воспитание эмоционально-положительного отношения к природе. Реализация экологического воспитания осуществляется с учетов возрастных особенностей ребенка. Ведущей деятельностью в данном возрасте является игра. Современные подходы к ее организации предполагают использование компьютера и компьютерных технологий.

Формирование у ребенка позитивного отношения к природе — актуальная задача работы педагога. Она вытекает из необходимости развивать экологическую культуру, на основе которой вырабатывается отношение человека к природе, основанное на понимании неразрывной связи человека с ней. Экологическое образование — единый целостный процесс экологического воспитания и экологического обучения. Их реализация должна быть направлена на формирование экологической культуры ребенка. По мнению С. Н. Николаевой, формирование экологической культуры есть процесс становления «осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности» [5].

Экологическая культура личности предполагает наличие определенных знаний и убеждений, сформированную готовность к деятельности. Элементом экологической культуры является овладение практическими действиями, которые должны быть согласованы с требованиями к разумному, бережному отношению к природе.

Экологическое воспитание уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. В последние годы значительно возросло внимание ученых к исследованию данной проблемы. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др. В работах данных авторов просматриваются различные аспекты экологического воспитания и образования детей. Среди поднимаемых в педагогических исследованиях проблем — организация общественно-полезной деятельности детей по охране природы. (Например, изготовление кормушек для птиц в зимнее время года.)

Одним из эффективных и наиболее интересных для дошкольников средств экологического развития являются игры. Игры приносят детям много радости, и способствуют их всестороннему развитию. В процессе экологических игр вырабатываются знания о природе, развиваются познавательные интересы, любовь к окружающему миру, бережное и заботливое отношение к природе, а также эколого-целесообразное поведение в природе.

Игра является действенным средством развития личности детей дошкольного возраста, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность влияния на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [6].

Ведущую роль игры в развитии психики детей отмечали различные педагоги и психологи, среди них К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. М. Горький, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Играя в игры, направленные на экологическое воспитание, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов окружающего мира, усваивают способы установления этих свойств. Экологические игры способствуют формированию у дошкольников наблюдательности и любознательности, пытливости, порождают у них интерес к объектам природы. Игры — более эффективное средство, способствующие более полному и успешному решению задач экологического развития дошкольников. В ходе игры формируются главные новообразования детского возраста, такие как творческое воображение, образное мышление, самосознание. В ней формируются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Через игру дошкольник познает окружающий мир, овладевает духовными ценностями, познает предшествующий социальный опыт.

Усвоение знаний о природе с помощью игры, вызывающей переживания, не может не оказать воздействия на развитие у детей бережного и заботливого отношения к объектам растительного и животного мира. В игре ребенок проявляет свою инициативу, активность действий. В самоорганизованной игре ребенок использует природные объекты (прячется за дерево, строит песочные замки и т. п.). Таким образом, происходит его познание природы ребенком, взаимодействие с ней. В игре имеет место практическая деятельность детей (строительство из веток шалаша). В народных играх используются образы животных («Гуси-гуси», «кошки-мышки» и т. д.). В игровом поле происходит знакомство с образами животных. Познание природы игровым способом — один из вариантов экологического образования дошкольников.

Очень важно, чтобы игры были не только эмоционально привлекательными, но и содержательными. К сожалению, даже беглый анализ практики показывает, что не всегда детские игры, говоря словами Л. В. Занкова, «ведут за собой развитие». Современное человечество живет в век информации. Мы становимся свидетелями того, что информационные технологии быстро проникают в дома, детские сады, школы. Теперь грамотным считается человек, который умеет пользоваться компьютерными и программными средствами.

Компьютер обладает огромными возможностями в решении задач воспитания, обучения и развитии ребенка. Появление компьютерных игр внесло большие перемены не только в игровую деятельность ребенка, но и в организацию образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Они позволяют существенным образом изменить и организацию экологического образования. Компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе конкретную ситуацию и получить обобщенное представление обо всех предметах и объектах окружающего мира. Благодаря этому у ребенка начинают развиваться основные операции мышления, такие как обобщение и классификация. В рамках экологического образования объектами, на которые направлено мышление ребенка, выступают объекты мира живой и неживой природы. У ребенка развивается понимание того, что окружающий нас мир — это не только реальные объекты природы, но и их отражение в форме картин, схем, слов и т. д.

Знакомство с миром компьютерных игр происходит в раннем дошкольном возрасте со знакомства с самыми простыми играми. Познавательная деятельность в процессе игры на компьютере развивает познавательные процессы, такие, как мышление, память, внимание, воображение. Все познавательные процессы взаимосвязаны между собой.

Развивающее значение компьютерных игр для развития ребенка очень велико. Применение компьютерных игр создают эмоциональный настрой, положительно сказывается на развитии ребенка. У ребенка игры вызывают интерес к новому материалу, повышают внимание и закрепляют ранее известный материал.

В последнее время появилось новое поколение компьютерных игр, в том числе ориентированных на экологическое воспитания, разрабатываемых совместно программистами, педагогами и психологами, учитывающими возрастные особенности детей, закономерности их развития, воспитания и обучения.Существует несколько типов компьютерных программ, которые знакомят детей с окружающей их природой, среди них: «Мир вокруг нас», «Космос», «Климат», «Урожай», «Ферма», «Карта» и «Лото растений». В этих играх все явления и события, происходящие на экране, взаимосвязаны и моделируют взаимозависимость природных процессов. Понимание сути такой взаимосвязи, умение управлять ситуацией в зависимости от сочетания различных факторов способствуют экологическому воспитанию и образованию детей, начиная уже с дошкольного возраста.

Существует много обучающих программ, которые используются при экологическом воспитании детей в детском саду. Обучающие программы имеют единственно правильное решение, другие варианты воспринимают как ошибку и подсказывают правильный ответ. Наградой в таких играх становится микромультфильм, который дети видят после каждого правильного ответа. Они рассчитаны, в основном, на детей 4–6 лет и помогают закрепить знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Среди таких игр можно выделить «Климат», «Одень по сезону» и т. д.

Моделирующие программы не имеют единственного решения. Они предполагают множество правильных решений и имеют определённую реакцию на неправильные. Наличие нескольких вариантов правильных и неправильных ответов позволяет ребёнку экспериментировать в процессе игры, моделировать ситуацию, в которой могут оказаться герои игры. Такая программа предоставляет ребенку уникальную возможность увидеть реальные последствия непродуманного использования природы человеком, познакомиться с природными явлениями, их причинами и последствиями, со взаимосвязью неживой, живой природы и человека. Такими компьютерными играми являются: «Урожай», «Построй город» и т. д.

Особое место в экологическом воспитании дошкольников занимают режиссерские программы. Они создают такие условия игры, при которых творчество и воображение детейничем не ограничивается. В таких играх ребенок сам творец, сам режиссер, сам зритель. Программа лишь обозначает место действия и множество героев, полностью созданного ребенком. Если местом действия выбран природный ландшафт, а героями становятся его обитатели или человек, то ребенок получает возможность творческиосмысливатьнакопленные об окружающем мире знания.

Существующие сегодня многочисленные варианты применения компьютерных игр образовательной практике позволяют превратить любые занятия по экологическому воспитанию дошкольников в увлекательнейшее занятие. Наглядность игры, возможность смоделировать ту или иную ситуацию позволяют привлечь внимание ребенка, пробудить у него интерес к познанию окружающего мира. Игра способна заставить ребенка задуматься о влиянии природы на человека и человека на природу.

Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Оно помогает сформировать у дошкольников основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления, о природе и взаимосвязях в ней, педагог эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.

Литература:

  1. ФГОС ДО // Дошкольное воспитание.2014. N2. С21–27.
  2. Мансуров Р. Е. Эколого-экономические аспекты реформ на ТЭЦ //Тезисы докладов Всероссийской школы-семинара молодых ученых и специалистов под руководством академика РАН В. Е. Алемасова «Проблемы тепломассообмена и гидродинамики в энергомашиностроении». — Казань: КГЭУ, 2002. — С. 75–78.
  3. Мансуров Р. Е. HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала// Изд-во «БХВ-Петербург», СПб.: 2011г. 210 с.
  4. Болтаевский А. А., Набиев С. М. и др. Перспективы развития зеленых городов в рамках построения биоэкономики. Исторические вызовы // Биоэкономика и экобиополитика, 1(1), 2015. C. 113–115.
  5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 336с.
  6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Издательство «Радяньска школа», 1985

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов