Библиографическое описание:

Афанасьева Г. А., Мухина В. О практической и социальной значимости теоретических исследований в области инноваций // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — №1. — С. 114-116.



The article considers some problems of practical and social importance in the field of innovation.

Keywords:innovation, classificationofinnovations, managementtheory.

Проблемы организации и управления процессом разработки и внедрения интегральных инновационных систем давно являются предметом теоретического исследования и анализа.

Необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции в условиях высокой динамики рыночной конъюнктуры заставляет корпорации не только расширять деятельность по внедрению интегральных инновационных систем, но и превращать эту деятельность в самостоятельных объект. Практически результатом такой деятельности должно быть повышение прибыли благодаря конкурентоспособности выпускаемой продукции.

В научной литературе предпринимаются попытки классификации инноваций. Наиболее популярными являются классификации по объектам приложения. Выделяются четыре сферы применения инноваций. Первый вид относится к изменению конечного продукта производства или услуги потребителю. Здесь имеется в виду создание и внедрение новых видов продукции и услуг, улучшение выпускаемых видов, изменение форм и масштабов реализации.

Второй касается создания новых и совершенствования действующих технологических процессов и оборудования.

Третий вид включает весь комплекс организационно-структурных инноваций. Это и децентрализация принятия решений, и использование новых методов управления и т. д. Все большее значение приобретает управленческая власть, основанная не только и не сколько на «делегированных» правах, но и на знаниях и компетенции менеджера.

Важнейшая задача сегодняшнего менеджмента заключается в том, чтобы сделать знания производительными, то есть на смену «административного» менеджмента приходит менеджмент «профессиональный».

Четвертый вид классификации инноваций охватывает все изменения в области кадровой работы, социально-психологических отношений, морального и материального стимулирования.

В некоторых исследованиях выделяются три типа инноваций — производственные, социальные, управленческие. Позднее стали выделять стратегические нововведения, работа на опережение.

Как бы ни были многообразны эти классификации, не подлежит сомнению тот факт, что сегодня нововведения рассматриваются бизнесом как жизненно необходимое средство адаптации предприятия к изменяющимся условиям существования, требованиях внешней среды. Уже не вызывает сомнения, что без внедрения инноваций во все виды производственно-хозяйственной деятельности невозможностью получить устойчивого рентабельного развития производства.

Практической целостностью нововведений для бизнеса, предприятия в первую и основную очередь диагностируется превращением их в коммерческую реальность, успешным внедрениям товара или услуг на рынок и в экономику в целом. Это и продвижение товара и услуг, и получение заказов, и расширение рынков сбыта и т. д.

Решение этих проблем напрямую связанно с управлением качеством продукции и услуг. Здесь основным требованием является максимальное соответствие свойств продукта его функциональному назначению — полезности, безопасности, экономичности.

Разумеется, можно наблюдать и прямо противоположенные реалии. В стремлении к максимизации прибыли предприятия выпускают продукцию не только низкого качества, но и прямо угрожающую здоровью потребителя. Не случайно проблема социальной ответственности бизнеса обсуждается на самом высоком уровне и непосредственно связана с интегральными инновационными системами.

Концепция социальной ответственности бизнеса, на наш взгляд, еще недостаточно разработана. Однако, некоторые ее стороны можно обозначить – это готовность бизнеса принять участие в решении социальных проблем. Диапазон такой деятельности предельно широк: от создания рабочих мест до охраны окружающей среды.

В первую очередь необходима оптимизация системы управления качеством выпускаемой продукции, улучшение социально-психологического климата на предприятии, введение должности эколога, с помощью которого могла бы проводиться гуманитарная экспертиза на всю выпускаемую продукцию предприятия.

В XXI веке социальная ответственность бизнеса должна стать для него органически необходимой.

Некоторые корпорации научились превращать свою общественно-полезную деятельность в прибыльную, создавая новые смыслы, максимально мобилизуя человеческий потенциал организации через гуманизацию ее деятельность.

Разумеется, в стабильных условиях деятельность организации наиболее предсказуема. Как правило, эта деятельность имеет «цепочную» четко регламентируемую структуру. Классиком является компания «Макдональд». Вся его стратегия изначально была рассчитана на стабильность внешней среды, на постоянство спроса и т. д. Отсюда унифицированность технологии, однородность продукции в разных частях компании. Были введены жесткие технические стандарты. Следование всем нормативным документам компании является строго обязательном для всех подразделений. В них подробно регламентируются закупки, хранения и использования сырья и оборудования и т. д.

Подразделения компании еженедельно должны были поставлять отчеты о своей деятельности в штаб-квартиру.

Сегодня компании, испытывая сильное влияние фактора неопределенности, нуждаются в более гибких структурах, руководствах по обеспечиванию своей адаптивности. Однако, здесь они наталкиваются на серьезные методологические трудности. Например, как характеризовать внешнюю среду, как изменить ее неопределенность, как в условиях неопределенности структуризовать цели и задачи предприятия. Какие переменные организационной структуры принять за определяющие и т. д. Методы экономического моделирования многофакторного анализа, эмпирическая верификация, основанная на статических критериях значимости, не дают однозначных, определенных ответов на эти и другие проблемы.

В пищевой промышленности ситуация усугубляется, так как ее продукция напрямую связана не только со здоровьем, но и с жизнью людей. Не случайно правительство связывает проблему питания с проблемой национальной безопасности.

Сегодня не только среди профессионалов находятся все больше сторонников идеи о необходимости создания для экономической деятельности жесткого правового пространства, правовых норм, выполнение которых должно быть обязательным для всех субъектов экономической деятельности и не полагаться полностью на рынок, который, якобы, стихийно регулирует все социально-экономические процессы. Тем более, что сегодня потребитель не застрахован от агрессивной конкуренции. Например, некоторые компании сознательно сокращают «жизненный цикл» выпускаемых изделий. Такие предприятия расширяют рынок сбыта своих товаров за счет искусственного сокращения его «жизненного цикла» и вытесняют с рынка добросовестного производителя.

Разумеется, обозначенные в данной статье проблемы дискуссионны. Они требуют более тщательного анализа.

Необходимо повысить практическую значимость теоретических исследований в области организации и управления процессом разработки и внедрения инноваций за счет актуализации практической значимости теоретических исследований в организации и управлении процессом внедрения инноваций, практики управленческой деятельности, в сферу разработки принципов, дающих возможность практически решить те или иные проблемы в конкретных условиях.

Именно конкретный подход к изучению любой ситуации, изучению проблем организации и управления инновациями является обязательным условием научности.

Литература:

  1. Максимов Н. Н. Теоретические основы инновационной деятельности// Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 340–343.
  2. Социальное управление: Учебное пособие/ Г. А. Афанасьева, Е. И. Филиппова, Г. В. Черняева — М.: ИК МГУПП, 1998. — 58 с.
  3. Экономика пищевой промышленности: Учебник/ М. Д. Магомедов, А. В. Заздравных, Г. А. Афанасьева. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 232 с.

References:

  1. Maksimov N. N. Theoretical basis of innovation // Young scientist. 2013. № 10. pp. 340–343.
  2. Social management: Textbook / Afanasieva G. A., Filippova E. I., Chernyaeva G. V. — M.: IR MGUPP, 1998. 58 p.
  3. Economics of Food Industry: Textbook / Magomedov M. D., Zazdravnih A. V., Afanasyeva G. A. — M.: Publishing and Trading Corporation «Dashkov K⁰", 2014. 232 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов