Библиографическое описание:

Ацканов Р. Р., Нагоев З. В., Нагоев А. Б. Экологическое развитие регионов как основа реализации государственной политики в сфере природопользования // Биоэкономика и экобиополитика. — 2015. — №1. — С. 23-28.



)

 

В статье актуализируется проблема качественного совершенствование нормативно-правовой основы системы государственного управления в сферах сохранения природной среды и экологической безопасности. Отмечается, что для обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, необходимо формирование системы экономического регулирования рыночных отношений, привлечения частных инвестиций. Обосновывается необходимость новой модели экологической политики, предусматривающая стимулирование экологического бизнеса и снижение воздействия на окружающую среду от всех источников загрязнений, а также усиление институтов, направленных на сохранение природной среды.

Ключевые слова:социально-экономическое развитие регионов, государственная политика, региональное природопользование, инновационная природоохранная деятельность.

 

The ecological development of regions as a basis for implementation of the state policy in the sphere of nature

R.R. Atskanov 1, Z.V. Nagoev 1 A.B. Nagoev 2

1 Institute of Informatics and problems of regional governance, Nalchik, Russia

2Kabardino-Balkaria State University H.M.Berbekova "Nalchik, Russia

 

The article is updated issue of quality improvement of the legal framework of public administration in the areas of environmental conservation and ecological safety. It is noted that for provision environmental management and protection of the environment, must be the formation of a system of economic regulation of market relations, to attract private investment. The necessity of a new model of environmental policies that promote environmental business and reducing impact on the environment from all sources of pollution, as well as the strengthening of institutions aimed at protecting the natural environment.

Keywords: socio-economic development, public policy, regional environmental management, innovative environmental activities.

 

Государственное управление в сфере экологии невозможно без наличия эффективно функционирующих природоохранных мероприятий. Под данными мероприятий в сфере охраны природных ресурсов понимается комплексная система идей, концепции, представления о целях, приоритетах, принципах, направлениях, способах и средствах природоохранной деятельности государства.

В 2002 году в России впервые была принята Природоохранная политика, которая и закрепила основные направления и задачи государственного управления в природоохранной сфере. На сегодняшний день можно выделить следующие особенности ее реализации, требующие корректировки: необходимость пересмотра направлений реализации совершенствования системы государственного управления в природоохранной сфере; совершенствование нормативно-правовой основы системы государственного управления в сферах сохранения природной среды и экологической безопасности; формирование системы экономического регулирования рыночных отношений; превращение государственной политики в природоохранной сфере в движущую силу процессов экологизации социально-экономического развития регионов России.

Исход из этого, можно акцентировать внимание на следующем. Во-первых, необходимо, обеспечение разграничения полномочий, в том числе и ответственности, между федеральными и региональным органами по контролю за использованием природных ресурсов, состоянием и качеством окружающей природной среды. При этом важно развитие системы лицензирования экологически опасной деятельности; усиление роли государственной и общественной экспертизы проектов и государственных программ; организация единой государственной системы социально-экологического мониторинга.

Во-вторых, назрела необходимость, качественного совершенствование нормативно-правовой основы системы государственного управления в сферах сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенство­вание правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения предполагает: закрепление в правовой системе РФ действующих международных стандартов.

Важно, что для обеспече­ния рационального природопользования и охраны окружающей среды, необходимо формирование системы экономического регулирования рыночных отношений, привлечения частных инвестиций, которая включает создание системы экономического стимулирования хозяйствующих субъектов с целью внедрения экологически чистых технологий и производств; модернизацию очистных сооружений, использование альтернативных источников энергии, строительство мощностей по переработке отходов производства и потребления.

В целом, основной задачей развития системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике.

Для этого необходимы:

             четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды;

             учет экологических проблем при регулировании отношений собственности на природные ресурсы.

             усиление роли государственной и общественной природоохранной экспертизы, включая экспертизу проектов, технологий и государственных программ;

             внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду и анализа ее состояния в масштабах страны и регионов;

             поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации;

             создание в секторах промышленности, в которых осуществляется потенциально опасная деятельность, специализированных подразделений, предназначенных для предотвращения и ликвидации негативных последствий такой деятельности;

На уровне регионов, решение проблем охраны и рационального использования природных ресурсов, в силу объективных причин, наиболее актуально. В целях реализации госполитики в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности необходимо определить ее принципы в области экологического образования, особенности организации и развития системы всеобщего и комплексного экологического образования и формирования экологической культуры на территории регионов 5.

Основными целями и задачи экологического образования в регионах должны выступать прежде всего, развитие системы всеобщего и комплексного экологического образования и просвещения; подготовка и переподготовка педагогических кадров в сфере экологии для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в т.ч. по вопросам экологической безопасности; повышение роли особо охраняемых природных территорий как эколого-просветительских центров; информирование населения об экологической обстановке в регионах; информированность руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности об ответственности за экологические нарушения, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора; освещение вопросов экологии в СМИ.

Немаловажно установить полномочия органов исполнительной власти в регионах в сфере экологического образования а также утвердить структуру системы непрерывного экологического образования, которая включала бы в себя следующие уровни: семейное воспитание и дошкольное образование; экологическое образование в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей, находящихся в ведении муниципальных общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей; среднее профессиональное и высшее профобразование, включая направления общей экологической подготовки и подготовку специалистов экологического профиля для производственной сферы, служб охраны окружающей среды, научных учреждений; послевузовское образование, включающее повышение квалификации и переподготовку должностных лиц, специалистов разных отраслей экономики, педагогических кадров по вопросам экологического образования и просвещения.

Необходима новая модель экологической политики, предусматривающая стимулирование эколо­гического бизнеса и снижение воздействия на окружающую среду от всех источников за­грязнений, а также усиление институтов, на­правленных на сохранение природной среды.

Институциональной основой экологичес­кой политики должна стать обновленная (мо­дернизированная) система экологического ре­гулирования, соответствующая приоритетам развития страны до 2020 года и новому постин­дустриальному уровню развития российского общества.

Цель экологической политики — значительное улучшение качества природной среды и эко­логических условий жизни человека, формирование сбалансированной, экологически ориен­тированной модели развития экономики, экологически конкурентоспособных производств. Успешная реализация Российской Федерацией программы экологического развития является важнейшим вкладом в сохранение глобального биосферного потенциала и поддержание гло­бального экологического равновесия.

При этом, необходимо выделить ключевые направления экологизации экономического развития и улуч­шения экологической среды.

Экология производства, в основе которого поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников. Основными элементами направления должны стать: новая система нормирования допустимого воздействия на окружающую среду, предусматривающая отказ от установления индивидуальных разрешений по каждому предприятию; установление нормативов и планов поэтапного снижения загрязнения до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям; создание развитой индустрии по утилизации отходов и расширение использования альтернативных возобновляемых источников энергии; сдерживание объемов антропогенной эмиссии парниковых газов. Целевым ориентиром является снижение удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3–7 раз в зависимости от отрасли;

Экология человека,направление, предусматривающее создание экологически безопас­ной и комфортной среды проживания населения, мест его работы и отдыха, иной социаль­ной активности. В рамках этого направления планируется установление новых нормативов качества воздуха, воды, почвы и других важных экологических характеристик, соответс­твующих как минимум безопасному уровню воздействия этих сред на здоровье человека; императивных нормативов допустимой антропогенной нагрузки, осуществление которой обеспечивает непревышение нормативов качества природной среды. Тем самым будут уста­новлены количественные и качественные ориентиры для разработки местных экологических программ и поэтапного снижения негативного воздействия от экономической деятельности. Данное направление включает в себя ликвида­цию накопленного загрязнения, восстановление эродированных, захламленных территорий, обеспечение эффективной санитарии, управление бытовыми отходами, пропаганду здорового образа жизни. Целевыми показателями реализации этого направления к 2020 г. являются: сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз; сокращение количества жителей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях, не менее чем в 4 раза. К 2020 г. необходимо полностью решить проблему восстановления безопасной среды обитания в регионах эколо­гического кризиса, где проживают около 1 млн жителей страны.

Экологический бизнесвключает создание эффективного экологического сектора экономики. Этот сектор может включить в себя конкурентоспособный бизнес в области общего и специализированного машиностроения, бизнес-девелопмента, экологического консал­тинга, развития рынка квот на выбросы. Роль государства состоит в формировании правил осуществления экологического аудита, требований к разработке технологий, создании условий для широкого внедрения экологического менеджмента, повышения информационной открытости промышленных предприятий об их воздействии на окружающую среду и предпринимаемых мерах по снижению негативного воздействия, организации мониторинга динамики экологических показателей экономики. Целевыми показателями прогресса этого направления являются рост рынка экологического девелопмента, товаров и услуг в 5 раз и увеличение занятости с 30 до 300 тысяч рабочих мест.

Экология природной среды— направление, предусматривающее сохранение и защиту природной среды. Основу действий в этом направлении будут составлять новые методы территориального планирования, землепользования и застройки, учитывающие экологические ограничения. Целевыми показателями реализации направления должны стать сокращение региональных различий в сети особо охраняемых природных территорий, повышение биопродуктивности природных систем до безопасных уровней, восстановление видового разнообразия.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерациибазируется на стратегии обеспечения экономического лидерства России в XXI веке и, как результат, в формировании нового образа — страны при­влекательной для жизни. Основными характеристиками и, соответственно, поставленными задачами являются кратный рост среднедушевого ВВП, значительный рост средней продолжительности жизни (до 72–75 лет), кратное увеличение доли среднего класса, комфортные условия проживания подавляющего большинства граждан страны, включая социальный климат, личную безопасность, доступное комфортное жилье, развитую систему общественных услуг и благоприятную экологию [2].

Основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации целого ряда ключевых факторов, в том числе интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда; динамикой развития транспортной и энергетической инфра­структуры, а также интенсивностью повышения качества человеческого капитала [5].

В зависимости от степени реализации этих и других факторов выделяются три качественно отличных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе — инерционного, энергосырьевого и инновационного развития.

Сценарий инерционного развития характеризуется сохранением доминирования энергосырьевого комплекса в экономике при резком замедлении роста добычи и экспорта углеводородов и отставании в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры. Среднегодовые темпы роста ВВП в 2011–2020 гг. не превысят 4%.

Сценарий энергосырьевого развития опирается на наиболее полное использование конку­рентных преимуществ России в энергетическом секторе, устойчивое наращивание экспорта сырья и повышение глубины его переработки, модернизацию транспортной инфраструктуры страны. Экономика может развиваться с темпом 5–6% в год.

Сценарий инновационного развития, наряду с использованием конкурентных преимуществ в энергосырьевом секторе, предполагает прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и развитии высоко- и среднетехнологичных производств. Российская эконо­мика выходит на траекторию устойчивого роста с темпом около 6,5% в год.

Для экономической политики именно инновационный сценарий выступает в качестве целевого, так как системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких тех­нологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния. Переход на инновационный путь развития предполагает существенное изменение в механизмах и структуре экономического роста. Его основным источником должен стать НТП [6].

Инновационный социально ориентированный тип роста имеет ряд качественных и коли­чественных характеристик.

Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее развитие высо­ких переделов, которые вплоть до 2020 г. остаются ведущими секторами производства ВВП.

Во-вторых, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в ведущих секторах, определя­ющих национальную конкурентоспособность, в 3–5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6–1,8 раза.

В-третьих, формирование новой экономики — экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, конкурентоспособной на мировом уровне и 2020 г. по своему вкладу в ВВП должна быть сравнима с нефтегазовым и сырьевым секторами.

Инновационность, свойственная многим видам деятельности, активно реализуется и в энергетическом комплексе, и в сырьевых отраслях. В настоящее время они выступают в качес­тве основных локомотивов НИОКР в России. В то же время инновационный сценарий пред­полагает не только изменение структуры экономики и параметров эффективности, но и превращение именно высокотехнологичного сектора производства идей, технологий и человеческого капитала в значимый фактор экономического роста и позиционирования России на мировых рынках. Его качественный эффект выше, чем прямой количественный вклад в рост ВВП. Реализация данного сценария позволяет обеспечить выход на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности российской экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности. В соответствии с требованиями постиндустриальной экономики повысится качество человеческого капитала. Показатели, характеризующие развитие человеческого капитала (в первую очередь, уровень и качество профессионального образования), как минимум, придут в соответствие со средним значением для развитых стран.

В целом для скорейшего и результативного перехода на инновационный тип развития необходимо сконцентрировать усилия на ре­шении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда.

Следует отметить, что инновационный сценарий — это экологический сценарий. Он характеризуется значительным усилением требований к экологичности экономического развития. В соответствии с требованиями Киотского протокола и ожидаемыми параметрами рамочного соглашения по снижению антропогенной эмиссии парниковых газов после 2012 г., выбросы парниковых газов в России в 2008– 2012 гг. не должны превысить уровень 1990 г., и к 2050 г. возможен ориентир на уменьшение выбросов на 30–50% от уровня 1990 года. В то же время ужесточение экологических требований может значительно видоизменить параметры экономического развития в рамках инновационного сценария.

При экологическом сценарии развития предполагается изменение структуры исполь­зуемых топливно-энергетических ресурсов со снижением доли ископаемого топлива, осо­бенно угля и других видов топлива с высоким содержанием серы. Фактором сдерживания эмиссии парниковых газов в электроэнергетике может стать замещение твердого топлива газом. Эффективной мерой будет замещение угольных ТЭС газовыми, у которых ниже стоимость строительства, ниже уровень выбросов в атмосферу и выше КПД. Снизить эмиссию парниковых газов позволит увеличение доли энергии, вырабатываемой на ГЭС и АЭС, и альтернативных видов энергии.

Таким образом, экологизация экономики является не только особым направлением де­ятельности бизнеса и экономической политики, но и общей характеристикой инноваци­онного развития экономики, тесно связанной с повышением эффективности ресурсопотребления. В результате повышения технологической и экологической эффективности экономики к 2020 г. предполагается снижение уровня «экологического воздействия» в 2–2,5 раза, что позволит выйти на современные показатели сбережения природы развитых европейских стран. При этом уровень экологических издержек (затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды) может возрасти до 1–1,5% ВВП в 2020 г. Для России актуальна задача капитализации экологических преимуществ, что должно найти выражение в развитии экологического туризма, продаже чистой воды и др.

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., вызывает серьезные опасения в ре­ализуемости государственных, региональных и корпоративных экологических программ в 2009–2010 гг. Он может замедлить и осложнить реализацию направлений экологизации [3].

Однако кризисные процессы никоим обра­зом не снижают значимость перехода природопользования на инновационный тип развития. В связи с этим в Программе антикризисных мер Правительства РФ четвертым приоритетом деятельности было заявлено стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики. Государство расширяет поддержку инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо- и энергоэффективности. Наличие программы повышения производительности труда, использования энергосберегающих технологий и инновационного развития станет условием предоставления государственной помощи предприятиям [3]. При этом приоритет государственных расходов должен быть направлен на развитие инновационных природосберегающих технологий и охрану окружающей среды, в первую очередь, в природоэксплуатирующих отраслях. Кроме того, должны создаваться стратегические условия для экономического роста, в частности, инновационная инфраструктура в природно-ресурсном комплексе [4].

В этих условиях должны быть приняты до­полнительные меры по стимулированию инновационной активности в природоохранной деятельности, в частности, необходимо при­нять упрощенные процедуры выведения на рынок новых экологически чистых технологий, основанные на добровольном декларировании соответствия: ускорить таможенное оформление импорта промышленного оборудования, применяющегося в целях снижения воздействия на окружающую среду; актуализировать программу разработки технических регламентов и национальных стандартов с учетом экологических приоритетов инновационного развития.

Стимулировать инновации в сфере природоохранной деятельности и охране окружающей среды государству необходимо через реализацию экологических инновационноориентированных федеральных целевых программ. В целях поддержки малого инновационного бизнеса в сфере экологии должны быть созданы специальные венчурные фонды.

Особое внимание должно уделяться развитию отечественных экологически чистых технологий и оборудования, наиболее перспективных с точки зрения импортозамещения и наращивания внутреннего спроса.

В целом выделенные особенности реализации государственной политики в сфере регионального природопользования усиливают необходимость совершенствования системы экономических механизмов государственного управления рациональным природопользованием и охраной окружающей среды.

 

Литература:

  1. Нагоев А.Б. Главный краткосрочный приоритет модернизации Северо-Кавказского региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 11. С. 8-12.
  2. Нагоев А.Б. Стратегические приоритеты региональной экономической политики. // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 12. С. 34-38.
  3. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020–2030 годов. Приложение к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Москва. 2008. [Электронный ресурс]. URL:http:www. economy.gov.ru (21.09. 2009).
  4. Экология и глобальный кризис: события 2008 года глазами российских экологов. [Электронный ресурс]. URL:http://www.press-release.ru/branches/org/494f8b877adbb/ (дата обращения 26.09. 2009).
  5. Закон об экологическом образовании и экологическом просвещении в КБР. [Электронный ресурс] Режим доступа. http://www.garant. ru/hotlaw/kabardin/430650/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов