Автор: Балтабаева Азиза Маннабовна

Рубрика: Общие вопросы литературоведения. Теория литературы

Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (5) январь 2017 г.

Библиографическое описание:

Балтабаева А. М. ТРИЗ — загадки при изучении восточной повести «Каиб» И. А. Крылова // Филология и лингвистика. — 2017. — №1.

Препринт статьи



Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач. ТРИЗ не является строгой научной теорией, а представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. На этапе изобретательства основная задача — научить искать и находить своё решение. Изобретательство обучающихся выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности.

В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).

Альтшуллер решил подойти к вопросу несколько иначе, он сформулировал задачу следующим образом: «Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?» Решением этой задачи и стала ТРИЗ.

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию обучающихся, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

«ТРИЗ-методика» должна быть построена на базе упомянутых выше теоретических частей и тоже состоять из 2-х взаимосвязанных разделов:

  1. Методы решения изобретательских задач, возникающих на пути эволюционного развития технических систем;
  2. Методы развития творческой личности

То есть, в «ТРИЗ-теории» отображается в обобщенном виде, «ЧТО» и «ПОЧЕМУ» развивается и «ЧТО» и «ПОЧЕМУ» надо развивать в личности, которая эти системы будет развивать.

В «ТРИЗ-методике» разрабатываются конкретные методы «КАК» решать эволюционных задач и «КАК» развивать творческие способности, необходимых для решения упомянутых выше задач. Естественно, что все теоретические и методологические части будут состоять из некоторого числа подразделов. [1]

На сегодняшний момент существует огромное количество вариантов «ТРИЗ методики». Но неизменным остается главное правило — изобретательство. Ярким образцом ТРИЗ-метода является алгоритм решения проблемы.

  1. Определите тип задачи

Изобретательская задача — это когда есть цель, которую Решателю требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед Решателем возникает вопрос: «Как быть?».

Исследовательская задача — это когда происходит некоторое явление, и Решателю необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед Решателем стоит вопрос «Почему? Как происходит?».

Чтобы легче решить исследовательскую задачу, сформулируйте ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: «Как сделать, чтобы происходило именно это явление?»

  1. Сформулируйте к задаче Противоречие, Идеальный конечный результат (ИКР)

Противоречие и ИКР «обостряют» проблему, выявляют самую ее суть и подталкивают Вас к сильным решениям. Формулировать ИКР и Противоречие можно и в нескольких вариантах — это позволяет найти несколько решений.

Как формулировать противоречие?

«Данная часть системы должна обладать свойством «A», чтобы выполнять нужную функцию, — и свойством «не-A», чтобы удовлетворять существующим ограничениям и требованиям».

Или по-другому:

«Должно выполняться действие «А», чтобы задача была решена, — и должно выполняться (выполняется) действие «не-А», потому что такова реальность».

Способы разрешения противоречий

При решении задачи обязательно нужно выполнить два требования (условия), а не одно!

Противоречия могут разрешаться во времени, пространстве (в т. ч. структуре), в воздействиях.

Идеальный конечный результат — это ситуация, когда нужное действие получается без каких-либо затрат (потерь), усложнений и нежелательных эффектов. Иными словами, само собой без ничего происходит то, что нам нужно.

  1. Выявите ресурсы

Ресурсами является всё, что может быть полезно при решении задачи. Причем желательно использовать те ресурсы, которые уже присутствуют в проблемной ситуации, а также «дешевые» ресурсы, затраты на получение и использование которых низки.

Решателям-новичкам, работая над задачей, полезно выписывать ресурсы на лист. Глядя на них, легче искать решение.

Понятие ресурсов

В основе красивых и эффективных решений лежат Ресурсы, уже имеющиеся в нашей Системе (Система — «контекст», в котором возникает задача, ситуация, обстановка): то есть мы ничего не добавляем извне, а результат достигается. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный Ресурс.

Принято классифицировать ресурсы следующим образом:

– Материально-вещественные (вещества, предметы, товары, деньги, оборудование и т. д.).

– Информационные (каналы и носители информации).

– Ресурсы времени.

– Ресурсы пространства (площадь, объем и т. д.).

– Энергетические ресурсы и поля (тепловая, электрическая, электромагнитная, атомная энергия, звуковые сигналы и т. д.).

– Человеческие (сами люди, а также их стереотипы, мотивация, каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание).

– Другие ресурсы (события прошлого, имидж, культура и др.).

  1. Примените приемы и принципы решения задач

Вы составили противоречие и ИКР и выписали ресурсы, но решение пока не нашлось? Тогда примените приемы разрешения противоречий и принципы решения задач.

  1. Проанализируйте решения

Найденные решения желательно оценить с позиций идеальности. При этом можно задавать себе вопросы:

Насколько сложно и дорого осуществить решение?

Задействованы ли ресурсы системы?

Появились ли нежелательные эффекты при внедрении полученного решения? [3]

При анализе различных видов «ТРИЗ-методики» для более эффективного и развития творческого потенциала студентов был выбран метод ТРИЗ-загадок. Данную методику разработали такие исследователи как Т. А. Сидорчук и А. А. Нестеренко. Приведем несколько моделей ТРИЗ-загадок при изучении восточной повести И. А. Крылова «Каиб».

Простые модели сочинения загадок

Модель 1 (от Т. А. Сидорчук и А. А. Нестеренко) [2]

  1. Придумать, о чем будет загадка,
  2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),
  3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу.

Какой?

Но не

Кто бывает таким же?

Богатый

купец

Задумчивый

философ

скучающий

принцесса

Ответ: Каиб (из восточной повести И. А. Крылова)

Модель 2(от Т. А. Сидорчук и А. А. Нестеренко) [2]

Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2–3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

Что делает?

Но не

Кто делает так же?

Обманывает

Вор

Пугается

заяц

Исполняет желания

джинн

Ответ: Мышь-фея (из восточной повести И. А. Крылова)

Что делает?

Но не

Кто делает так же?

Учит

учитель

заинтересовывает

женщина

сползает

одеяло

Ответ: Книга (из восточной повести И. А. Крылова)

Литература:

  1. Блаббер Ф., Фулер Д. Так что же такое триз?// http://www.metodolog.ru/01008/01008.html
  2. Зорина-Лавровская Е.ТРИЗ для развития речи: как сочинять загадки? http://igra-triz.ru/2015/10/28/triz-dlya-razvitiya-rechi-kak-sochinyat-zagadki/
  3. Инновационные образовательные технологии в преподавании предмета как средство достижения нового образовательного результата/ https://sites.google.com/site/innovobraz/3-tehnologia-masterskih-kak-sredstvo-dostizenia-prakticeskih-rezultatov-obucenia/3–3-principy-postroenia-tehnologii-masterskoj

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов