Автор: Меденцева Наталья Петровна

Рубрика: Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (5) январь 2017 г.

Библиографическое описание:

Меденцева Н. П. Некоторые особенности применения стилистических фигур в идиолекте А. Ахматовой // Филология и лингвистика. — 2017. — №1.

Препринт статьи



Известно, что в различных языковых стилях, особенно в стилях художественной литературы в публицистике, в разговорной речи, широко используются языковые средства, усиливающие действенность высказывания благодаря тому, что к чисто логическому его содержанию добавляются различные экспрессивно-эмоциональные оттенки. Все современные ученые сходятся во мнении, что усиление выразительности речи достигается в первую очередь использованием тропов и стилистических (риторических) фигур.

Стилистические фигуры — особые синтаксические построения, используемые художником для усиления образно-выразительной функции речи. Богатая синонимия словосочетаний или некоторых типов простого предложения, вариантные формы в пределах отдельных частей речи или связей слов в предложении, параллелизм синтаксических конструкций — все это создает условия для широкого стилистического выбора языковых средств.

Рассмотрим стилистические функции наиболее часто используемых видов фигур. Таковыми являются перифраз, анафора, эпифора и др.

Анафора (единоначалие) — стилистическая фигура, состоящая в повторении слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Например:

Все равно, что ты наглый и злой,

Все равно, что ты любишь других,

Предо мной золотой аналой,

И со мной сероглазый жених.

«Четки», стр.64

Эпифораэто повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

Небо мелкий дождик сеет

На зацветшую сирень.

За окном крылами веет

Белый, белый Духов день.

Только сяду на пороге,

Там еще густая тень.

Помоги моей тревоге,

Белый, белый Духов день!

«Белая стая», стр.183

Параллелизмэто одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

Примером может послужить известное стихотворение Анны Ахматовой «Про стихи»:

Это — выжимка бессонниц,

Это — свет кривых нагар,

Это — сотен белых звонниц

Первый утренний удар…

Это — теплый подоконник

Под черниговской луной,

Это — пчелы, это — донник,

Это — пыль, и мрак, и зной.

«Седьмая книга», стр. 336

Антитезаэто оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

Ты дышишь солнцем, я дышу луною…

«Четки», стр. 63

От других мне хвала — что зола,

От тебя и хула –похвала.

«Тростник», стр.299

Оксюморонстилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

Ни один не двинулся мускул

Просветленно-злого лица.

«Четки, стр.99

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

«Белая стая», стр.142

Градацияэто стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже уменьшающееся) значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого им впечатления

А! Это снова ты. Не отроком влюбленным,

Но мужем дерзостным, суровым, непреклонным

Ты в этот дом вошел…

«Белая стая», стр.110

Риторическое обращениеэто стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

Риторические обращения служат не столько для названия адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

Муза! ты видишь, как счастливы все –

Девушки, женщины, вдовы…

«Музе», «Вечер», стр. 39

Риторический вопросэто стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.

Коснется ли огонь небесный

Моих сомкнувшихся ресниц

И немоты моей чудесной?

«Белая стая», стр.115

Полисидентон (многосоюзие) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.

Все обещало мне его:

Край неба, тусклый и червонный,

И милый сон под Рождество,

И пасхи ветер многозвонный,

И прутья красные лозы,

И парковые водопады,

И две большие стрекозы

На ржавом чугуне ограды.

«Белая стая», стр.133

Инверсияэто расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. Не всякий обратный порядок слов является инверсией: о ней можно говорить только тогда, когда с ее использованием ставятся стилистические задачи — повышение экспрессивности речи.

Инверсия содержит в себе богатые стилистические возможности, но ими нужно умело пользоваться. Справедливо замечание А. М. Пешковского относительно рассматриваемой стилистической фигуры: «Так как прямой порядок воспринимается как норма, а обратный как отступление от нее, то стилистическое применение ее такое: всякий обратный порядок в тексте должен быть эстетически оправдан». [Пешковский А. М., с.157]

Для поэтического языка инверсия — явление распространенное и даже необходимое.

И моя их терзает без цели

Восковая, сухая рука.

«Белая стая», стр.124

Эллипсисэто стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.

Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.

А дальше — свет невыносимо щедрый…

«Белая стая», стр.113

Ты лучше бы мимо,

Ты лучше б назад,

Хулима, хвалима,

В отеческий сад.

«Тростник», стр.328

Литература:

  1. Ахматова А. А. Не тайны и не печали… Ташкент, 1988
  2. Пешковский А. М. Вопросы методики русского языка, лингвистики и стилистики. М.; Л., 1930

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов