Автор: Раджабова Алефтина Сиражетдиновна

Рубрика: Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (5) январь 2017 г.

Библиографическое описание:

Раджабова А. С. Отображение Великобритании в кинематографе // Филология и лингвистика. — 2017. — №1.

Препринт статьи



В моей статье я хочу показать разнообразие киноиндустрии Великобритании и выделить особенности кинокартин, сделанных в этой стране.

Ключевые слова: кинофильмы, Великобритания

Все люди любят кинофильмы, но никто не задумывался о том, как снимается в кино и особенности кинокартин, связанный со страной, в которой оно снимается. К примеру, если спросить, какие в России снимают фильмы, то многие ответят про старые фильмы, что они душевные. А если спросить про кино Великобритании, это заставит людей задуматься. Поэтому я и хочу рассказать про кинематограф Великобритании, подробно начиная с исторических истоков, и по сей день.

Кинематограф Великобритании:

Старая добрая Англия имеет в мире стойкую репутацию. Считается, что англичане консервативны, чопорны и неторопливы. Отчасти это действительно так. Поэтому и английский кинематограф имеет довольно непростую историю развития. Почти полвека кино Великобритании называли «дремлющим» и его развитие шло довольно медленно, если сравнивать его темпы с тем же Голливудом. Однако английский кинематограф подарил миру достаточно много шедевров киноискусства и звезд киноиндустрии.

История английского кино началась с имени Уильяма Поля. Он работал в те же годы, что ибратья Люмьер, и его аппарат для съемки фильмов назывался «биоскоп». В 1897 году появились его первые короткие и очень простые фильмы «Новая служанка», «Детский чай», «Расклейщик афиш». В 1898 году У.Поль построил в Лондоне свою первую киностудию.

Период становления кинематографа Великобритании с 1895 по 1908 год в истории принято называть «Брайтонская школа». В это время техническая база и возможности кинодеятелей были достаточно примитивны, но английский кинематограф все же смог подарить миру ряд кино инноваций — съемкакрупным планом, киномонтаж, съемки с трюками.

В 1926 году в истории английского кинематографа появилось яркое имя — Альфред Хичкок. К середине 30-х годов 20 века он стал известным мастером детектива. Именно этотжанрассоциируется у нас с английской киноиндустрией и сейчас. Хичкок был мастером интриги, гениально прорабатывал детали и создавал в своих фильмах атмосферу загадочности и напряжения.

Параллельно с творчеством Хичкока в Англии существовало так называемое классическое английское кино. Режиссеры этого направления занимались экранизацией классических произведений. Это хорошо известные миру Лоуренс Оливье (фильм «Гамлет» и другие), Александр Корда и Дэвид Лин (фильм «Лоуренс Аравийский»).

После окончания второй мировой войны наступил новый период в жизни многих стран — вторая половина 20 века. Но и здесь Англия осталась довольно традиционной. Шедеврами кинематографа того времени стали опять же детективы. Это экранизации произведений Агаты Кристи, герои которых — Эркюль Пуаро и Мисс Марпл — любимы зрителями всего мира даже в наши дни.

Из истории кино в Великобритании:

В истории британского кинематографа отмечены те же создатели и первооткрыватели, что и в других европейских странах и США. В начале двадцатого века английский фотограф Уильям Фриз-Грин работал над созданием камеры, в которой могли бы двигаться фотографические картинки, много сил и времени он посвятил созданию стерео изображения и методам наложения звука на пленку. К сожалению, его технические изобретения не нашли практического применения, и в Великобритании кинематограф имел с самого начала иностранное происхождение. Леон Гомон и Чарльз Пате (Франция) одновременно создали свои кинокомпании в 1909 году и наводнили европейский, в том числе и английский, рынок своими фильмами. В 1913 году британская киноиндустрия перенесла первое американское вторжение. Лондонская кинокомпания Ральфа Юпа начала производить фильмы в Соединенном королевстве с привлечением американских актеров и технического персонала. Развитие киноиндустрии было прервано первой Мировой войной. Без поддержки государства частные инвестиции не смогли спасти британское кино от краха в двадцатых годах прошлого столетия, тем более, что публику гораздо больше привлекали американские фильмы. Только приход в кинематограф молодых увлеченных кино людей, в их числе Альфреда Хичкока, оживил интерес к британскому кино. К тому же английский парламент принял билль о квотах на фильмы, согласно которому по крайней мере 20 % всех показываемых в стране фильмов должны были быть английскими. В тридцатых годах с появлением звукового кино в британском кинематографе начинается подъем. В Англию из Голливуда приезжает Александр Корда, основатель кинокомпании «Фильмы Лондона», и создает одну из лучших киностудий своего времени. В его фильмах снимались самые известные актеры того периода: Дуглас Фэрбенкс мл., Лесли Ховард, Ральф Ричардсон, Мерл Оберн и др. В середине тридцатых годов произошло второе вторжение американской киноиндустрии на Британские острова. Ведущие американские кинокомпании MGM, Warner, Radio, 20th Century Fox наладили производство фильмов в Великобритании с тем, чтобы их картины считались английскими и входили в квоту для проката. Это был период классических фильмов. «Цитадель», «Пигмалион», «Человек, который слишком много знал», «Саботаж» остаются образцом для режиссеров всех поколений. Вторая Мировая война изменила лицо британского кино, она внесла в него реализм и даже документализм. Большинство фильмов этого периода связано с войной: «Звезды смотрят вниз», "49-ая параллель», «Конвой» и др. К вершине славы взошли такие актеры, как Ричард Аттенборо, Майкл Редгрейв, Дэвид Нивен и Стюарт Грейнджер. В послевоенный период студия «Фильмы Лондона» продолжала расширяться, выпуская как дорогие картины, так и малобюджетные фильмы. Продукция студии училась быть востребованной и у зарубежной публики. С этого периода начинается влияние телевидения на киноиндустрию, появляются сериалы. Британские актеры-мужчины приобретают международное признание: Ричард Тодд, Лоуренс харви, Ричард Бертон и Питер Фик. Актрисы такого же уровня в английском кино в тот период не снимались. В шестидесятых годах телевидение оказывает решающее воздействие на кинематограф. По всей стране закрываются кинотеатры. Чтобы привлечь публику английские режиссеры создают фильмы на запретные темы, такие как гомосексуализм, аборты и др. Новое дыхание вдохнули в британское кино покинувшие США во времена маккартизма талантливые продюсеры, в их числе Стэнли Кубрик, создавший «Заводной апельсин», «Доктор Стрэйнджлав», "2001: Космическая одиссея». В восьмидесятые годы телевидение продолжало играть определяющую роль в киноиндустрии Великобритании. Многие фильмы, созданные для телеэкрана, были затем перенесены на большой экран: «Отелло», «Король Лир», «Сон в летнюю ночь» и др. В эти годы британская киноиндустрия нашла себя в создании индустрии спецэффектов, без которых уже не мог обходиться кинематограф. Голливудские блокбастеры «Супермен», «Звездные войны», «Джеймс Бонд — Агент 007" обязаны своими спецэффектами британской студии «Pinewood». С девяностых годов начинается новый подъем в британском кино. По данным опроса британской публики в 100 лучших фильмов британского кино попадают: 3 фильма тридцатых годов (из них самый ранний — фильм Альфреда Хичкока "39 шагов»), 16 фильмов из сороковых годов, 10 фильмов из пятидесятых годов, 26 (наибольшее число) фильмов из шестидесятых (включая такие известные, как «Лоуренс Аравийский», «Большие надежды»),10 фильмов из семидесятых, 18 фильмов из восьмидесятых и 17 фильмов из девяностых годов прошлого века. Из фильмов последнего периода, конечно, запомнились «Елизавета», «Меня зовут Джо», «Тайны и ложь», «Влюбленный Шекспир.

Английский кинематограф в послевоенный период:

Английский кинематограф в послевоенный период развивался по двум направлениям:

Классическое английское кино. К этому направлению относятся фильмы на исторические темы и экранизация классики. Это фильмы режиссёров Александра Корды, Дэвида Лина (фильм «Лоуренс Аравийский»), а также актёра и режиссёра Лоуренса Оливье («Гамлет», «Ричард III», «Генрих V»). Кино абсурда, фильмы абсурда. Направление во многом наследовало традиции Хичкока, в которых соединялись ужасы и ирония, появлялся черный юмор. Особо интересными были фильмы производства студии «Илинг» (англ. Ealing Studios). Иланская комедия абсурда стала особым явлением английского кино, она построена на ситуациях, каких не бывает в жизни. Среди лучших комедий этого типа выделяются «Смех в раю» режиссёра Марио Зампи и знаменитая серия комедий о мистере Питкине.

Коммерческое английское кино:

Особое значение в конце 50-х начале 60-х играло коммерческое английское кино, основу которого составлял детективный жанр, в том числе экранизация произведений Агаты Кристи о Пуаро и Мисс Марпл и знаменитые фильмы о Джеймсе Бонде. Наиболее известный представитель коммерческого кино является вымышленный персонаж Джеймс Бонд. Джеймс Бонд (англ. James Bond), также известный как «Агент 007», — вымышленный английский шпион, впервые появившийся в книгах Яна Флеминга и получивший широкую популярность вследствие как экранизации этих книг, так и появления этого персонажа в кинофильмах, снятых по сюжетам других авторов. Флеминг написал первую книгу о Джеймсе Бонде в 1953 году; за ней последовало множество других с этим персонажем.

Роль Джеймса Бонда сыграли: Шон Коннери (1962–1967; 1971), Джордж Лэзенби (1969), Роджер Мур (1973–1985), Тимоти Далтон (1987–1989), Пирс Броснан (1995–2002), Дэниел Крэйг (2006–2015)

Дань старому кинематографу отдают и по сей день. Так к примеру режиссер Мишель Хазанавичус решил снять фильм «Артист» в черно белом формате, чтобы напомнить людям в наши дни, как эти фильмы были хороши. Он был выпущен в мировой прокат в 2011 году и собрал много зрителей, показав что-то отличающиеся от того, что предлагали другие режиссеры. На Каннском кинофестивале после показа фильма зал 10 минут аплодировал стоя. Фильм собрал множество наград, в особенности 5 «Оскаров». Правильно говорит пословица: «Новое, это хорошо забытое старое».

Вспомнив черно-белое кино, нельзя не отметить выдающегося актёра, работающего в жанре комедии Чарли Чаплин.

Сэр Ча́рльз Спе́нсер (Ча́рли) Ча́плин (англ. Charles Spencer «Charlie» Chaplin; 16 апреля 1889–25 декабря 1977) — американский и английский киноактёр, сценарист, композитор и кинорежиссёр, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино — образа бродяжки Чарли, появившегося в короткометражных комедиях, поставленных на поток в 1910-е годы на киностудии Кистоуна. Чаплин активно использовал приёмы пантомимы и буффонады, хотя начиная с 1920-х годов в его творчестве стали проходить значительно более серьёзные социальные темы, чем это было в раннем периоде короткометражного кино. Начиная с апреля 1914 года Чаплин стал выступать в качестве режиссёра и автора сценария большинства фильмов с собственным участием, с 1916 года он также продюсировал фильмы, а с 1918 — писал музыку.

Несмотря на то, что немое кино уступило место звуковому, актёрская и режиссёрская техника Чаплина оказала значительное влияние на многих комических актёров. В память о Чарли Чаплине на берегу Женевского озера установлен памятник.

Вопль Вильгельма:

Одной из особенностей фильмов, снятых в Великобритании, например, является Крик Вильгельма, иногда «вопль Вильгельма» (англ. Wilhelm scream) — часто используемый в кино и телевидении звуковой эффект. Впервые он был использован в вестерне 1951 года «Далёкие барабаны». Эффект вновь стал популярным после того, как он был использован в «Звёздных войнах», а также во множестве других фильмов. История создания: Изначально «крик Вильгельма» был одним из серии звуковых эффектов, записанных для фильма 1951 года «Далёкие барабаны». Его можно услышать в эпизоде фильма, в котором одного из солдат, пробирающихся через болота Эверглейдса, кусает и утаскивает под воду аллигатор. Крик этого персонажа был записан позже, вместе с пятью другими короткими криками. Все они были помечены «Человека кусает аллигатор, и он кричит». Пятый крик был использован в сцене с солдатами на болоте; он же, а также четвёртый и шестой звуки были использованы ранее в фильме, для озвучки сцены гибели трёх индейцев при нападении на форт. Хотя наиболее узнаваемыми являются эффекты номер 4, 5 и 6, все шесть эффектов называют «крик Вильгельма».

Литература:

  1. http://www.imtp.ru/courses/language-courses/english-courses/articles/istoriya_kino.php
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9A %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B5 %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B3 %D1 %80 %D0 %B0 %D1 %84_ %D0 %92 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %80 %D0 %B8 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B8
  3. http://www.letopis.info/themes/cinematograph/kinematograf_velikobritanii.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов