Библиографическое описание:

Ощепкова А. А. Хронотоп дороги в поэзии Н. Е. Ряшенцевой // Филология и лингвистика. — 2016. — №1. — С. 6-9.



Хронотоп пронизывает искусство и литературу всех времен и народов, является важнейшим компонентом художественного мира произведения: определяет его художественное единство в отношении к реальной действительности. Особенностью такого единства, обращенного к реальности, является то, что все временные и пространственные определения неотделимы друг от друга и выступают как эмоционально-окрашенное целое, имеют сюжетообразующее значение, носят чувственно-наглядный характер, выступают основой для определения жанра произведения, разграничивают и соединяют миры автора и читателя.

Термин «хронотоп» впервые был введен физиологом, философом А. А. Ухтомским, следовавшим за Эйнштейном, в контексте его физиологических исследований. Затем, благодаря работам М. М. Бахтина термин перешел в гуманитарную сферу [1]. Исследованием хронотопа занимался и Д. С. Лихачёв [5], взгляды которого мы также учитывали в контексте нашего исследования.

Определяющим при написании работы было определение М. М. Бахтина, согласно которому хронотоп — «существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений» [1, с.234]. Основываясь на этом определении, М. М. Бахтинсоздает классификацию хронотопов, в которой выделяются семь видов пространственно-временных отношений: «хронотоп встречи», «хронотоп дороги», реальный хронотоп — «площадь» («агора»), «замок», «гостиная-салон», «провинциальный городок», «порог» [1].

Произведения русской литературы в целом наполнены хронотопами всех семи видов, однако некоторые из них встречаются чаще, чем другие — например, хронотоп дороги. Не является исключением и художественное творчество тюменской поэтессы Н. Е. Ряшенцевой, творческий потенциал которой распространился, в основном, на сферу лирики (сборник «Я родом из старой деревни»), в меньшей степени — на прозу (немногочисленные публикации в периодических изданиях).

Целью исследования явилось выявление особенностей художественной индивидуальности Н. Е. Ряшенцевой на основе характеристики хронотопа дороги в лирических произведениях поэтессы в рамках классификации М. М. Бахтина. В процессе работы было установлено, что хронотоп дороги встречается в 5-ти из 90-та текстах сборника. Это стихотворения: «Слышишь голос недалече…», «Сегодня мы с сестренкой Олей…», «Я спешу на свидание с юностью…», «Замела метель пути…», «Старая дорога…».

В стихотворении «Слышишь голос недалече…» хронотоп дороги рассматривается через пейзаж, отраженный в мировосприятии двух разных людей: лирического героя и ямщика. «За березовым за колком» лирическому герою слышится голос, источник которого, по его субъективному представлению, локализуется где-то «недалече», но, тем не менее, не досягаем для глаз. Художественное пространство стихотворения определяется как пространство, возникшее в точке, где лирический герой только слышит голос, а заканчивается точкой, в которой он достигает источник голоса, в месте, гдедом, горячий чай и молодая хозяйка, проглядевшая все окошки в ожидании путников. По-другому пейзаж раскрывается в восприятии ямщика — «Никого вокруг, поземка / кружит, снег в лицо бросает. / В чистом поле санный след / в дикой пляске заметает, /не видать не зги» [6, с.11]. В отличие от лирического героя, видящего в перспективе, дальше того, что он видит своими глазами, ямщик видит только то, что перед его носом. Из того, что видит ямщик, можно заключить то, что он устал и не хочет верить в то, что они уже близки к дому. Развитие сюжетного компонента стихотворения разрушает «спор» лирического героя и ямщика — они дома. «…И кони / с храпом мчатся напрямую. / Они дом родимый чуют / сквозь туман и мглу ночную…/ Вот и впрямь запахло дымом, где-то слышен лай собачий» [6, с.11]. Для рассмотрения хронотопа дороги в данном стихотворении важен образ коней, который создает динамику, подводит сюжетную линию к развязке. Кони чувствуют, что они близки к дому и уже не просто бегут, а именно «мчатся».

Благодаря описанному пейзажу определяем и промежуток времени, запечатленный в стихотворении — время в дороге, в пути — ночное время. В культурологическом аспекте ночь представляется как время тьмы и сомнений, возможно, именно поэтому мы вместе с лирическим героем и ямщиком испытываем некое волнение и тревогу, обусловленные мечтами о доме, об отдыхе.

В стихотворении «Сегодня мы ссестренкой Олей…» создается национальный пейзаж и на его фоне раскрываются личностные качества лирической героини и её сестры. На основе маленького путешествия двух сестер нам показан небольшой кусочек огромной страны с её необычайной красотой и величием. Здесь очевидна поэтизация территориального размаха и использование приема панорамы. При помощи использования такого поэтического пространства читатель понимает, что любовь к Родине лирической героини и её сестры — двух маленьких девочек, очень велика. Они с большой любовью обращают внимание то на таинственное болото, то на широкое поле, то на ручей, то на родник; лес, туман, пенье птиц, рассвет и всё кажется им прекрасным. Стоит учесть и художественное время стихотворения — утро. Утро — символ начала жизни, отрешения от забот и в то же время возвращения от сладостного дурмана-сна к суровым жизненным реалиям. Утро в жизни человека — детство. Неслучайно лирическая героиня — это маленькая девочка, потому что именно она способна более полно ощущать всю красоту родной земли и искренне любить её за это, а помогает уточнить это хронотоп дороги.

Стихотворение «Я спешу на свидание сюностью…» посвящено прошлому, его сюжет развивается в рамках мотива воспоминания. Условно текст можно поделить на две части.

В первой части лирическая героиня добирается до «отправной точки» своих воспоминаний. Для неё этой точкой является отчий дом. То есть художественным пространством вновь, как и в предшествующих произведениях, является дорога, но особенность в том, что это дорога от настоящего к прошлому, к воспоминаниям о доме детства лирической героини. Очевидно, что героиня довольно долгое время не была здесь: она «спешит», «торопится», «боится опоздать» «на свидание с юностью», погрузиться в воспоминания. Оказавшись на месте вовремя, «успев», героиня стоит под цветущей сиренью и смотрит в окно заброшенного дома, надеясь увидеть в нём своей «юности дальнюю тень», погружается в глубины своей памяти. На этом моменте происходит плавный переход ко второй части. В ней, лирическая героиня обращается к так и неувиденной ею юности: «где ты, юность моя золотая, соловьиный, тревожный рассвет?» [6, с.22].

Пейзаж стихотворения лаконично вплетается в структуру хронотопа дороги — героиня наблюдает его «по пути»: проходит «деревенской широкой улицей», достигает старого дома и сирени. Именно эта сирень становится значимой деталью для понимания концептуального смысла стихотворения. Обратим внимание на семантику сиреневого цвета. «Сиреневый цвет» — он же куст сирени, который обрывают, символизирует в культуре чистую совесть и спокойствие души. Так и лирическая героиня проживает годы с чистой совестью, с душевным спокойствием, она принимает жизнь такой, какая она есть — со всеми её минусами и плюсами. Оборванный цветок, куст сирени ассоциируется с юностью лирической героини, а то, что это действие уже произошло, ещё раз указывает на художественное время происходящего — май (зрелость природы,последний месяц весны, время любви, новых мечтаний, воспоминаний), зрелость героини.

Стоит так же обратить внимание на запахи, окружающие героиню. «Кружат голову запахи мая» — читаем мы в одной из строк. С одной стороны, мы можем выделить здесь очень яркое чувственное начало, ведь прочитав эту строчку, мы как наяву представляем эти весенние майские запахи. С другой стороны, мы можем рассмотреть идейно-смысловое значение этих запахов: отсылка к юности героини.

В стихотворении «Замела метель пути…» воссоздан хронотоп дороги домой. Возникает невольная ассоциация со стихотворением известного поэта XIX века Я. П. Полонского «Зимний путь», онейропоэтика которого подробно рассмотрена в современном литературоведении [2,3]. В обоих стихотворениях пейзаж создается образами метели, вьюги в чистом поле. Вьюга и метель и в том, и в другом случаях сигнализируют о художественном времени — это зима, привнося при этом в стихотворения ноты тревоги и запутанности. В стихотворении Н. Е. Ряшенцевой всё вокруг безлюдно, ни единой души, и среди этого пейзажа лирического героя мучает тревога. Он задается вопросом: «как добраться мне домой?», но этот вопрос не предполагает, что герой потерялся, сбился с пути, а сообщает читателю о сложностях, с которыми ему впало столкнуться в дороге. Одна из сложностей — густой лес (художественное пространство), разделяющая лирического героя с близким ему человеком. В мифологии различных народов лес — одно из основных местопребываний сил, враждебных человеку [4]. Из этого можно сделать вывод о том, что добраться до дома герою сложно, но он не опустит руки, не остановится, о чем свидетельствует завершение стихотворения многоточием. «Всё ещё впереди», — словно подсказывает поэтесса лирическому герою.

В стихотворении «Старая дорога…» центральный образ — это дорога и то, что расположено по обе её стороны. Так пространственное определение художественного мира стихотворения совпадает с хронотопом в целом. Дорога, каждая деталь пейзажа, увиденного лирической героиней, представляют собой символы малой родины — деревни, как для неё, так и для самой поэтессы. Извилистая дорога, как символ свободы, отсутствия рамок, существующих в городе, откуда едет героиня, поле голубых васильков, которые напоминают озера на дальних расстояниях, что тоже служит неким символом раздолья деревни, её умиротворяющей силы, густые хлеба, как символ богатства и плодородия. Все эти места, несомненно, связаны с детством героини и она сама говорит об этом:

Головой, как в омут, в детство

Окунусь,

По дороге пыльной босиком

Пройдусь [6, с.58].

Детство для лирической героини было счастливой порой. Об этом говорит такой элемент пейзажа, как солнце, символизирующее всю теплоту детства и родного дома, а также — горячая дорога под ногами, как попытка воссоздания тех чувств, которые были возможны в детстве. Однако все попытки лирической героини воссоздать те чувства, тщетны. Заметим, что она прекрасно понимает, почему это происходит и не грустит, лучшее, что у нее осталось — сладкие воспоминания.Пора детства героини является художественным временем стихотворного текста, которое в совокупности с художественным пространством дороги, позволяет выявить любовь поэтессы к Родине.

Целью исследования явилось выявление особенностей художественной индивидуальности Н. Е. Ряшенцевой на основе характеристики хронотопа дороги в лирических произведениях поэтессы в рамках классификации М. М. Бахтина.

Таким образом, рассмотрение пространственно-временных отношений стихотворений Н. Е. Рященцевой в рамках классификации М. М. Бахтина делает возможным выявление особенностей художественной индивидуальности поэтессы. Хронотопы пронизывают все её поэтическое творчество, а хронотоп дороги является центральным, позволяя передать не только путь лирической героини или лирического героя, как направление движения от пункта «А» в пункт «В», но и отразить детали жизненного пути, выявляя реалии жизни самой поэтессы. Важно отметить направление движения хронотопа: дорога в большинстве случаев направлена в сторону дома, родной стороны, а это значит, что хронотоп дороги, кроме всего прочего, выявляет любовь автора и его героев к Родине и может рассматриваться как элемент создания патриотического подтекста художественных произведений Н. Е. Ряшенцевой.

Литература:

  1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]: Исследования разных лет / М. М. Бахтин — М.: Худож. лит., 1975. — 504 с.
  2. Вьюшкова И. Г. К вопросу о применении мотивного анализа поэтического текста в курсе литературы в 10-м классе (на примере творчества Я. П. Полонского) // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. — 2009. № 3 (март). С. 1318.
  3. Вьюшкова И. Г. Сон как вставной компонент в поэзии Я. П. Полонского [Текст] / И. Г. Вьюшкова // Филологические науки в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 6–8.
  4. Жюльен Н. Словарь символов [Текст]: Иллюстрированный справочник / Н.Жюльен.- Челябинск: Урал LTd., 2010.- 498 с.
  5. Лихачёв Д. С. Литература — реальность — литература [Текст]/ Д. С. Лихачёв — Л.: Сов. писатель, 1981. 215 с. (Переизд. 1984, 1987).
  6. Ряшенцева, Н. Е. Я родом из старой деревни… [Текст] / Н. Е. Ряшенцева. — Тюмень, 2005, — 64 с.
  7. Хализев, В. Е. Теория литературы: Учебник [Текст] / В. Е. Хализев. — М.: Высш. шк. 2007. — 405 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов