Автор: Новикова Оксана Владимировна

Рубрика: Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (3) март 2016 г.

Библиографическое описание:

Новикова О. В. Система запретов как нравственный регулятор христианской религиозной культуры // Филология и лингвистика. — 2016. — №1. — С. 32-35.



 

Христианство является крупнейшей мировой религией как по численности последователей, так и по распространенности. Его основу составляют Священное Писание (Библия) и Священное придание. В христианстве в отличие от существовавшего ранее язычества нравственные нормы оказываются обращены не ко внешним делам и поступкам и не только к внешним проявлениям веры, а к внутренней мотивации человеку.

Христианство, как и любая другая религия, строится как некая система правил, норм и предписаний человеку по которым последний пытается выстроить свою жизнь. Основные нравственные регуляторы христианской религии содержатся в Нагорной Проповеди Иисуса Христа:

«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах:

так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Матфея 5: 1–12).

Одновременно с этим христианская религия ограничивает и ограждает человека от определенных поступков, действий и даже мыслей. На протяжении своего развития христианство выработало систему четких предписаний и запретов, в рамках которых человеку позволяется действовать. Любой выход за данные рамки автоматически влечет за собой определенное наказание.

Функционирующие в христианстве запреты четко выражены в так называемых Заповедях Блаженства:

«1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.

4. Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.

5. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор. 5: 5–21).

Все запреты, функционирующие в рамках христианской культуры, нам представляется возможным разделить на:

          жесткие запреты (полные запреты) — налагающие полное ограничение на совершение определенного действия (нельзя совершать то или иное действие ни при каких обстоятельствах);

          ситуативные запреты (запреты средней степени жесткости) — налагающие частичное ограничение на совершение определенного действия, данное поведение или единичное действие не допустимы в конкретной ситуации или определенное время (ситуативно-временное ограничение);

          мягкие запреты — рекомендации, поучительные наставления предписания, регулирующие поведение человека в различных ситуациях.

Десять Заповедей и другие заповеди, определяющие моральное поведение человека, вместе с новозаветным учением составляют единый нравственный закон. Отметим, что Десять Заповедей содержат в себе самые основы нравственности, закладывают те фундаментальные принципы, без которых невозможно существование никакого человеческого общества. Поэтому, они являются как бы “конституцией” или “Маgnа Chаrtа” человечества. Вероятно, по причине такой чрезвычайной важности и неприкосновенности Десять Заповедей, в отличие от других требований и предписаний, были написаны не на бумаге или другом каком-либо тленном материале, но на камне.

Рассмотрим имеющиеся заповеди и отметим, что в них просматривается определенная последовательность. Так, в первых четырех заповедях говорится об обязанностях человека по отношению к Богу:

1)      Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим;

2)      Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои;

3)      Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно;

4)      Соблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой;

следующие пять определяют взаимоотношения между людьми:

5)      Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6)      Не убивай.

7)      Не прелюбодействуй.

8)      Не кради.

9)      Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Последняя же призывает к чистоте мыслей и желаний:

10)Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор. 5: 6–21).

По замечанию служителя московского прихода отца Петра, «заповеди — это не запреты, а дорожные знаки, флажки, которые ограждают выкопанную яму на дороге. «Осторожно, здесь опасность!» — говорят они. Любой, кто движется по дороге, волен проигнорировать ограждение и знаки, но тогда за его жизнь не дадут и ломаного гроша. Так и заповеди предупреждают нас: внимание, это грех; совершая его, вы подвергаете душу и тело опасности. Любой нравственный запрет, ограничивая нашу свободу в малом, уберегает нас от большой несвободы, а иногда и от рабства» [цит. по 5].

На наш взгляд, к жестким запретам могут быть отнесены следующие заповеди:

1)      «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».

В первой заповеди дается направление умственной и волевой деятельности человека и этим закладывается фундамент его жизни. Вот почему эта заповедь занимает первенствующее место среди других заповедей. Она устремляет духовный взор человека к Богу и говорит ему: пусть Господь будет первым предметом твоих мыслей и стремлений. Познание Бога — считай самым драгоценным знанием, Его волю — высшим авторитетом, служение Ему — жизненным призванием.

2)      «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

Данной заповедью Господь запрещает человеку создавать себе кумиров — вещественных или воображаемых — служить им, преклоняться перед ними и воздавать какие-либо почести.

3)      «Не прелюбодействуй». Данной заповедью Господь Бог велит мужу и жене хранить взаимную верность, неженатым же быть целомудренными — чистыми в делах, словах, мыслях и желаниях. Чтобы не грешить против седьмой заповеди, надо избегать всего, что возбуждает нечистые чувства, как то: сквернословие, «пикантные» анекдоты, бесстыдные песни и пляски, смотрение соблазнительных фильмов и фотографий, чтение безнравственных журналов. Объясняя седьмую заповедь в Нагорной проповеди, Господь говорит: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».

4)      «Не укради». В данной заповеди Господь Бог запрещает присвоение того, что принадлежит другим. Виды кражи разнообразны: воровство, грабительство, взяточничество, тунеядство (когда получают плату за работу, которую не исполняют), лихоимство (когда берут с нуждающихся большие деньги, пользуясь их бедой) и всякое присвоение чужой собственности путем обмана. Является воровством, когда человек уклоняется от платежа долга, утаивает найденное, обмеривает и обвешивает при продаже, удерживает плату работника и т. д.

5)      «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Всякая ложь недостойна христианина и не согласна с любовью и уважением к ближним. Апостол Павел наставляет: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что вы — члены друг другу» (Еф. 4:25).Относительно осуждения, Спаситель категорически заявил: «Не судите, да не судимы будете!». Ближний исправляется не осуждением или насмешкой, а любовью, снисходительностью и добрым советом. Надо помнить и свои слабости. Вообще, необходимо обуздывать свой язык и воздерживаться от празднословия. Ведь слово — это величайший дар Творца. Животные этого дара не имеют. Когда мы говорим, мы уподобляемся Творцу, слово. Которого немедленно становится делом. Поэтому дар слова надо употреблять исключительно для доброй цели и во славу Божию. Относительно пустословия Иисус Христос учил: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36–37).

6)      «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его… ни всего того, что принадлежит ближнему твоему». Данной заповедью Господь учит верующих воздерживаться от зависти и от нечистых желаний. В то время, как предыдущие заповеди говорили преимущественно о поведении человека, эта последняя заповедь обращает наше внимание на то, что происходит внутри нас: на наши мысли, чувства и желания. Она призывает стремиться к душевной чистоте. Всякий грех начинается с нехорошей мысли. Если человек на этой мысли останавливается, то возникает греховное желание. Желание толкает человека на некорректный поступок. Поэтому, чтобы успешно бороться с соблазнами, надо научиться пресекать их в самом зародыше — в мыслях.

К запретам средней степени жесткости (ситуативные запреты) могут быть отнесены запреты, содержащиеся в следующих заповедях:

1)      «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Данный запрет мы рассматриваем, как запрет средней жесткости, поскольку в апостольское время суббота соблюдалась христианами иудейского происхождения. Однако, в первый день после субботы, в воскресенье, иудеи-христиане собирались для молитвы и причащения. Так, уже в первое столетие христианской эры возникло празднование воскресного дня. Обращая язычников в христианство, апостолы не требовали от них соблюдения субботы, но собирали их на молитву именно в воскресный день. Постепенно суббота уступила место воскресенью, которое стало повсеместно отмечаться, как день, посвященный Богу, в исполнение четвертой заповеди.

2)      «Не убий». С одной стороны запрет совершенно конкретен и ясен, но мы считаем, что запрет, содержащийся в данной заповеди относится к запретам средней жесткости потому, что несет в себе двоякий смысл. В оригинале: «לֹאתִרְצָח». Использованный глагол «רְצָח» обозначает безнравственное преднамеренное убийство (ср. англ. murder), в отличие от любого вообще убийства, например в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (ср. англ. kill). (Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда в результате нарушения некоторых заповедей, этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах).

И, наконец, к мягким запретам — рекомендациям, поучительным наставлениям, предписаниям, регулирующим поведение человека, мы отнесем следующую заповедь — «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле».

Данной заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать их авторитет, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти. Неуважительное отношение к родителям есть великий грех. В Ветхом Завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью (Мр. 7:10; Исх. 21:17). В отличие от современного общества, когда мы говорим просто, как о наставлении и чуть ли не о просьбе.

Запреты, как наставления идут не только из уст самого Господа Бога, но также от Соломона, сына Давида, Царя израильского: «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его» (Притч.3:27), «Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобой» (Притч.3:28) и т. д. В книге Екклесиаста или проповедника мы видим запрет на быстрые обещания: «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово перед Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги» (Еккл. 2:5).

Резюмируя отметим, что на наш взгляд, существующая система запретов может рассматриваться в качестве нравственного механизма, регулирующего практически все стороны жизни верующего человека.

 

Литература:

 

  1.    Библия: Книги Ветхого и Нового Завета. — Брюссель, 1972. — 1042 с.
  2.    Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии. — Волгоград: Перемена, 2007. — 375 с.
  3.    Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — Волгоград: Перемена, 2002. — 331 с.
  4.    Кравченко А. И. Культурология. — М.: Академический Проект, 2002. — 496 с.
  5.    Священник Павел Гумеров. Малая Церковь. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 240 с.:

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов