Роль медиакритики в формировании экологии современного информационного пространства | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в Филология и лингвистика №2 (2) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 15.10.2015

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Захарова, М. В. Роль медиакритики в формировании экологии современного информационного пространства / М. В. Захарова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2015. — № 2 (2). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/17/326/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

В сентябре 2014 года в Краснодаре на факультете журналистики Кубанского государственного университета впервые состоялась конференция «Селезневские чтения», в которой приняли участие известные российские и зарубежные писатели, журналисты и критики. Посвящена конференция творчеству критика Юрия Селезнева, который оставил нам свои книги, публикации, а главное — удивительно созвучные нашему времени мысли о силе русского духа и величии русской души, высказанные еще те годы, когда советская идеология последовательно и наступательно обезличивала все русское. Он верил — только сохранив наши традиции и культуру, мы не потеряем себя как нация и великая страна. Он был одним из самых стойких бойцов за русское дело.

В своих работах о литературе Ю. Селезнёв неоднократно акцентировал внимание на сохранении истории, культуры, литературы и природы как части русского мироуклада. Сохранение природы по Селезневу — это сохранение национальной культуры, особенностей русской души, развитие патриотического самосознания.

С полной уверенностью можно сказать, что Юрий Селезнев стоял у истоков формирования именно экологического сознания, пропагандировал бережное отношение к культурному наследию нашего общества.

Идеи Селезнева особенно актуальны сегодня в начале XXI века, в эпоху, которая ознаменована формированием принципиально новой глобальной информационной среды. Появление новых средств массовой информации позволило соединить между собой разные виды человеческой деятельности, разделенные пространством и временем. Непрерывно мы находимся в потоке разнообразной информации, объем и количество источников которой в наши дни все увеличиваются. Мы не представляем уже жизни без компьютерной сети, сотовой связи, газет и журналов, радио, телевидения и кино.

Именно в связи с этим особое значение приобретает мысль, высказанная Юрием Селезневым в ходе дискуссии на конференции «Классика и мы», проходившей 21 декабря 1977 года в Москве: «… На планете уже давно началась третья мировая война…, она идёт при помощи гораздо более страшного оружия, чем атомная, или водородная, или даже нейтронная бомба. Здесь есть свои идеологические нейтронные бомбы, своё химическое и бактериологическое оружие. И эти микробы, которые проникают к нам, те микробы, которые разрушают наше сознание, эти микробы гораздо более опасны, чем те, против которых мы боремся в открытую. Так вот, я хочу сказать, что классическая, в том числе и русская классическая литература, сегодня становится едва ли не одним из основных плацдармов, на которых разгорается эта третья мировая идеологическая война. И здесь мира не может быть, … и я думаю, не будет до тех пор, … пока мы не осознаем, что эта мировая война должна стать нашей Великой Отечественной войной — за наши души, за нашу совесть, за наше будущее, пока в этой войне мы не победим» (Цит.: Москва.- 1990.- № 3).

Конечно же эта мысль, высказанная критиком, была встречена неоднозначно и это привело к тому, что литературная полемика переросла в бурное обсуждение общих национальных проблем того времени.

В наши дни именно это смелое высказывание Юрия Селезнева воспринимается особенно актуально в связи с проблемой формирования медиакультуры, как современного общества в целом, так и медиакультуры каждой отдельной личности.

В последние десять лет проблемы «медиа» находится в центре внимания российской общественности, науки и образования. Обусловлено это тем, что одним из главных условий становления гражданского общества и успешного развития государства является формирование диалогового взаимодействия между личностью и властью, социокультурными и политическими силами. Ведущая роль в успешном осуществлении такого диалога принадлежит масс-медиа.

В нашем языке в качестве синонима слова «медиа» широко используются термины «средства массовой информации» (СМИ) и «средства массовой коммуникации» (СМК), в которых содержится идея связи между разными структурами общества и мира в целом.

Существует множество точек зрения относительно проблемы медиа, а также проблемы экологии современного информационного пространства. Так, одни видят в масс-медиа источник знаний, другие — помеху в образовании и воспитании; медиа является и средством всестороннего развития личности, и фактором разрушительным.

Признавая важную роль СМИ в процессе образования и формирования медиакультуры подрастающего поколения, необходимо системно и грамотно выстроить отношения юных потребителей информации с огромными ресурсами газет, журналов, кино, сети Интернет. Потреблению информации надо учить так же терпеливо и продуманно, как музыке и живописи. Этому направлению в педагогике дано определение: медиаобразование (media education) — образование, связанное со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т. д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

          анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

          определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

          интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

          отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

          получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

Идея комплексной Программы медиаобразования, охватывающая разные категории детей, подростков, студенческой молодежи, учитывающая разные условия их обучения и воспитания сегодня возведена в ранг государственной образовательной политики.

В выработке новой информационной культуры россиян, то есть медиакультуры, сегодня принимают участие не только государственные институты образования и просвещения, но и общественные структуры, СМИ, располагающие большим потенциалом распространения знаний. Так, особая область журналистики — медиакритика — призвана органично дополнять усилия образовательных и просветительских институтов в формировании общественной культуры рационально-критического анализа и адекватного восприятия содержания СМИ, в развитии гражданской активности по отношению к печатной и электронной прессе.

Медиакритика — это деятельность по изучению функционирования средств массовой информации и медиапродуктов (газеты, журналы, фильмы, листовки, реклама, ПР, то есть любой информации расчитанной на массовую аудиторию) на общество в целом и отдельных индивидов в частности с позиций позитивного и деструктивного воздействия. Познание и оценка медиа осуществляется на основе критического мышления с привлечением методов различных наук (лингвистики, философии, социологии, психологии, политологии, истории, конфликтологии, семиотики, аксиологии и т. д. Данное направление сформировалось в рамках медиаобразования (см. работы А. В. Фёдорова), которое известно как теория критического мышления.

В современных условиях, когда наука зачастую не поспевает за переменами в медийной сфере, именно медиакритика с ее нацеленностью на оперативное познание и оценку актуальных вопросов социального функционирования средств массовой информации обеспечивает осмысление новых явлений и тенденций, отделяя «зерна от плевел», помогая сориентироваться в нынешнем противоречивом развитии не только массовой аудитории, но и профессионалам печатной и электронной прессы.

Одной из важных и актуальных общественных задач является сегодня преодоление, формирующегося в условиях информационного рынка, сугубо потребительского отношения публики к средствам массовой информации. Восприятие аудиторией информации непосредственно зависит от способности к активному творческому освоению содержания СМИ, его логической переработке. Потребление медийного содержания, лишенное активного интеллектуально-творческого начала, существенно сужает познавательные возможности аудитории, обедняет ее восприятие.

В конечном счете, медиаобразование и медиакритика призваны расширить число людей, обладающих качествами сознательных участников коммуникационных процессов, способных оказывать реальное влияние на СМИ, активно и творчески участвовать в формировании гражданского общества в России.

Во многом родственная медиаобразованию и способная участвовать в реализации его целей, медиакритика кроме выполнения задач «интеллектуальной самообороны» общественности, лежащих в основе наиболее радикальных идей медиаобразования, выступает и как важный компонент общего социокультурного образования и формирует «экологию медиапространства» современного информационного общества. Именно медиакритика способна поддерживать на уровне государства печатные СМИ, ведь от этого зависит информационная безопасность страны.

 

Литература:

 

  1. Кириллова Н. Б. Зачем нужна медиакультура //Уральский Федеральный округ. — 2004. — № 1.
  2. Короченский А. П. Регулятивная роль медиакритики / Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России».- М., 2004.
  3. Реснянская Л. Двусторонняя коммуникация: общественный диалог.- М., 2001.
  4. Федоров А. В. Терминология медиаобразования //Искусство и образование. — 2000. — № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, гражданское общество, критическое мышление, массовая аудитория, массовая коммуникация, мировая война, Москва, формирование, электронная пресса.

Похожие статьи

Средства массовой информации как компонент...

массовая информация, массовая коммуникация, средство, гражданское общество, диалоговое взаимодействие, образовательная организация, образовательное учреждение, огромный ресурс газет...

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Ключевые слова:СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес. Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации...

Место средств массовой информации в процессе межкультурной...

Основные термины (генерируются автоматически): межкультурная коммуникация, массовая информация, культура, межкультурный диалог, стереотип, тип культуры, страна мира, единое культурное пространство, межкультурное общение

Задать вопрос. ФИО. Электронная почта.

Роль СМИ в современной России: приоритетные задачи в рамках...

[Электронный ресурс] URL: http

Основные термины (генерируются автоматически): СМИ, массовая информация, Россия, государство

массовая информация, политический процесс, СМИ, Россия, средство, политический, процесс, общество, государственная политика, власть.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях...

массовая информация, СМИ, политическое сознание граждан, политический, политическое сознание, политическая система, роль СМИ, общественное мнение, современное общество, функция СМИ. Влияние средств массовой коммуникации на формирование...

Средства массовой информации в сопровождении современного...

массовая информация, СМИ, общественное сознание, гражданское общество, Узбекистан, значение информации, информация, средство, Национальная ассоциация, общественное мнение. Влияние СМИ на формирование общественного мнения.

Современное состояние и будущее печатных средств массовой...

По данным Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям, 53

Рис. 3. Предпочтения пользователей печатной и электронной продукции. Люди используют интернет, как источник информации, но не замещают им традиционные медиа.

Формирование медиакультуры молодежи в условиях...

С помощью медиаобразования молодежь сможет, критически оценивая работу...

насыщенности современных обществ средствами массовой информации.

Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях.

Информатизация общества как одна из важнейших составляющих...

информационная технология, Российская Федерация, государственная власть, информация, массовая коммуникация, образ, общество, современное общество.

Похожие статьи

Средства массовой информации как компонент...

массовая информация, массовая коммуникация, средство, гражданское общество, диалоговое взаимодействие, образовательная организация, образовательное учреждение, огромный ресурс газет...

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Ключевые слова:СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес. Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации...

Место средств массовой информации в процессе межкультурной...

Основные термины (генерируются автоматически): межкультурная коммуникация, массовая информация, культура, межкультурный диалог, стереотип, тип культуры, страна мира, единое культурное пространство, межкультурное общение

Задать вопрос. ФИО. Электронная почта.

Роль СМИ в современной России: приоритетные задачи в рамках...

[Электронный ресурс] URL: http

Основные термины (генерируются автоматически): СМИ, массовая информация, Россия, государство

массовая информация, политический процесс, СМИ, Россия, средство, политический, процесс, общество, государственная политика, власть.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях...

массовая информация, СМИ, политическое сознание граждан, политический, политическое сознание, политическая система, роль СМИ, общественное мнение, современное общество, функция СМИ. Влияние средств массовой коммуникации на формирование...

Средства массовой информации в сопровождении современного...

массовая информация, СМИ, общественное сознание, гражданское общество, Узбекистан, значение информации, информация, средство, Национальная ассоциация, общественное мнение. Влияние СМИ на формирование общественного мнения.

Современное состояние и будущее печатных средств массовой...

По данным Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям, 53

Рис. 3. Предпочтения пользователей печатной и электронной продукции. Люди используют интернет, как источник информации, но не замещают им традиционные медиа.

Формирование медиакультуры молодежи в условиях...

С помощью медиаобразования молодежь сможет, критически оценивая работу...

насыщенности современных обществ средствами массовой информации.

Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях.

Информатизация общества как одна из важнейших составляющих...

информационная технология, Российская Федерация, государственная власть, информация, массовая коммуникация, образ, общество, современное общество.

Задать вопрос