Автор: Граф Татьяна Александровна

Рубрика: Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (1) июль 2015 г.

Библиографическое описание:

Граф Т. А. Взаимосвязанное использование словарных диктантов и тестов в обучении русской орфографии учащихся 5 класса // Филология и лингвистика. — 2015. — №1. — С. 1-5.

В настоящее время широкое распространение на всех уровнях образования получило тестирование как один из наиболее точных методов контроля и измерения знаний и умений учащихся. Но на практике, помимо тестов, учителям приходится отбирать разные виды упражнений и заданий для достижения тех или иных целей обучения. Зачастую они используются изолированно друг от друга, что представляет немало трудностей для учителей русского языка.

К сожалению, методические разработки в недостаточной степени включают необходимый материал для комплексного использования разных видов работ при обучении русской орфографии. Часто учителя-практики в период обучения используют такой вид работы как «обучающий диктант», в то время как контрольный период ограничивается итоговым тестом или контрольной работой, что вызывает у детей панический страх грядущего контрольного диктанта/теста.

Во избежание этого мы предлагаем использовать такие виды работ во взаимосвязи друг с другом. Особенно если речь заходит о словах с трудными написаниями, при написании которых у детей чаще всего и возникают трудности. Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным — задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы. Соответственно, проблема взаимосвязанного использования словарных диктантов и соответствующих им тестов становится весьма актуальной для методики преподавания русского языка в средней школе.

Сопоставительный анализ различных видов упражнений позволил исследования сделать вывод о необходимости их взаимосвязанного использования на уроках русского языка с целью повышения орфографической грамотности. В данном исследовании в рамках темы рассматривается взаимосвязь упражнений, содержащих тестовые задания, с таким видом обучающего/контрольного диктанта, как словарный диктант.

Первая часть научно-исследовательской работы посвящена теоретическому исследованию диктанта и теста как основных упражнений по орфографии. Представлено содержание понятия «диктант»; описаны виды диктантов; особое внимание уделяется словарному диктанту как эффективному средству словарно-орфографической работы. Разграничивается определение понятий «тест» и «задания в тестовой форме».

В содержании первой части представлены особенности диктанта как специального орфографического упражнения. Описаны имеющиеся в современной методике преподавания русского языка классификации видов и разновидностей указанного упражнения. Автором исследования раскрывается проблема классификации тестов и их использования в качестве упражнения на уроках русского языка, в том числе на уроках, посвящённых изучению различных видов орфограмм.


Материалы предыдущих исследований по рассматриваемой проблеме опубликованы в нескольких научных изданиях [2, с 125–126; 3, с 230; 4, с 122].


Говоря о положительном влиянии использования тестовых заданий, включающих словарные слова, на подготовку и написание обучающих и/или контрольных словарных диктантов, следует упомянуть не только о необходимости системного подхода в использовании указанных видов заданий, но и о комплексном их применении на уроках русского языка.

Подходя к составлению заданий теста, мы учли один спорный вопрос, волнующий не только учителей, но также самих учеников и их родителей, — это вопрос о сдаче Единого государственного экзамена. Поэтому в заданиях теста используются возможные формулировки вопросов в таком виде, в каком они могут встречаться в тестах ЕГЭ. Приведём пример.

Тест для 5 класса со словарными словами

1.                  Из предложения выпиши слово с чередующейся гласной в корне слова.

Сломать дерево — секунда, а вырастить — годы.

_______________________

2.                  В каком ряду на месте всех пропусков пишется И?

А) Г..гантский, д..визия, д..скуссия.

Б) Д..легат, изв..ните, каб..нет.

В) В..т..ран, м..чта, п..хота.

3.                  В КАКИХ словах на месте пропуска пишется А:

А) Заг..рать

Б) З..ря

В) Р..весник

Г) Прик..сновение

Стоит отметить, что, несмотря на то, что в современной методической литературе постоянно появляются новые средства и способы повышения орфографической грамотности и оценки уровня знаний учащихся, школьным учителям необходимо уметь применять такое многообразие заданий на уроках русского языка рационально и взаимосвязано друг с другом, ориентируясь как на цели образования, так и на конкретные цели урока.

Вторая часть исследования посвящена рассмотрению методической проблемы взаимосвязанного использования словарных диктантов и тестов в обучении русской орфографии. Был проанализирован школьный учебник для 5 класса УМК-3 (авторы учебника: А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др.; научный редактор комплекса В. В. Бабайцева); целью анализа стало выявление в методическом аппарате учебника обучающих диктантов с использованием словарных слов. На основании результатов проведённого аспектного анализа автором составлены специальные орфографические упражнения: словарные диктанты и тестовые задания с использованием словарных слов.

Анализ учебника по русскому языку для 5 класса УМК-3 показал, что авторы программы не включают в них специальные упражнения-диктанты с использованием словарных слов. В учебнике нет и тестовых заданий, связанных с использованием словарных слов. Особое внимание уделяется текстам с пропущенными орфограммами, в которых уже обозначено «место», где можно допустить ошибку, что не оказывает положительного влияния на развитие орфографической грамотности. Приведём ряд примеров:

№ 51. Проверьте себя! Вы повторили семь орфограмм, изученных в начальных классах. Приведите названия этих орфограмм, опираясь на следующие примеры: 1) земля, 2) планета, 3) полёт, 4) жизнь, 5) клад, низкий, 6) гигантский, 7) класс, группа, программа.

Как проверяются эти орфограммы? Запишите в клеточки номера тех слов, для проверки которых требуется [5, с 19].

подобрать проверочное слово

 

 

 

 

обратиться к словарю

 

 

 

 

 

Выполняя это упражнение, учащиеся не только вспомнят материал, изученный в начальных классах, но ещё раз обратятся за «помощью» к словарю. Ведь умение работать со словарём — одно из основных в формировании языковой компетенции.

№ 563. К какой группе слов можно применить правило написания проверяемых безударных гласных корня? Почему этим правилом не всегда можно воспользоваться?

1. Удивительный (диво), кататься (катится). 2. Капитан, планета, корабль, поликлиника, эмблема. 3. Растём — росли (а//о); блестеть — блистать (е//и).

Проверьте значение выделенных слов [5, с 165].

Данное упражнение ценно тем, что при своей простоте выполнения оно решает сразу несколько учебных задач: 1) дети учатся не только отличать орфограммы друг от друга (проверяемые гласные в корне, чередующиеся гласные и непроверяемые гласные), но запоминают название орфограмм (правописание безударных гласных в корне), что формирует их языковую компетенцию; 2) работа со словарными слова непосредственным образом включена в тему урока: «Правописание корней с чередованием гласных а–о», дети не только закрепляют изученный материал, но и повторяют ранее пройденные орфограммы; 3) ведётся параллельная работа с орфографическим словарём («Пиши правильно») и толковым словарём (объясняется значение словарных слов).

Таким образом, анализ учебника показал возможность методической корректировки заданий к упражнениям, связанным с проверкой правильного написания словарных слов учащимися 5 класса. В связи с этим были составлены словарные диктанты и соответствующие им тестовые задания, которые были успешно использованы при проведении опытно-экспериментального обучения.

Для подтверждения гипотезы исследования была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Абакана в 5Б классе. Целью эксперимента стало определение уровня сформированности орфографической грамотности у детей среднего школьного возраста, а также проведение работы по её развитию путём взаимосвязанного использования в учебном процессе обучающих словарных диктантов и соответствующих им по содержанию тестовых заданий. В работе представлено содержание, а также результаты каждого этапа опытно-экспериментального обучения, которое, в итоге, показало, что взаимосвязанное использование на уроках русского языка словарных диктантов и соответствующих им тестов положительно влияет на развитие орфографической зоркости учащихся.

На констатирующем этапе были проанализированы контрольные диктанты учащихся и выявлены типы ошибок, чаще всего допускаемые детьми, с целью планирования работы по их устранению. Диагностикой на указанном этапе стал контрольный диктант с включением в него изученных словарных слов. Полученные данные занесены в диаграмму (см. рис. 1), демонстрирующую первоначальный уровень сформированности орфографической грамотности учащихся 5Б класса.

Рис. 1. Показатели уровней сформированности орфографической грамотности учащихся 5Б класса на констатирующем этапе

 

Таким образом, уровень орфографической зоркости у учащихся 5Б класса к началу эксперимента после проведения контрольного диктанта составляет: средний уровень сформированности орфографической грамотности — 62 % (16 чел.), низкий уровень — 38 % (10 чел.), высокий уровень по данной диагностике не выявлен — 0 % (0 чел.).

Результаты диагностики, посвящённой вопросам первоначального уровня сформированности орфографической грамотности детей среднего школьного возраста, потребовали разработки второго этапа эксперимента — формирующего, направленного на развитие орфографической грамотности. Мы предположили, что повысить уровень развития орфографической зоркости можно посредством комплексного использования словарных диктантов и соответствующих им тестовых заданий на уроках русского языка.

При составлении плана формирующего этапа было выдвинуто предположение, что словарные диктанты и соответствующие им тестовые задания станут эффективным средством для подготовки к написанию итогового контрольного диктанта, если:

1)                 формы проведения словарных диктантов и тестов будут носить разноплановый характер (в первую очередь, творческий) с опорой на все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную);

2)                 использование данных видов заданий на уроках русского языка будет взаимосвязанным, системным и комплексным.

В соответствии с гипотезой исследования была проведена работа с использованием словарных диктантов и соответствующих им тестов для подготовки к написанию итогового контрольного словарного диктанта.

В словарный диктант были включены следующие задания:

-          распределение словарных слов на тематические группы (прочитать слова и распределить их на группы);

-          составление словосочетаний со словами одной из тематической групп (по выбору учащихся);

-          построение связного текста (задание ориентируется на «посильную» работу каждого ученика): 1) уровень сложности — «новичок» (составить текст со словами одной из тематических групп); 2) уровень — «знаток русского языка» (составить текст со словосочетаниями из предыдущего задания).

План формирующего этапа составлялся, во-первых, в соответствии с темой урока и, во-вторых, в соответствии с возрастными особенностями детей, что можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1

Виды тестовых заданий на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы в соответствии с темой урока

Тема урока

Вид тестовых заданий

Задачи, которые решает тест

Правописание корней с чередованием гласных

а–о.

1.                  Задание на выбор правильного ответа.

2.                  Задание открытой формы.

1.                  Проверка качества усвоения данного правила, а также развитие умения находить слово с нужной орфограммой.

2.                  Развитие умения называть орфограммы.

Правописание корней с чередование гласных е–и

1.                  Задание на установление соответствия.

1.                  Развитие логического мышления.

 

Задания теста носили разноплановый характер и были построены следующим образом:

1.                  Установление соответствия.

2.                  Выбор одного (нескольких) вариантов ответа.

3.                  Выбор неправильного ответа.

4.                  Открытая форма заданий.

5.                  Задания, построенные по типу ГИА и ЕГЭ.

Данные виды заданий позволяют: 1) дифференцированно подойти к учащимся с разными уровнями орфографической грамотности; 2) обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника; 3) обосновать выбор методов и приёмов устранения орфографической безграмотности.

После завершения формирующего этапа эксперимента был проведён контрольный этап, на котором использовалась та же диагностика, что и на констатирующем. Итоговый контрольный диктант проводился с учётом тех орфограмм, в которых учащиеся допустили ошибки на первом этапе исследования, а также с включением в текст диктанта словарных слов, работа с которыми проводилась в течение всего формирующего этапа (при взаимосвязанном использовании словарных диктантов и тестовых заданий). Динамика, т. е. изменение результатов написания контрольного диктанта, представлена в диаграмме 2.

Тексты повторных диагностик на контрольном этапе отличались от текстов, предложенных детям на констатирующем этапе, однако, уровень сложности и употребляемые орфограммы были те же [1, с. 123]. Результаты контрольного этапа представлены на рис. 2.

Рис. 2. Изменение показателей уровней сформированности орфографической грамотности на констатирующем и контрольном этапах

 

Так как критерием эффективности словарно-орфографической работы является уменьшение количества орфографических ошибок в словах с непроверяемыми орфограммами, следовательно, результаты проведённой опытно-экспериментальной работы подтверждают нашу гипотезу. Уровень орфографической зоркости у учащихся 5Б класса повысился: один учащийся повысил уровень орфографической зоркости, т. е. уровень стал высоким, что составило 4 % (1 чел.); средний уровень на констатирующем этапе составлял 62 % (16 чел.), а на контрольном повысился до 69 % (18 чел.); уменьшилось количество детей с низким уровнем сформированности орфографической зоркости на 3 человека, с 38 % (10 чел.) до 27 % (7 чел.).

Таким образом, повышение уровня орфографической грамотности может быть достигнуто в результате комплексного и систематического использования тестовых заданий и словарных диктантов. Задания теста имеют разнообразные по содержанию и структуре формулировки вопросов, что способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку. Творческий характер словарных диктантов положительно влияет на развитие письменной речи учащихся.

Таким образом, сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод, что взаимосвязанное использование на уроках русского языка словарных диктантов и соответствующих им тестов положительно влияет на развитие орфографической грамотности учащихся. В результате наблюдения удалось установить, что на формирующем этапе дети были заинтересованы в работе, в отличие от констатирующего. Это связано, прежде всего, с тем, что обучающие диктанты и соответствующие им тесты, которые были использованы на разных этапах урока, носили разноплановый характер, в том числе, игровой.

Также важно помнить, что лишь при систематическом использовании рассмотренных в исследовании видов работ, интересном подборе тренировочного материала, при опоре на различные виды интеллектуальной деятельности и памяти (зрительную, слуховую, моторную) учитель сможет добиться положительных результатов в формировании орфографической грамотности учащихся. Именно она, наряду с языковым чутьём, является залогом грамотного письма.

 

Литература:

 

1.         Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5–9 кл. [Текст]: книга для учителя / Г. А. Богданова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 176 с.

2.         Граф Т. А. Различные подходы к типологической классификации диктантов по орфографии // Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: проблемы глобализации и сохранения национальной самобытности: материалы VIII Международной научно-практической конф., 24–25 октября 2013 г., г. Абакан / науч. ред. И. В. Пекарская; отв. ред. В. П. Антонов. — Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2013. — 144 с. — С. 125–126.

3.         Граф Т. А. Творческий диктант в системе правописно-речевых работ по русскому языку // Наука и общество: взгляд молодых исследователей: материалы восьмой Всероссийской научной конференции школьников и студентов с международным участием 27–28 ноября 2014 г., г. Абакан / под ред. Л. А. Чиколаевой. — Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им Н. Ф. Катанова», 2014. — 230 с.

4.         Граф Т. А. Взаимосвязанное использование диктантов и тестов в обучении русской орфографии // Современная филология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.) / главный редактор Г. Д. Ахметова. — Уфа: Лето, 2015. — 122 с.

5.         Русский язык. Практика. 5 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др.; под ред. А. Ю. Купаловой. — 15-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2009. — 270 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов