Специфические особенности развития рынка консалтинговых услуг в Узбекистане | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Региональная экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (9) май 2017 г.

Дата публикации: 06.04.2017

Статья просмотрена: 266 раз

Библиографическое описание:

Аллаярова, М. К. Специфические особенности развития рынка консалтинговых услуг в Узбекистане / М. К. Аллаярова, М. К. Шодибоева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 2 (9). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/58/2106/ (дата обращения: 18.04.2024).



В Узбекистане для большинства предпринимателей, да и самих консультантов, консалтинг — это любая помощь, оказываемая внешними консультантами в решении той или иной проблемы. Поэтому консультантам приходится решать вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности предприятий, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта и заниматься много еще чем — от взыскания дебиторской задолженности до приватизации, реструктуризации и поиска иностранных инвесторов.

Консалтинговые услуги, как и всякий товар, производятся для того, чтобы быть проданными. С экономической точки зрения консалтинг является интеллектуальным продуктом, в покупке которого должен быть заинтересован потребитель.

«Технологическая» цепочка оказания консалтинговых услуг имеет следующую последовательность: знакомство с клиентом и выявление его потребностей, на этом этапе определяются опыт и знания заказчика, специфика его деятельности, оценивается реальность будущего контракта; формирование портфеля услуг; определение степени изученности проблемы и целей исследования; выбор методов исследования в соответствии с поставленными целями; формирование рабочей группы; определение стоимости консалтингового проекта; проведение работ — анализ рынка, его емкости, структуры и особенностей отдельных сегментов; анализ деятельности конкурентов; исследование проблем клиента и возможностей их решения; подготовка отчета с выводами и рекомендациями.

Эффективность проводимой правительством Узбекистана политики углубления реформ, направленной на дальнейшую либерализацию экономики и увеличение значимости частного сектора, в большой мере зависит от инвестиционного климата в стране. Привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, является важнейшим условием развития цивилизованных экономических взаимоотношений и вхождения Узбекистана в мировое сообщество в качестве полноправного участника процессов глобализации.

В этих целях в 2015 году было привлечено и освоено инвестиций за счет всех источников финансирования в эквиваленте 15,8 миллиарда долларов США, или с ростом против 2014 года на 9,5 процента. При этом более 3,3 миллиарда долларов, или свыше 21 процента всех инвестиций — это иностранные инвестиции, из которых 73 процента составляют прямые иностранные инвестиции. [2]

В Узбекистане потребность в инвестиционных консультантах возникла благодаря проведению экономических реформ, приватизации и акционированию государственных предприятий, формированию отечественного рынка ценных бумаг. Преобразуемые в новые организационно-правовые формы предприятия нуждаются в помощи при оценке стоимости имущества, формировании уставного капитала, разработке учредительных документов, бизнес-планов, проспектов эмиссии выпускаемых в обращение ценных бумаг.

Определенным толчком в развитии и совершенствовании рынка консалтинговых услуг Узбекистана стала деятельность международных организаций (World Bank, IFC, EBRD, ADB, TACIS, USAID, JICA), в рамках реализации проектов которых были привлечены как известные иностранные консалтинговые фирмы, так и лидеры местного консалтингового рынка.

Программа развития консультационных услуг (BAS) Европейского банка реконструкции и развития при поддержке правительства Японии реализуется в Узбекистане с октября 2001 года. Она нацелена на помощь малому и среднему бизнесу (посредством содействия в получении квалифицированных консалтинговых услуг по вопросам ведения бизнеса и покрытия 50 % стоимости консультаций на грантовой основе) и на дальнейшее развитие рынка консультационных услуг. Спектр консалтинговых услуг, поддерживаемых Программой BAS, достаточно широк: разработка бизнес-планов для получения финансирования; проведение маркетинговых исследований; содействие в поиске партнеров и инвесторов; реструктуризация и реорганизация предприятия; выбор и оценка оборудования; внедрение систем управления качеством (ISO-9000); разработка и внедрение энергосберегающих технологий; содействие во внедрении автоматизированных систем управления и бухгалтерского учета; совершенствование системы учета и контроля; совершенствование системы корпоративного управления.

На сегодняшний день сотрудниками Программы BAS координируется более 120 проектов по различным направлениям консалтинга, и уже можно с полной уверенностью утверждать, что по отдельным видам услуг сложились устойчивые сегменты рынка. На них активно работает ряд специализированных компаний, имеются все признаки конкуренции и сложившийся ценовой диапазон. К таким услугам относятся разработка бизнес-планов для получения кредитов и оборудования в лизинг, привлечения инвесторов и выпуска корпоративных облигаций. Примечательно, что структура бизнес-планов включает в себя тщательно разработанный план маркетинга, основанный на изучении рынка, и учет рисков, присущих данному бизнесу, а также комплекс мер по их снижению. Показательны проекты разработки бизнес-планов для компаний «УзКсерокс», «Мax Hurosson», «Osyo Granit».

К результатам реализации Программы BAS можно отнести внедрение некоторых стандартов консалтинговой деятельности; содействие предприятиям малого и среднего бизнеса в идентификации проблем, формулировании технического задания по проекту; достижение понимания необходимости привлечения признанных экспертов для решения конкретных задач по оптимизации бизнеса; развитие культуры взаимоотношений клиентов с консультантами. Подавляющая часть управленческого звена предприятий, получивших консультационную помощь в рамках нашей Программы, либо продолжают двухсторонние отношения с консультантами, либо готовы привлекать их при возникновении потребности.

Помощь Программы BAS при осуществлении проекта состоит из трех компонентов:

1) помощь в организации проекта;

2) мониторинг и оценка выполненных проектов;

3) грант, покрывающий 50 % всей стоимости проекта.

Данный процесс оказания содействия в организации проекта является одним из важнейших пунктов в деятельности Программы BAS. Хотя каждый случай уникален, этот процесс может включать в себя:

Помощь руководству компании в более четком определении самой бизнес-проблемы в виде постановки конкретных задач перед консультантом. К примеру, топ-менеджмент компании понимает, что нужно увеличивать объемы продаж. Однако из-за недостаточного опыта в бизнес-управлении руководство не может четко сформулировать и поставить цели перед консультантом. Не может именно в том смысле, когда для лучшего понимания и эффективного контакта необходимо взаимодействие со знанием номенклатурной лексики. Сотрудники BAS часто помогают менеджерам сделать этот первый концептуальный шаг, обычно выражающийся в наброске технического задания потенциального проекта.

Выбор консультанта осуществляется непосредственно самим клиентом. Очень важно то, чтобы клиент сам убедился в способностях и возможностях консультанта. Тем не менее, Программа BAS предоставляет потенциальным клиентам информацию о консультантах, квалификация которых уже проверена. Менеджеры предприятий-клиентов зачастую интересуются опытом работы и характеристиками потенциальных консультантов.

В процессе реализации проекта Программа BAS осуществляет контроль над ходом его исполнения и оценивает результаты после завершения. Сотрудники Программы BAS, как минимум, присутствуют на текущих и заключительных презентациях, проведение которых обязательно для консультантов-участников. Также персоналом BAS рассматриваются отчеты по проектам.

Программа является рыночно-ориентированной, и предоставление бизнес-консультаций диктуется реальными нуждами предприятий. Консультационные услуги, получаемые заказчиком в пропорции их выплаты 50 х 50, становятся доступными именно для тех компаний, которые без такой помощи Программы не смогли бы выделить на необходимые маркетинговые исследования достаточно средств. В то же время, многие предприятия малого и сред­него бизнеса в Центральной Азии неохотно платят за консультации, т. к., во-первых, не имеют опыта работы с консультантами, во-вторых, еще не убеждены в ценности и необходимости таких услуг. Для таких компаний предлагаемые гранты Программой BAS снижают этот порог препятствий до минимума, мотивируя и убеждая их в необходимости проведения маркетинговых исследований.

Учитывая свой, уникальный, путь развития, Узбекистан в данной ситуации не может ссылаться и руководствоваться мировым опытом. Строить какие-либо прогнозы очень сложно. Понятно одно — любой кризис, будь то политика или экономика, воспринимается с трудом. Особенно, если речь идет об отрасли, еще неокрепшей и не достигшей должного уровня развития.

Литература:

  1. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в Узбекистане. — Т.: Узбекистан. 2009.
  2. Доклад Президента Республики Узбекистан И. Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. Народное слова от 16 января 2016 года.
  3. Уткин Э. А. Консалтинг. — М.: ЭКМОС. 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): BAS, консультант, Узбекистан, ADB, EBRD, IFC, JICA, TACIS, USAID, техническое задание.

Похожие статьи

Становление и развитие консалтинговых услуг в Узбекистане

Определенным толчком в развитии и совершенствовании рынка консалтинговых услуг Узбекистана стала деятельность международных организаций (World Bank, IFC, EBRD, ADB, TACIS, USAID, JICA)...

Characteristics of the «Development» language and it’s translation

...for International Development (USAID), European Bank for Reconstruction and Development (EBRD), Asian Development Bank (ADB), etc

рынка консалтинговых услуг Узбекистана стала деятельность международных организаций (World Bank, IFC, EBRD, ADB, TACIS, USAID, JICA)...

Этапы развития биржевой деятельности в Узбекистане

- дальнейшее развитие рынка ценных бумаг, особенно вторичного, укрепление его информационно-технической базы.

Направления дальнейшего развития кредитования и предоставления банковских услуг в Республике Узбекистан.

Актуальность и развитие дистанционного обучения в Республике...

Проект «Tempus-TACIS» — «Дистанционное обучение в Узбекистане» («Ўзбекистонда масофада ўєитиш тизими», «Long Distance Teaching System in Uzbekistan») совместно с Европейским Сообществом. Партнеры проекта: Ташкентский государственный технический...

Особенности и проблемы бизнес-планирования малого бизнеса

2) Методика ЕБРР (Европейского банка реконструкции и развития); 3) Методика, разработанная в рамках программы ТАСИС (программа «технического содействия»).

Вопросы совершенствования инфраструктуры рынка ценных бумаг...

-функционально-техническую среду, которая обеспечивает конкуренцию и движение денежных средств и

Основные термины (генерируются автоматически): бумага, сум, профессиональная деятельность, Узбекистан, млрд, трлн, рынок, выпуск акций, инвестиционный консультант...

Программное обеспечение системы менеджмента качества

− «TRIM- Quality Management System» — решение для создания полномасштабной автоматизированной системы менеджмента с произвольным числом рабочих мест, определенным в техническом задании на проект внедрения.

Похожие статьи

Становление и развитие консалтинговых услуг в Узбекистане

Определенным толчком в развитии и совершенствовании рынка консалтинговых услуг Узбекистана стала деятельность международных организаций (World Bank, IFC, EBRD, ADB, TACIS, USAID, JICA)...

Characteristics of the «Development» language and it’s translation

...for International Development (USAID), European Bank for Reconstruction and Development (EBRD), Asian Development Bank (ADB), etc

рынка консалтинговых услуг Узбекистана стала деятельность международных организаций (World Bank, IFC, EBRD, ADB, TACIS, USAID, JICA)...

Этапы развития биржевой деятельности в Узбекистане

- дальнейшее развитие рынка ценных бумаг, особенно вторичного, укрепление его информационно-технической базы.

Направления дальнейшего развития кредитования и предоставления банковских услуг в Республике Узбекистан.

Актуальность и развитие дистанционного обучения в Республике...

Проект «Tempus-TACIS» — «Дистанционное обучение в Узбекистане» («Ўзбекистонда масофада ўєитиш тизими», «Long Distance Teaching System in Uzbekistan») совместно с Европейским Сообществом. Партнеры проекта: Ташкентский государственный технический...

Особенности и проблемы бизнес-планирования малого бизнеса

2) Методика ЕБРР (Европейского банка реконструкции и развития); 3) Методика, разработанная в рамках программы ТАСИС (программа «технического содействия»).

Вопросы совершенствования инфраструктуры рынка ценных бумаг...

-функционально-техническую среду, которая обеспечивает конкуренцию и движение денежных средств и

Основные термины (генерируются автоматически): бумага, сум, профессиональная деятельность, Узбекистан, млрд, трлн, рынок, выпуск акций, инвестиционный консультант...

Программное обеспечение системы менеджмента качества

− «TRIM- Quality Management System» — решение для создания полномасштабной автоматизированной системы менеджмента с произвольным числом рабочих мест, определенным в техническом задании на проект внедрения.

Задать вопрос