Библиографическое описание:

Кашпаров Д. В., Смирнова О. С. Экономические последствия санкций ЕС против России и российских контрсанкций // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.1. — С. 97-99.



В статье рассмотрены экономические последствия для российской экономики санкций Европейского Союза и контрсанкций России. Сделан вывод о том, что они не оказали значительного негативного влияния на российскую экономику.

Ключевые слова: внешняя торговля, Европейский союз, контрсанкции, санкции.

На протяжении всего периода существования Европейского Союза Россия являлась одним из важнейших его торговых партнеров. Однако в 2014 году объем торговли между сторонами снизился вследствие двух основных причин – рецессии российской экономики, а также вводу антироссийских санкций и российских ответных мер.

Хотя торговые связи между Россией и ЕС и являются масштабными, равными их назвать нельзя. Поскольку экспорт российских товаров и услуг в ЕС превышает импорт товаров и услуг из стран Евросоюза, можно сделать вывод, что ЕС является гораздо более важным торговым партнером для России, нежели Россия для ЕС. В 2014 году более половины российского экспорта (52%) приходилось на страны Евросоюза, что эквивалентно 13% ВВП России, в то время как на долю России – немногим более 6% от объема всего экспорта ЕС, что менее одного процента ВВП ЕС. Аналогичная асимметрия наблюдается и на уровне отдельных регионов [2, с. 162].

Рис. 1. Экспорт товаров из Германии, млн $ [6]

Анализ внешнеторгового оборота России с крупнейшими странами-членами ЕС показывает такую же ситуацию. Например, во внешней торговле Германии на экспорт товаров в Россию в 2015 году приходилось всего 1,9 % (рис. 1).

В то же время на долю Германии в российском экспорте в 2013 году приходилось 44 %, в 2015 году – 4,6 % (рис. 2).

Рис. 2. Экспорт товаров из России, млн $ [6]

20 февраля 2014 года Совет Европейского союза в связи с конфликтом на Украине принял решение о введении в отношении России санкций, которые включали в себя заморозку счетов и запрет на въезд в ЕС лицам, которые были обвинены в «нарушении прав человека, насилии и чрезмерном применении силы». Кроме того, был приостановлен экспорт ряда видов оборудования. Это положило начало самому большому кризису в отношениях России и западных стран со времен холодной войны.

В августе 2014 года в качестве ответных мер Россия ввела ряд ограничений на импорт сельскохозяйственной продукции из ЕС, в частности мяса, молочных продуктов, фруктов и овощей. Под действие продовольственного эмбарго с 6 августа 2014 года попали США, страны Евросоюза, Австралия, Канада и Норвегия. В августе 2015 года эмбарго было распространено на Албанию, Лихтенштейн, Исландию и Черногорию, а с 1 января 2016 года также на Украину.Эмбарго коснулось и промышленных товаров.

14 июля 2014 года было утверждено Постановление Правительства РФ № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Под запрет попали, главным образом, транспортные средства – автомобили легковые и грузовые, автобусы, троллейбусы, трактора, экскаваторы, прицепы, контейнеры и т. д.

11 августа 2014 года были ограничены государственные закупки товаров лёгкой промышленности у иностранных поставщиков. В перечень товаров попали ткани, верхняя одежда, спецодежда, нательное белье, а также одежда из кожи и меха. Данные меры касаются всех государств, за исключением членов Таможенного союза. Постановлением от 5 февраля 2015 года № 102 «Об установлении ограничения на допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при закупках для государственных и муниципальных нужд» также был утверждён соответствующий перечень.

Анализ последствий санкций и контрсанкций показывает, что по итогам 2015 года прирост производства в России сельхозпродукции составил 3% к 2014 году. Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака, выросло на 2%. На фоне общего падения российской экономики, ВВП которой в 2015 году снизился на 3,7% по сравнению с 2014 годом, это подтверждает эффективность российского продуктового эмбарго [1, c. 6].

В то же время, несмотря на российский запрет импорта европейской сельскохозяйственной продукции, совокупный экспорт продовольственных товаров ЕС в третьи страны в 2015 году составил более 129 млрд евро, что на 6% больше по сравнению с 2014 годом. Наибольший рост был зафиксирован в таких направлениях, как США (+18,5%), Китай (+39%), Саудовская Аравия (+34%) и Турция (+20%) [1].

Рис. 3. Экспорт товаров из Республики Беларусь в Россию, тыс. $ [6]

Следует отметить, что после введения Россией продовольственного эмбарго некоторые восточноевропейские страны (Литва, Латвия и Польша) стали проявлять интерес к возможности экспорта запрещенных товаров в Республику Беларусь [5, с. 28]. Поэтому нередки случаи, когда переработка в Республике Беларусь сельхозпродукции из Евросоюза является фиктивной. Ряд специалистов указывает, что достаточно часто европейская сельскохозяйственная продукция отправлялась в Россию как белорусская по подложным документам. Российским эмбарго решили воспользоваться и белорусские предприниматели, которые надеялись использовать открытую границу между Республикой Беларусь и Россией для контрабанды товаров. Согласно данным федеральной таможенной службы России, Республика Беларусь стала бесспорным лидером по поставкам запрещенных западных продуктов питания в Россию [4, c. 32]. В целом же экспорт товаров из Республики Беларусь в Россию после начала реализации санкционной политики сократился (рис. 3), хоть потенциал для сотрудничества является большим [3].

Можно сделать вывод о том, что заметного ухудшения экономической ситуации в России вследствие ввода санкций ЕС и российских контрсанкций не произошло. Экономика ЕС в целом значительного ущерба не понесла, однако для целого ряда стран последствия санкций оказались достаточно серьезными. Негативный эффект для стран Евросоюза проявился преимущественно в снижении экспорта агропродовольственных товаров в Россию.

Литература:

  1. Барковский А. Н., Алабян С. С., Морозенкова О. В. Последствия западных санкций и ответных санкций РФ // Российский внешнеэкономический вестник. – 2015. – №9. – С. 3-7.
  2. Дупленко Н. Г. Асимметрия развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2013. – №9. – С.160-163.
  3. Дупленко Н. Г., Шарошина Н. В., Носачевская Е. А., Вежейски Т., Шчубелек Г., Кедзёр-Ласковска М., Семёнек М., Куява А. Трансграничное сотрудничество в процессах европейской интеграции. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. – 247 с.
  4. Огнева Н. Ф., Дупленко Н. Г. Основные аспекты формирования трансграничного сотрудничества между регионами на примере Союзного государства Беларуси и России // Молодой ученый. – 2014. – № 19-1. – С.30-33.
  5. Огнева Н. Ф., Никифорова И. В Интеграционный потенциал в рамках Союзного государства // Молодой ученый. – 2014. – № 6.3. – С. 27–29.
  6. Сайт Евразийской экономической комиссии. 2001-2016. URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения 05.08.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов