Библиографическое описание:

Жданова Д. А. Проблемы и перспективы развития обувной отрасли Республики Беларусь // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.1. — С. 85-87.



В статье рассмотрены тенденции развития обувной отрасли Республики Беларусь, выявлены актуальные проблемы. Приведены данные о наиболее крупных белорусских производителях обуви. Сделаны выводы о перспективах развития обувной отрасли в Республике Беларусь.

Ключевые слова: обувная отрасль, отраслевая экономика, тенденции развития.

К настоящему времени легкая промышленность в Республике Беларусь занимает, по оценкам специалистов, около 28-30 процентов в общем объеме производства непродовольственных товаров. Крупнейшие предприятия обувной отрасли входят в состав концерна «Беллегпром» и производят около 80 процентов всего объема продукции отрасли. В целом в Республике Беларусь функционирует около18500 предприятий легкой промышленности, которые выпускают более 5 тысяч наименований товаров: одежду, обувь, текстиль, аксессуары. Одним из главных сегментов белорусской легкой промышленности является обувная отрасль. По производству обуви на душу населения Республика Беларусь значительно опережает остальные страны СНГ (рис. 1).

Рис. 1. Производство обуви (пар) на душу населения, 2014 [1]

Сегодня обувная отрасль Республики Беларусь столкнулась с целым рядом проблем, важнейшей из которых является обеспечение конкурентоспособности в условиях растущего импорта. В связи с этим к числу актуальнейших задач для предприятий относятся обеспечение качества сырья и снижение уровня импортоемкости по данному показателю. Можно отметить определенные положительные сдвиги, однако и в настоящее время сохраняется тенденция спада объемов продаж обуви белорусского производства, и объясняется это тем, что становится все сложнее конкурировать с китайской продукцией, которая, с одной стороны, имеет более низкие цены, с другой стороны, более широкий ассортимент.

Можно сделать вывод о том, что обувная промышленность Республики Беларусь в настоящее время переживает спад. Так, в 2014 г. объем производства обуви упал на 10,4% по сравнению с 2013 годом, причем данная тенденция сохраняется с 2011 года. Это связано не только со все возрастающими темпами роста экспорта качественного кожевенного сырья и значительным ростом импорта обуви, но и снижением емкости потребительского рынка обуви и доли расходов, выделяемых на обувь, в общем объеме потребительских расходов домашних хозяйств.

Рис. 2. Динамика производства обуви в Республике Беларусь [1]

Внутренний рынок в основном обеспечивается за счет специальной обуви – для военных, строителей, при производстве которой не всегда необходимы кожевенные материалы высокого качества. Основной проблемой в развитии отрасли является отсутствие внутреннего производства комплектующих для обуви. В то же время сельское хозяйство хорошо развито, поэтому недостатка в кожевенном сырье не наблюдается. Переработка, выделка кожи и производство комплектующих для обуви может являться важным фактором развития индустрии в целом.

Отрасль ориентирована не только на внутренний рынок, но и на внешние рынки, особенно вследствие снижения покупательской способности на внутреннем рынке. Около 60% от произведенной обуви экспортируется. Основной экспортный рынок – Россия (79,5% в 2014 году), доля которой в течение уже нескольких лет постепенно снижается. Российские покупатели традиционно отдают предпочтение белорусским товарам легкой промышленности как более качественным по сравнению с товарами местного или китайского производства. Тем не менее, намечаются тенденции постепенной диверсификации экспорта и наращивания поставок вАзербайджан, Казахстан, Украину, Кыргызстан.

Следует отметить, что импортная продукция занимает значительную долю в потреблении обувной продукции, причем ее доля с 2011 г. постоянно растет (в 2014 году она составила 46,9%, в 2013 году – 39,3%). Причем объемы импорта в стоимостном выражении возрастают – так, в 2014 г. на 2,1% по сравнению с 2013 г. Структура импорта по сравнению с 2013 годом практически не изменилась – в 2014 г. 55% обуви импортировано из России (в 2011 г. – 41 %), которая постепенно отвоевывает позиции у китайских поставщиков. Однако это частично связано с тем, что 75-80% «российской» обуви чаще всего импортируется из Китая, а затем ввозится в Беларусь.

Крупнейшие игроки отрасли: СП ООО «Марко», ОАО «Луч», СООО «Белвест», ИП «ЛеГранд», ОАО «Красный Октябрь», ЗАО «Белкельме», ЗАО «Отико». Все из них, за исключением ИП «ЛеГранд», входят в государственный концерн «Беллегпром» (всего в концерн входит 18 предприятий).

Наиболее известными обувными белорусскими брендами являются следующие:

1. «Марко» (Витебск) – 4 млн пар обуви в год, 37% белорусского рынка обуви;

2. «Белвест» (Витебск) – 2,5 млн пар обуви в год;

3. «Сивельга» (Минск) – 600 тыс. пар в год;

4. «Неман» (Гродно) – 260 тыс. пар в год [2, с. 27].

Следует отметить, что за последний год спрос на белорусскую обувь существенно упал. Основной причиной такой закономерности является рост «серого» импорта. Анализ рисков обувной отрасли Республики Беларусь показывает, что критическими рисками для белорусских производителей обуви в настоящее время являются снижение платежеспособности потребителей и недостаток собственных оборотных средств. Высокую степень опасности представляют также социальные риски, вероятность роста цен на сырьё и снижение цен конкурентами. Средний уровень опасности показывает неустойчивый спрос и вероятность увеличения объёма производства у конкурентов, в первую очередь производителей обуви из Китая.

Белорусский рынок заполнен дешевой китайской продукцией низкого качества. Ее импорт облегчают белорусские ритейлеры, например, «Мегатоп», которые сбывает через свои сетевые магазины преимущественно обувь китайского производства. В случае «Мегатопа» это более 80 процентов от общего объема реализуемой обуви. В результате качественная белорусская обувь становится неконкурентоспособной. Несмотря на сложившуюся ситуацию, белорусские производители считают, что им необходимо и дальше заботиться о качестве продукции и тем самым удерживать клиентов, покупательская способность которых в ситуации экономического кризиса закономерно снижается.

Проанализировав сложившуюся ситуацию можно сделать вывод о том, что белорусский рынок обуви нуждается в новых подходах к управлению производственной и маркетинговой деятельностью.

Во-первых, необходимо продолжать прикладывать усилия по развитию местных брендов, сохраняя высокое качество для премиум-сегмента.

Во-вторых, необходимо расширять модельный ряд и предлагать потребителям продукцию более низкой ценовой категории, для чего необходима кооперация с китайскими производителями обуви.

Один из приоритетов развития легкой промышленности – проведение технологической модернизации предприятий, что является залогом стабильной работы отрасли. Перед всеми белорусскими предприятиями – производителями обуви сегодня стоит задача по повышению конкурентоспособности продукции. Это связано с тем, что в условиях функционирования Единого экономического пространства и вступления России в ВТО конкуренция на основных рынках сбыта белорусской обуви обостряется. Поэтому стоит задача обеспечить такое соотношение цены и качества, которое позволит сохранить интерес к продукции со стороны как отечественных покупателей, так и зарубежных, а также учитывать основные риски, связанные с интеграционными процессами.

Литература:

  1. Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. 2008-2016. URL: http://www.belstat.gov.by/ (дата обращения: 13.09.2016)
  2. Горячева С. М., Золотникова А. А. Совершенствование сбытовой деятельности ООО «Марко» на основе логистического подхода // Право. Экономика. Психология. – 2015. – №3 (3). – С. 27-33.
  3. Обувная промышленность–2015. – Минск: ЮНИТЕР, 2016. URL: http://www.uniter.by/upload/footwear%20industry.pdf(дата обращения: 13.09.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов