Состояние туристической отрасли в Калининградской области | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дусмухаметова, К. В. Состояние туристической отрасли в Калининградской области / К. В. Дусмухаметова, А. Д. Малова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5.1 (7.1). — С. 81-85. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1592/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье рассмотрены перспективы и проблемы развития туристической отрасли, представлены результаты анализа изменения ключевых показателей, а также дана характеристика текущей ситуации в отрасли.

Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Калининградская область – это самый западный и самый маленький по площади субъект Российской Федерации. Одним из приоритетных направлений развития региона является туризм. Эта сфера, согласно Стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 2 августа 2012 г. № 583, является одним из базовых приоритетов новой модели экономики региона. Именно об этом пойдет речь в данной статье.

Прежде всего, следует отметить, что Калининградская область действительно имеет огромный потенциал для развития туристического кластера. В 2015 году в Калининград прибыло рекордное количество туристов – более 1 млн чел. [1]. Наш регион по-настоящему уникален. В области множество памятников культурного наследия, доставшихся по наследству от Восточной Пруссии, разнообразных природно-ландшафтных комплексов, бальнеологических курортов у побережья Балтийского моря. К настоящему времени потенциал региона в туристической сфере не раскрыт полностью. Однако правительство Калининградской области делает все возможное для развития туризма. Сегодня здесь представлено семь туристическо-рекреационных кластеров: Кранц/Зеленоградск, Раушен/Светлогорск, Нойкурен/Пионерский, Палмникен/Янтарный, Пиллау/Балтийск, Кёнигсберг/Калининград и Европейский Байкал/оз. Виштынец [2].

Правительство Калининградской области активно поддерживает сферу туризма. Согласно постановлению от 24.12.13 № 993 принята государственная программа «Туризм». Стратегической целью программы является увлечение конкурентоспособности туристической отрасли региона. Из средств областного бюджета в совокупности выделено 688675,52 тыс. рублей на реализацию данной программы. За первый год ее реализации (2014) было выделено 219968,71 тыс. руб. В 2015 году – 87491,26 тыс. руб., на 2016 год – 86328,40 тыс. руб. В последующие годы (2017-2020) планируется выделить около 29488,715 тыс. руб. [3].

Рис.1. Денежные средства, направленные на финансирование программы «Туризм»

Для изучения состояния туристической отрасли Калининградской области были собраны и проанализированы основные показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Показатели численности туристов, размещенных в КСР

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Численность туристов, размещенных в коллективных средствах размещения

168727

209519

303481

288974

394012

389416

Коллективные средства размещения общего назначения

121422

149210

238696

224706

330321

322524

Коллективные средства размещения специального назначения

43705

60309

64785

64268

63691

66892

Туристы, размещенные в коллективных средствах размещения по целям поездок:

 Личные поездки

94762

146655

211864

199596

262958

284951

 отпуск, досуг и отдых

37252

78327

116578

102181

125680

151755

 образование и профессиональная подготовка

7116

1300

9949

15235

13342

16862

 Лечебные и оздоровительные процедуры

29981

42564

46527

47970

46366

50235

 религиозные/паломнические

35

-

-

-

-

26

 прочие

20378

24464

38810

34210

77570

66073

 Деловые и профессиональные

73965

62864

91617

89378

131054

104465

По данным таблицы 1 были рассчитаны показатели динамики (таблица 2) и структуры туристов.

Таблица 2

Показатели динамики численности туристов в КСР

Год

Численность туристов в коллективных средствах размещения

Абсолютный прирост

Темп прироста

2010 г.

168727

0

0%

2011 г.

209519

40792

24%

2012 г.

303481

134754

80%

2013 г.

288974

120247

71%

2014 г.

394012

225285

134%

2015 г.

389416

220689

131%

среднее значение

292354,83

123628

75%

Согласно данным таблицы 2, туристический поток в Калининградскую область ежегодно увеличивается в среднем на 75%. С 2010-2015 численность туристов, принятых коллективными средствами размещения (КСР), увеличилось с 168727 чел. до 389416 чел. Удельный вес личных поездок туристов в структуре коллективных средств размещения преобладает над деловыми и профессиональными. Чаще всего приезжающих туристов интересует возможности региона в сфере оказания лечебных и оздоровительных услуг, а также отдыха и туризма. Доля туристов, приезжающих с целью отпуска, досуга и отдыха, составила в базисном году (2010) 39% от общего числа личных поездок, а доля поездок с целью получения лечебных и оздоровительных процедур – 32%. В 2015 г. в КСР общего назначения прибыло 322524 туриста (83% от общего числа туристов, размещенных в КСР), а в КСР специального назначения – 66892 туриста (17%).

Далее рассмотрим деятельность калининградских туристических фирм (таблица 3).

Таблица 3

Численность туристов, принятых турфирмами

Год

Туристы, человек

Темп роста

Темп прироста

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

2010

8919

100%

-

0%

-

2011

10814

121%

121%

21%

21%

2012

12423

139%

115%

39%

15%

2013

12447

140%

100%

40%

0%

2014

11831

133%

95%

33%

-5%

В среднем за год

126%

107%

26%

7%

Из данных таблицы 3 можно сделать следующий вывод. Прослеживается тенденция увеличения численности принятых туристов туристическими фирмами. В период с 2010 по 2014 год численность принятых туристов увеличилась с 8919 чел. до 11831, а максимальное значение по данному показателю было достигнуто в 2013 и составило 12447 чел. Средний темп прироста количества принятых туристов, который характеризует среднюю интенсивность роста, составил 7%. Страновая структура принимаемых туристов разнообразна, что наглядно изображено на рисунке 2. На протяжении исследуемого периода Калининградскую область посещали преимущественно туристы из Германии. В среднем это количество составило 8043 человека в год. В 2010 в основном Калининградскую область посещали туристы из Германии и из стран Прибалтики. Немецкие туристы составили 88% (7884 чел.) к общему числу туристов прибывших в Калининградскую область, а в 2014 году количество туристов сократилось до 51% (6031 чел.). Также, увеличился поток туристов из таких стран, как Испания и др.

Рис. 2. Структура туристов, посетивших Калининградскую область за 2010-2014 годы

На рисунке 3 представлены в динамике доходы туристических фирм от реализации туристических пакетов. Как видим, доходы калининградских туристических фирм в период с 2010г. по 2014г. постоянно увеличивались (с 524,9 млн. руб. до 821 млн. руб.).

Рис. 3. Динамика изменения доходов турфирм от реализации путевок, млн. руб.

На рисунке 4 представлены в динамике общее количество реализованных турпакетов с 2010 г. по 2014 г. Как видим, количество реализованных турпакетов увеличилось с 48998 ед. до 51055. Максимальное значение показателя было достигнуто в 2013 г. и составило 57145 ед., а в 2014 значение снизилось до 51055 турпакетов. Число реализованных турпакетов непосредственно населению достигло максимума в 2011 г. (44561). В последующие годы их количество постоянно снижалось, но все равно оставалось больше, чем в базисном 2010 году. В 2014 г. было реализовано 35646 турпакетов населению Калининградской области. С 2012 г. наблюдается следующая ситуация: число реализованных турпакетов уменьшается, а доходы турфирм увеличиваются.

Рис.4. Динамика изменения числа реализованных туристических пакетов

Можно сделать вывод, что турпакеты с 2012 г. стали дорожать. Тем не менее, один из факторов, который делает нашу область привлекательной для туризма, это низкая ценовая политика мест проживания туристов. Средняя цена по стране в конце 2015 составила 4700 руб. в сутки. По данным таблицы 5 видим, что средняя стоимость суток проживания в одноместном номере туристическо-рекреационных кластеров, составила 2580руб. Этот показатель в 1,8 раза меньше, чем показатель по России в целом.

Таблица 4

Средняя стоимость суток проживания в туристическо-рекреационных кластерах

Кластер

Среднее значение, руб.

Кластер

Среднее значение, руб.

Светлогорск

2550

Калининград

2241

Зеленоградск

2386

Виштынец

2000

Пионерский

3417

Янтарный

2887

Средняя цена

2580

В целом по результатам исследований были сделаны следующие выводы. Рост в туристической сфере наблюдается по всем показателям. Так объем платных услуг, предоставляемых предприятиями туристической сферы, составил 3,49 млн. руб. в 2015 г [4]. С 2013г. по 2014 г увеличилось количество людей, занятых в туристической сфере на 2,2% (около 100 чел). На 2014 г. число занятых в сфере туризма составило 4700 чел. Также в этот же период увеличились налоговые поступления туристических фирм и гостиниц на 9 %. Наблюдается рост такого показателя как номерной фонд. С 2005 по 2015 гг. прирост составил 144%, а именно 4425 номера. Калининградская область вошла в топ-10 самых популярных городов для туризма [6]. Спрос на авиабилеты в Калининград возрос на 86% по сравнению с предыдущим аналогичным периодом. Мы видим, что туризм в Калининградской области активно развивается, но куда стремиться есть.

В ходе проведения исследовательской работы мы столкнулись с рядом проблем. Данные, представленные на сайте территориального органа Федеральной службы статистики, разнятся между собой. Туризм не выделен как чистая отрасль или вид деятельности. В соответствии с ОКДП выделяется отдельно отрасль Н «гостиницы и рестораны», а деятельность турфирм, бюро путешествий и т. п. относят к отрасли I «Транспорт, складское хозяйство и связь». Для развития туристической сферы, как в Калининградской области, так и в целом по стране нужно привести в порядок информационно-аналитическую базу.

Литература:

  1. В 2015 году Калининградскую область посетило рекордное количество туристов // Официальный портал правительства Калининградской области. URL: https://gov39.ru/news/101/97524/ (дата обращения: 1.09.2016).
  2. Туристические рекреационные кластеры Калининградской области // Корпорация развития туризма Калининградской области. URL: http://krt.gov39.ru/trk/ (дата обращения: 3.09.2016).
  3. Государственная программа туризм// Министерство по туризму Калининградской области. URL: https://tourism.gov39.ru/activities/programma.php (дата обращения: 13.10.2016).
  4. Объем оказанных туристических услуг в Калининградской области за год вырос на 1,2 миллиарда рублей // Янтарный край. URL: http://kaliningradfirst.ru/206350 (дата обращения: 1.10.2016).
  5. Туризм \ Туристские фирмы // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. URL: http://kaliningrad.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kaliningrad/ru/statistics/sphere/ (дата обращения: 15.10.2016).
  6. Калининград потеснил Стамбул в топ-10 популярных туристических направлениях // Калининградское независимое информационное агентство. URL: http://knia.ru/news/19113 (дата обращения: 21.10.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, коллективное средство размещения, турист, туристическая сфера, численность туристов, Калининград, таблица, показатель, темп прироста, общее назначение.

Ключевые слова

туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры

Похожие статьи

Анализ тенденций развития туристической отрасли...

Калининградская область, коллективное средство размещения, туристическая отрасль, экономическая деятельность, турист, численность граждан, динамик показателей развития туризма, туристический поток...

Влияние обязательной классификации гостиниц и иных средств...

Состояние туристической отрасли в Калининградской области. Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Современное состояние и проблемы развития рынка туристских...

Состояние туристической отрасли в Калининградской области. Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Перспективы и направления развития туристско-рекреационной...

Состояние туристической отрасли в Калининградской области. Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

SWOT-анализ сектора туризма и рекреации Калининградской...

Состояние туристической отрасли в Калининградской области. Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале...

Состояние туристической отрасли в Калининградской области. Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Исследование рынка общественного питания Калининградской...

Темп прироста.

Ключевые слова: туризм в Калининградской области, целевые показатели развития туризма, экономика туризма.

сферы туризма, включающих туристские, гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-оздоровительных, предприятий общественного...

Становление профессионального туристского образования...

Состояние туристической отрасли в Калининградской области. Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Анализ факторов устойчивого развития региона в сфере туризма...

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма, турист, сфера туризма, отрасль, товар.

Ключевые слова: туризм в Калининградской области, целевые показатели развития туризма, экономика туризма.

Похожие статьи

Анализ тенденций развития туристической отрасли...

Калининградская область, коллективное средство размещения, туристическая отрасль, экономическая деятельность, турист, численность граждан, динамик показателей развития туризма, туристический поток...

Влияние обязательной классификации гостиниц и иных средств...

Состояние туристической отрасли в Калининградской области. Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Современное состояние и проблемы развития рынка туристских...

Состояние туристической отрасли в Калининградской области. Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Перспективы и направления развития туристско-рекреационной...

Состояние туристической отрасли в Калининградской области. Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

SWOT-анализ сектора туризма и рекреации Калининградской...

Состояние туристической отрасли в Калининградской области. Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале...

Состояние туристической отрасли в Калининградской области. Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Исследование рынка общественного питания Калининградской...

Темп прироста.

Ключевые слова: туризм в Калининградской области, целевые показатели развития туризма, экономика туризма.

сферы туризма, включающих туристские, гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-оздоровительных, предприятий общественного...

Становление профессионального туристского образования...

Состояние туристической отрасли в Калининградской области. Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Анализ факторов устойчивого развития региона в сфере туризма...

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма, турист, сфера туризма, отрасль, товар.

Ключевые слова: туризм в Калининградской области, целевые показатели развития туризма, экономика туризма.

Задать вопрос