Анализ тенденций развития туристической отрасли в Калининградской области | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бородавкина, Н. Ю. Анализ тенденций развития туристической отрасли в Калининградской области / Н. Ю. Бородавкина, В. В. Липатрова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5.1 (7.1). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1590/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье представлены и проанализированы основные показатели развития туризма в Калининградской области. Дана краткая характеристика туристической отрасли в регионе.

Ключевые слова: туризм в Калининградской области, целевые показатели развития туризма, экономика туризма.

Сегодня сформированный туристический потенциал нашего региона определяет направление дальнейшей деятельности и развития региона. Для Калининградской области, в силу ее эксклавного положения, туризм является отличительной особенностью, влияющей как на экономическое, так и на социальное и демографическое развитие.

Правительством страны Калининградская область обозначен, как один из наиболее перспективных субъектов Российской Федерации с точки зрения внутреннего и въездного туризма. При этом отмечается, что благоприятные природно-климатические условия (морское побережье, мягкий климат, бальнеологические ресурсы: лечебные грязи, минеральные воды и пр.), уникальные природные объекты (национальный парк «Куршская коса», который является объектом культурного наследия ЮНЕСКО; природное месторождение янтаря), наличие курортов федерального значения и историко-культурных памятников способны обеспечить конкурентоспособность территории.

Ежегодно наблюдается динамика показателей развития туризма. Согласно данным, приведенным в таблице 1, увеличение туристского потока на территорию Калининградской области составляет в среднем 15-25% в год. Динамика предшествующих периодов (2010-2012 годы) была также положительная, но составляла 7–10% в год [2].

Таблица 1

Динамика показателей развития туризма в Калининградской области

Наименование

показателя

Единица измерения

Значения показателей

2013 год

2014 год

2015 год

Объем платных туристских услуг, оказываемых предприятиями сферы туризма, включающих туристские, гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-оздоровительных, предприятий общественного питания

млрд руб.

2,2

2,3

3,49

Число гостиничных предприятий

шт.

85

89

175

Численность граждан, зарегистрированных в коллективных средствах размещения

тыс. чел.

337

350

389

Количество туристов

тыс. чел.

550

600

1000

Количество граждан, занятых в сфере туризма и отдыха

тыс. чел.

4,6

4,7

5,0

Номерной фонд коллективных средств размещения

тыс. номер.

7,7

7,8

8,5

В 2015 году количество туристов (посетителей области с туристической целью) превысило 1 млн. человек, а в первое полугодие 2016 года, по предварительным эта цифра увеличилась в 2 раза. Планируется увеличение турпотока до 6 млн. человек в год к 2020 году. Стоить отметить, что существует определенная структура туристического потока.

Как мы видим на рисунке, подавляющее большинство туристов (87%) приезжают в Калининградскую область из других регионов России (жители Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленской и Мурманской областей, а также регионов Сибири и Урала). Как правило, их цель – лечебно-оздоровительный (48%) и культурно-познавательный туризм (28%).

Рис. 1. Доля иностранных и российских туристов в туристическом потоке Калининградской области

Доля иностранных туристов составляет всего 13% (жители Германии, Польши, стран Балтии, Скандинавских стран, Белоруссии). Они выбирают культурно-познавательный (46%) и деловой туризм (35%) [4].

Согласно данным, на территории Калининградской области на конец 2014 года на действовало 111 туристическая фирма, из них: 7 занимались туроператорской деятельностью, 35 туроператорской и турагентской деятельностью, 64 туроператора и 5 фирм, которые занимаются только экскурсионной деятельностью, а число обслуженных турфирмами туристов составило 80 955, что составляет всего 15 % от общего количества туристов, посетивших Калининградскую область в 2014 году [3].

Следует отметить, что прямое воздействие туристической отрасли на экономику региона выражается его вкладом доходную часть бюджета и влияет на формирование валового регионального продукта. Туристическая отрасль оказывает косвенное воздействие, потому что более широка по своей социально-экономической природе, а ее совокупное воздействие намного преобладает над прямым экономическим и социальным эффектом.

Туристическая отрасль имеет ярко выраженный мультипликативный эффект, который затрагивает практически все сферы экономической деятельности. Достаточно вспомнить, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) включает в себя 11 разделов кодов, фиксирующих все виды экономической деятельности в туризме, куда входит множество видов: от перевозки до организации культурно-массовых мероприятий [1].

Существование туризма в рамках рыночной экономики определяет необходимость исследования организационно-правовых, экономических и социальных аспектов туризма, особенностей и перспектив развития туризма на государственном и региональном уровне и на уровне туристской фирмы, а также рассмотрения возможностей и специфики отдельных видов и направлений туризма.

Сейчас Калининградскую область следует рассматривать, как один из самых привлекательных для туристов регионов. В будущем, в рамках множества программ развития планируется выделить негативные тенденции, сдерживающие эффективное формирование сфер туризма региона и на основе программных действий добиться множества целей, которые измеряются в показателях:

- численность граждан, размещенных в коллективных средствах размещения;

- число принятых туристов;

- число мест в коллективных средствах размещения;

- доходы организаций, предоставляющих услуги гостиниц и иных коллективных средств размещения.

Отметим, что согласно Государственной программе Калининградской области «Туризм», к 2020 году ожидается достижение показателей, отличных от тех, которые сформулированы в Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года, в частности: рост численности граждан РФ, зарегистрированных в коллективных средствах размещения, должен достигнуть 1100 тысяч человек; количество иностранных граждан, зарегистрированных в коллективных средствах размещения, должно составить 400 тысяч человек; номерной фонд коллективных средств размещения должен включать 9 тысяч номеров. Можно предположить, что плановые показатели программы к 2020 году будут достигнуты или даже в разы превосходить их.

Однако, стоит отметить, что на развитие отрасли влияет не только реализация государственных программ развития отрасли, но и, конечно же, повлияло то, что Калининград является городом, который примет матчи в рамках Чемпионата мира по футболу ФИФА в 2018 году, а также появление в регионе многих событийных массовых мероприятий.

Изучение рынка туристских услуг в Калининградской области регионе, которое должно проводиться в рамках системного подхода, может стать методологической основой разработки и совершенствования региональной концепции развития туризма. Результаты комплексного системного исследования туристской деятельности могут быть использованы для государственного регулирования туристской сферы, обоснования ресурсного обеспечения и инвестиционной политики (в том числе источников и способов ее финансирования), а также разработки методов эффективного системного управления туристической отраслью региона.

Литература:

  1. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 12.05.2016)//Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/ (дата обращения 27.10.2016).
  2. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Калининградской области «Туризм» за 2015 год // Официальный сайт Министерства по туризму Калининградской области. URL:http://tourism.gov39.ru/activities/programma.php/(дата обращения 25.10.2016).
  3. Калининградская область в цифрах. 2016 / Краткий статистический сборник. — Калининград: Калининградстат, 2016. — 124 с.
  4. Песоцкая С. Наше янтарное чудо в центре Европы // Российская газета. 30 ноября 2015 г. № 6841. URL: https://rg.ru/2015/11/30/cukanov.html (дата обращения 25.10.2016 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, коллективное средство размещения, туристическая отрасль, экономическая деятельность, динамик показателей развития туризма, номерной фонд, турист, туристический поток, численность граждан.

Ключевые слова

туризм в Калининградской области, целевые показатели развития туризма, экономика туризма

Похожие статьи

Состояние туристической отрасли в Калининградской области

Калининградская область, коллективное средство размещения, туристическая сфера, численность туристов, турист, Калининград, таблица, темп прироста, показатель, общее назначение.

Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале...

Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры. Современное состояние и проблемы развития рынка туристских...

Влияние обязательной классификации гостиниц и иных средств...

Состояние туристической отрасли в Калининградской области. Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Современное состояние и проблемы развития рынка туристских...

Состояние туристической отрасли в Калининградской области. Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Перспективы и направления развития туристско-рекреационной...

Калининградская область, Российская Федерация, средство размещения, туристская деятельность, FIFA, гостиница, РФ, услуга, временное проживание, временное размещение. SWOT-анализ сектора туризма и рекреации Калининградской...

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

Российская Федерация, туристская деятельность, Федеральное агентство, государственное регулирование, туризм, сфера туризма, Россия, туристическая деятельность

Ключевые слова:въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры, туристический поток.

Проблемы развития туристической отрасли | Статья в журнале...

туристическая отрасль, экономика страны, массовая информация, развитие, туристическая индустрия, туристическая инфраструктура, Россия, российский туристический

Ключевые слова:въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры, туристический поток.

рынок туристских услуг, выездной туризм, туристические...

Анализ тенденций развития туристической отрасли... Объем платных туристских услуг, оказываемых предприятиями сферы туризма, включающих туристские, гостиниц и аналогичных средств размещения

Номерной фонд коллективных средств размещения. тыс. номер.

Конкурентные преимущества туристской отрасли...

– малое количество гостиничных средств размещения туристского класса.

Туристическая отрасль в регионе постепенно развивается, вместе с тем туризм пока не занимает значительное место.

Похожие статьи

Состояние туристической отрасли в Калининградской области

Калининградская область, коллективное средство размещения, туристическая сфера, численность туристов, турист, Калининград, таблица, темп прироста, показатель, общее назначение.

Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале...

Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры. Современное состояние и проблемы развития рынка туристских...

Влияние обязательной классификации гостиниц и иных средств...

Состояние туристической отрасли в Калининградской области. Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Современное состояние и проблемы развития рынка туристских...

Состояние туристической отрасли в Калининградской области. Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Перспективы и направления развития туристско-рекреационной...

Калининградская область, Российская Федерация, средство размещения, туристская деятельность, FIFA, гостиница, РФ, услуга, временное проживание, временное размещение. SWOT-анализ сектора туризма и рекреации Калининградской...

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

Российская Федерация, туристская деятельность, Федеральное агентство, государственное регулирование, туризм, сфера туризма, Россия, туристическая деятельность

Ключевые слова:въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры, туристический поток.

Проблемы развития туристической отрасли | Статья в журнале...

туристическая отрасль, экономика страны, массовая информация, развитие, туристическая индустрия, туристическая инфраструктура, Россия, российский туристический

Ключевые слова:въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры, туристический поток.

рынок туристских услуг, выездной туризм, туристические...

Анализ тенденций развития туристической отрасли... Объем платных туристских услуг, оказываемых предприятиями сферы туризма, включающих туристские, гостиниц и аналогичных средств размещения

Номерной фонд коллективных средств размещения. тыс. номер.

Конкурентные преимущества туристской отрасли...

– малое количество гостиничных средств размещения туристского класса.

Туристическая отрасль в регионе постепенно развивается, вместе с тем туризм пока не занимает значительное место.

Задать вопрос