Библиографическое описание:

Мальцева Т. С. Государственный кредит, его особенности по сравнению с традиционными видами банковского кредита // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.1. — С. 127-130.



В статье рассмотрены понятие государственного кредита, его формы и сравнение с банковским кредитом. Предоставлены данные в динамике по внутреннему и внешнему долгу Российской Федерации.

Ключевые слова: государственный кредит, внешний долг, государственный внутренний долг.

Кредит обслуживает довольно большое множество видов внешнеэкономических связей - внешнюю торговлю, обмен услугами, зарубежную инвестиционную деятельность, производственные и научно-технические связи и так далее. В ходе внешнеэкономической деятельности предприятия и организации, обычно, одновременно выступают и в виде должников, и в виде кредиторов, привлекая и предоставляя нужные кредиты. Всем известно, что существует огромное количество различных форм кредитования, но наиболее популярными формами кредитования считаются коммерческие и банковские. Вместе с коммерческими и банковскими формами кредитования преобладает и государственный. И несмотря на присутствие довольного широкого списка форм кредитования, всё же государственный кредит является далеко немаловажной формой кредитования.

Государственный кредит – это совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон (кредитором или заёмщиком) является государство, а другой - физические и юридические лица [1]. Как экономическая (финансовая) категория, государственный кредит осуществляет три функции:

1. Распределительная функция, с помощью которой идёт процесс формирования и развития централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности;

2. Регулирующая функция, суть которой состоит в том, что государство влияет на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заёмщиков;

3. Контрольная функция, при помощи которой контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов [2].

В России оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства традиционно исполняет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным банком РФ.

Государственный кредит имеет две формы. Во-первых, это сберегательное дело. Во-вторых, это государственные займы. Различия государственного кредита от традиционных форм кредитования можно показать за счёт сравнения государственного кредита от банковского, т.к. банковский кредит является как таковой базовой формой кредитования.

Банковский кредит - это кредит, представляемый банками в денежной форме. Банковский кредит имеет строго целевой и срочный характер. Отличие государственного кредита от банковского кредита представлено в таблице 1.

Таблица 1

Различия государственного кредита от банковского

Признак

Государственный кредит

Банковский кредит

1. Потребность в кредите

Предоставляется с целью покрытия бюджетного дефицита

Обусловлен неравномерностью поступления денежных средств в процессе производства и обмена

2. Экономические интересы субъектов

Различаются

Совпадают

3. Назначение кредита

Использование исходя из текущих потребностей экономики, а также для финансирования расходов, которые носят чрезвычайный характер

С целью обеспечения бесперебойного денежного оборота

4. Субъектность

Государственный

Банковский

5. Срок возврата

Строгая регламентация отсутствует, экономические санкции к заёмщику-государству отсутствуют

Строгая регламентация срока возврата ссуды, нарушение срока влечёт санкции

6. Влияние на состояние денежной массы

Сокращает объем денежной массы

Может как увеличивать, так и сокращать денежную массу

Основные черты различия по отношению к другим формам кредитования сводятся к разнообразию субъектов кредитования. Однако можно смело заявить, что для экономики страны государственный кредит всё же наиболее важен. Понятие государственного кредита неразрывно связано с государственным долгом, в связи с этим динамика внешнего долга РФ в период с 1997 по 2016 года представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика государственного внешнего долга РФ, млрд долл. США [3]

1997

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

123,5

158,7

143,7

133,5

125,7

121,7

114,1

76,5

52,0

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

44,9

40,6

37,6

36,0

34,7

54,4

61,7

41,6

30,6

Как видим, динамика внешнего долга положительна. С 1997 года внешний долг уменьшился на 92,9 млрд долл. США. Наибольшее место в структуре внешнего долга занимают еврооблигационные займы (рис. 1). Связанно это с тем, что облигации сами по себе низкорисковый актив, и их привлечение даёт постоянный доход и дополнительные средства при минимальном риске.

Рис. 1. Структура внешнего долга России на 2015 г. [3]

Что касается внутреннего долга, то его объём, начиная с 1993 года, находится в постоянном росте, увеличившись в 2435 раз, с 3 миллиардов до 7 триллионов (табл. 3).

Из рис. 2 можно увидеть, что довольно высокую долю в структуре внутреннего долга имеют облигации Федерального займа с постоянным доходом - их доля составила 47,9% или 2,7 триллиона рублей.

Государственный кредит имеет такие основные проблемы, как выплата процентов по государственному долгу (увеличивает неравенство в доходах); подъём налоговых ставок (подрывает формирование производства и понижает энтузиазм к вложению средств в инновации); выплата внешнего долга в иностранной валюте (способствует переводу конкретной доли реального продукта за рубеж); государство переносит настоящее и, можно сказать, реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений.

Таблица 3

Государственный внутренний долг РФ с 1993 по 2016 гг., млрд руб. [4]

Дата

Объём долга

Дата

Объём долга

01.01.1993

3,57

01.01.2005

778,47

01.01.1994

15,64

01.01.2006

875,43

01.01.1995

88,06

01.01.2007

1064,88

01.01.1996

187,74

01.01.2008

1301,15

01.01.1997

364,46

01.01.2009

1499,82

01.01.1998

490,92

01.01.2010

2094,73

01.01.1999

529,94

01.01.2011

2940,39

01.01.2000

578,23

01.01.2012

4190,55

01.01.2001

557,42

01.01.2013

4977,90

01.01.2002

533,51

01.01.2014

5722,24

01.01.2003

679,91

01.01.2015

7241,17

01.01.2004

682,02

01.01.2016

7307,61

Если сравнить данные с табл. 2, то можно заметить, что внешний долг за это время плавно уменьшался, когда внутренний наоборот рос большими темпами.

Рис. 2. Структура государственного внутреннего долга

Решение этих проблем предполагается провести по трём направлениям: Во-первых, стимулирование экономического подъёма из-за мобилизации внутренних ресурсов, так как займы ведут к финансовой зависимости от кредиторов. В частности, контроль за вывозом капитала, экономия валютных средств и т.д. Во-вторых, рыночное управление внешним долгом. В какой-то степени это связано с реструктуризацией задолженности бывшего СССР, которая была переоформлена в финансовый инструмент наряду с еврооблигациями. В-третьих, упорядочение взаимоотношений с внешними кредиторами и введение новых графиков платежей

Можно сделать вывод о том, что современная Российская Федерация, не являясь лидером по привлечению дополнительных ресурсов и увеличению обязательств перед другим, как к примеру США, всё равно находится не в оптимальном положении. Растущий внутренний долг и медлительно погашаемый внешний, создает высокую нагрузку на бюджет, который в кризисное время не имеет возможности похвастать профицитом.

Литература:

  1. Энциклопедический словарь экономики и права. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/2762/ (дата обращения 8.9.2016)
  2. Финансовое право: 24.1. Функции государственного кредита. URL: http://bibliotekar.ru/finansovoe-pravo/53.htm (дата обращения 8.9.2016)
  3. Сайт Центрального Банка Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/statistics/ (дата обращения 8.9.2016)
  4. Сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/total/ (дата обращения 8.9.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов