Библиографическое описание:

Верещагина А. А., Колчанова А. Н. Стресс: причины, следствия, защита // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.1. — С. 117-119.



В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, теория Г. Селье, психология, психологическое здоровье.

Жизнь современных людей почти всегда сопровождаются стрессом. Этот факт известен, но психологическим содержанием проблемы стресса является то, что стресс не всегда осознается людьми, а, следовательно, уменьшается возможность регулировать и управлять своим состоянием для повышения продуктивности своей жизни. Именно поэтому мы считаем актуальным изучение проблемы стресса вообще, и специфику этой проблемы в зависимости от деятельности человека. Объектом исследования является стресс как психологический феномен, предмет - влияние стресса на состояние человека.

Целью исследования было изучение стрессового воздействия как такового, тогда как задачи включали в себя следующие пункты: а) изучить теорию, последствия стрессового воздействия; б) изучить способы борьбы со стрессом; в) провести и проанализировать результаты тестирования среди студентов.

Теоретической основой нашей работы являются труды Лауреата Нобелевской премии Ганса Селье. Концепция стресса, сформулированная Г. Селье, рассматривает физиологический стресс как ответ организма на любые предъявленные ему требования. Г. Селье считал, что любая трудность, встающая на пути комфортного существования организма, может быть разрешена двумя типами реакций: активной – борьбы, а также пассивной – готовностью трудности терпеть, либо готовностью от них бежать. Даже самый нормальный вид деятельности, такой, как игра в шахматы или даже простое объятие может вызывать значительный стресс, не причиняя самому организму никакого вреда.

Ганс Селье, в своей книге «Стресс без дистресса», подводит итог своей работе в данной сфере и дает стрессу такое определение: «это неспецифический ответ организма на любой раздражающий фактор» [2]. Любым агрессивным факторам свойственно вызывать специфическую реакцию – такую как потение при повышении температуры, сужение кровеносных сосудов и уменьшение теплопотери в мороз и т.д. Однако кроме специфических реакций на агрессивные воздействия, в человеческом организме происходят и неспецифические реакции на каждое воздействие. Чем сильнее и длительнее стресс, тем больше его негативное влияние на здоровье, ведь стресс и его последствия – явления прямо пропорциональные. Отрицательное влияние может проявиться не сразу, но иметь длительный период развития, вытекающий в серьезное, часто опасное для жизни заболевание. Среди таких заболеваний стенокардия, повышение сахара в крови, гипертония, инфаркты, повышение уровня жирных кислот, гастрит, бессонница, язва желудка, неврозы, колит, депрессия, желчекаменная болезнь, да и, в общем, снижение иммунитета.

Существует множество методов коррекции психоэмоционального состояния человека, главная трудность состоит лишь в том, чтобы выбрать, с одной стороны, способ, отвечающий индивидуальным особенностям личности, а с другой – реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время.

Наиболее простые физические методы уменьшения стресса – воздействие высокими или низкими температурами, светом различного спектрального состава и интенсивности и т. д. Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организме, в частности на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Регулировать уровень стресса можно как самостоятельно, так и при помощи другого человека или технических средств.

В деле преодоления производственных стрессов существует своя классификация методов оптимизации функциональных состояний, которая разделяет все методы антистрессорной защиты на организационные и психопрофилактические.

Первая группа методов направлена скорее на уменьшение степени «вредности» факторов производственной среды и увеличение их соответствия психофизиологическим особенностям человека (работника). Основными направлениями такого подхода являются:

1)Рационализация трудовых процессов – составление оптимальных алгоритмов работы, обеспечение удобных временных ограничений и т.д.;

2)Усовершенствование средств труда в соответствии с психофизиологическими особенностями работника;

3)Разработка подходящих режимов труда и отдыха;

4)Рациональная организация рабочих мест;

5)Создание благоприятного климата в рабочем коллективе;

6)Моральная и материальная мотивация работника.

Вторая же группа методов направлена непосредственно на психику работника, его функциональное состояние и она включает в себя такие способы:

1)Воздействие цветом и музыкой;

2)Воздействие на биологически активные точки;

3)Оздоровительные физические упражнения;

4)Убеждение, внушение и самовнушение;

5)Медитация и дыхательная гимнастика.

Оптимальный уровень стресса – это баланс между двумя крайностями. Существует предположение, что для каждого отдельного человека существует свой оптимум активации, при котором его деятельность достаточно эффективна и в то же время уровень стресса не достигает дистресса. Однако хотелось бы уделить внимание и проблеме учебного стресса, а также практическим данным о потенциальной стрессоустойчивости студентов. Нами было проведено тестирование среди студентов РАНХиГС, обучающихся на специальности «Таможенное дело» и сравнить их результаты с результатами сотрудников таможни, прошедших специальное обучение и имеющих практику в своей области. Для тестирования нами была выбрана методика, разработанная Ю. Щербатых, профессором кафедры общей психологии ВФ МГЭИ и доктором биологических наук [4, с.43].

Студентам нужно было оценить степень соответствия предоставленных суждений реалиям их жизни. Гипотезой нашего исследования было предположение, что у студентов 1 курса специальности «Таможенное дело» уровень стрессоустойчивости ниже, чем у работающих специалистов таможни, что является одним из критериев профессиональной пригодности. Анализ результатов теста показал (табл. 1), что показатели студентов гораздо выше показателя, полученного при тестировании таможенных специалистов.

Таблица 1

Результаты тестирования

Пункты тестирования

Средние показатели таможенного специалиста

Усредненные показатели студентов

Реакция на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять

9

28,2

Склонность все излишне усложнять

8

24,8

Предрасположенность к психосоматическим заболеваниям

7

21,5

Деструктивные способы преодоления стрессов

7

21,4

Конструктивные способы преодоления стрессов

21

22,3

Показатель динамической чувствительности к стрессам:

10

66,8

Фактически данный тест оценивает показатели чувствительности человека к стрессу, а, следовательно, чем ниже у испытуемого стрессочувствительность – тем выше его стрессоустойчивость. Стоит отметить, что даже несмотря на то, что показатели большинства студентов находятся в интервале, который принято считать нормой, им также присущи скорее деструктивные способы нейтрализации стресса, нежели конструктивные. Многие из участников тестирования «заедают» стресс или срываются на ком-то другом. Более того, некоторые студенты прибегают также к использованию никотина и алкоголя.

Почти все из студентов, прошедших тестирование отмечают, что уровень их постоянного стресса за последние три года возрос. И это неудивительно, ведь эмоциональное напряжение – обязательный компонент процесса обучения. Застойные отрицательные эмоции порождают множество факторов, таких как экзамены, множество зачетов, рост объема информации и уменьшение количества времени на ее обработку. Даже если в течение всего семестра у студентов мог наблюдаться удовлетворительный уровень адаптации к стрессам, то во время сессии у 26% студентов снижается адаптационные возможности организма, что показали исследования, проведенные в Тюменском государственном университете. [1, с.89]

Именно способность адаптироваться к длительному повышению стрессового уровня является одной из ведущих способностей государственного, а в частности таможенного, служащего, работа которого несет большую служебную нагрузку, а ответственность за результаты принятых решений настолько высока, что может изменить жизни.

Что касается методов борьбы с дистрессом, то они включают в себя не только стандартный набор мер, подходящих каждому, но и меры строго индивидуального характера, выявляемые с помощью специалистов. Именно грамотное сочетание комплекса различных мер по нейтрализации может и, скорее всего, приведет к рациональному разрешению сложившейся стрессовой ситуации.

Многие профессии требуют от своих работников достаточно высокой устойчивости к стрессу и психической стабильности, в том числе и профессия таможенника. Данная специальность приучает не только к физическому труду и нагрузке, но и моральному. Она приучает конструктивно справляться со стрессовыми ситуациями, избегая деструктивных, сохраняя при этом самообладание и трезвый взгляд на ситуацию. Наше исследование выявило у испытуемых студентов достаточно хорошую устойчивость к стрессам, а также их стремление к деструктивным мерам решения проблемных ситуаций. Сравнивая результаты студентов и результаты специалистов таможенного дела, мы не могли не отметить то, насколько разительна разница в показателях. Они отличаются вплоть до того, что показатели таможенных специалистов представляют собой лишь одну цифру (исключение составляет графа конструктивных методов по борьбе со стрессом), тогда как показатели тестируемых – две.

Во многом выявленная разница в результатах обусловлена, конечно же, возрастным отличаем тестируемых категорий людей. А точнее, наличием необходимого жизненного и профессионального опыта, конструирующего психологическую стабильность личности. Можно предположить, что данная разница происходит еще и из рода деятельности одной из тестируемых групп – таможенных специалистов, – в саму профессию которых входит выработка у себя устойчивости к большинству видов отрицательного эмоционального воздействия.

Литература:

  1. Арефьева А.В., Фатеева Н.М., Глухих Т.А., Турышева А.А. Адаптация студентов к учебному стрессу // Здоровье и образование в XXI веке. — 2012. — №1. С. 62-68.
  2. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2012. – 318 с.
  3. Последствия стресса и его влияние на организм человека // Сайт «Depress». URL: indepress.ru (дата обращения: 30.10.2016).
  4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб: Питер, 2015. – 256 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов