Библиографическое описание:

Казакова В. В. Применение инструментария анализа внешней среды компании на примере ООО «Балтийские Морепродукты» // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.1. — С. 36-40.



В статье рассмотрены изменения рыбной отрасли под влиянием факторов внешней среды. Анализ внешних факторов помогает компании разработать план стратегических решений, обеспечивающих алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Ключевые слова:PEST-анализ, конкурентный анализ, рыбная промышленность, внешняя среда.

Калининградская область - регион уникальный по своему географическому месторасположению. Онявляется единственным субъектом Российской Федерации, изолированным от основной части страны территорией двух других государств и международными водами, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает немало связанных с этим проблем. Калининградская область является самой западной точкой страны и, следовательно, отличается от других регионов станы близостью к промышленно развитым странам Европы, которые являются одновременно потенциальными рынками сбыта и источниками инвестиций.

Калининградская область - единственная свободная экономическая зона в России (с 1996 года называемая особой экономической зоной), которая совпадает по своим границам с территорией субъекта Российской Федерации. Отмена исключительных таможенных льгот от 1 апреля 2016 года для Калининградской области усложнила функционирование всех промышленных и торговых предприятий региона. Увеличились дополнительные транспортные издержки, связанные с необходимостью транзита грузов, следующих в направлении «Калининградская область - остальная часть России» через территории Литвы и Республики Беларусь, а также таможенные издержки, связанные с длительным сроком оформления таможенных процедур и частыми случаями задержания калининградских грузов на литовско-российской границе.

Влияние продовольственных санкций на рыбную отрасль дает стимул для развития рыбохозяйственных предприятий, открывает новые возможности, в том числе в части замещения импортной продукции и получения государственной поддержки для развития данного сектора.

20 августа 2014 года согласно постановлению Правительства РФ под запрет ввоза импортной продукции на территорию России попала рыба [1]. Данная ситуация положительным образом отразилась на отрасли в целом. Правительство стало активно вкладывать денежные средства в развитие рыболовного флота, внедрение научных разработок и полное переоснащение перерабатывающих предприятий [9]. Благодаря вытеснению зарубежных конкурентных товаров, Российские компании расширили рынки сбыта. Сальдированный финансовый капитал в рыболовстве вырос в 2,3 раза. Снизилось число убыточных предприятий в рыболовстве — 18,9% против показателей за прошлый год 25,5%. Эмбарго стало одним из поводов к повышению цен, тем самым позволив бизнесу как увеличить собственную маржу, так и найти средства для выживания в тяжелый экономический период [3].

На сегодняшний день, рыбохозяйственный комплекс Калининградской области является одним из ведущих в РФ. По данным Центра системы мониторинга рыболовства общий вылов водных биологических ресурсов калининградскими рыбаками по итогам 2014 года составил 204.656 тысяч тонн, что равняется около 5,1% от общего вылова всех российских пользователей [5]. В розничной сети компании в области продукцию реализуют на продовольственных рынках, в специализированных отделах в мелких магазинах, в крупных супермаркетах города и области (ГК «Виктория», ГК «Вестер», ТД «Семья»), а также в собственных фирменных магазинах.

Определяющим фактором роста ВРП в регионе является значительное увеличение добавленной стоимости в промышленности [7]. В Балтийском море промысел ведется в рамках национальных квот. Суммарная доля квот предприятий Калининградской области на 2013 год составляла 38,6 тыс. тонн. При этом процент освоения квот не превышает 65-70%. Виной тому моральный и физический износ флота [10]. Вся вылавливаемая рыба в водоемах поступает на берег для реализации и дальнейшей переработки.

Для оценки степени влияния факторов макросреды на ООО «Балтийские Морепродукты» проведем Pest – анализ. Привлечение экспертов позволит наиболее точно оценить степень влияния факторов на предприятие, были привлечены эксперты. В качестве экспертов выступали сотрудники компании: главный бухгалтер, бухгалтер, финансовый директор, менеджер по продажам. Оценки данных экспертов можно принимать как достоверные, поскольку они являются работниками данной компании и могут объективно оценить влияние факторов макросреды на предприятие.

Таблица 1

Pest-анализ компании ООО «Балтийские Морепродукты»

Факторы

Эксперты (степень влияния)

Средняя оценка

Направление влияния

Э1

Э2

Э3

Э4

1.Политические:

Запрет Международной Комиссии по рыболовству (с 15 июня по 20 августа)

4

4

4

5

4,25

-

Госрегулирование рыбной промышленности

5

4

5

1

4,50

+

Запрет на ввоз рыбной продукции из ЕС

5

5

4

5

4,75

+

-Отмена таможенных льгот в рамках ОЭЗ

5

5

5

5

5

-

2.Экономические:

Высокие банковские ставки

5

5

4

5

4,75

-

Инфляция

5

5

5

5

5

-

Налоговая политика

5

5

5

4

4,75

-

3.Социальные:

Продолжительность жизни населения

4

4

3

3

3,5

-

Межэтнических отношений и связанные с ними проблемы

5

4

5

5

4,75

-

Низкий темп роста населения

5

4

5

4

4,5

-

Низкий уровень образования

5

5

5

5

5

-

4.Технологические:

Появление усовершенствованного/нового технологического оборудования

5

5

5

5

5

+

Появление новых средств связи

4

4

3

3

3,5

+

Использование Интернет-сети

5

4

5

5

4,75

+

Исходя из результатов проведенного Pest-анализа, можно сделать следующий вывод: на данное предприятие положительное влияние оказывают технологические и политические факторы, а социальные и экономические факторы, наоборот, оказывают отрицательное влияние на деятельность предприятия. Ниже рассмотрим их влияние более подробно.

Отрицательное влияние на предприятие оказал запрет Международной Комиссии по рыболовству на ежегодный специализированный промысел в 26 подрайоне Балтийского моря период с 15 июня по 20 августа. Так как одним из основных видов сырья для производства продукции на предприятии является именно треска, на период запрета вылова работа цеха филетирования вынужденно приостанавливается. Рабочие и служащие направляются в ежегодные отпуска, а также в отпуска без сохранения заработной платы.

Невысокая продолжительность жизни и низкий темп роста населения отрицательно сказывается на деятельности предприятия, поскольку это влечет за собой возможное сокращение персонала, рабочих цеха [6].

Положительное влияние на рыбную отрасль в стране, и в частности, в Калининградской области оказало введение запрета на ввоз импортной продукции. Данная политико-экономическая ситуация способствует развитию отрасли. Увеличилось потребление рыбной продукции как в регионе, так и по всей России. По итогам 2015 года, в России было произведено 3819 тысяч тонн рыбы и продуктов рыбных переработанных, консервированных, этот показатель на 4,8% выше уровня 2014 года, когда предприятия поставили на рынок 3644 тысячи тонн. На рисунке 1 представлена динамика производства рыбной продукции в 2013-2015 годах, тыс. т.

Рис.1. Динамика производства рыбы за 2013-2015 гг.

Увеличение объемов внутреннего производства обусловлено ответными санкциями (запрет на поставку рыбной продукции из ЕС, Норвегии и Канады – традиционных рынков) и девальвацией рубля, что привело к значительному подорожанию импортной продукции.

Объем импорта рыбной продукции в 2015 году составил 503 тысячи тонн. На экспорт за этот же период было поставлено 1300 тысяч тонн. Внутренний рынок рыбной продукции в натуральном выражении оценивается на данный момент в 3022 тысячи тонн. Годовой оборот предприятий рыбной индустрии по финансовой отчетности полного круга компаний в 2014 году составил 249 229 млн. рублей, оборот предприятий за год увеличился на 17,8%, что выше годовой инфляции. Данный факт свидетельствует о реальном росте выручки компаний и благоприятной конъюнктуре продаж [2]. ООО «Балтийские Морепродукты» поставляет продукцию в страны ЕС, а также закупает сырье в странах, где оплата принимается только в иностранной валюте. Главными иностранными поставщиками компании являются: Китай, Аргентина, Чили, Уругвай, Исландия и др. Основными потребителями компании являются, такие страны как: Германия, Польша, Бельгия, Голландия и т.д. В связи с этим, изменение курса валюты оказывает влияние на деятельность предприятия.

Для оценки конкурентной силы компании «Балтийские Морепродукты» необходимо провести конкурентный анализ по ключевым факторам успеха (КФУ). В качестве конкурентов представлено три основные конкурирующие фирмы: ООО «Креон» (1), ООО «Посейдон – 2000» (2), ООО «Западная рыбная компания» (3). Данные конкурентного анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Конкурентный анализ компании ООО «Балтийские Морепродукты»

КФУ

ООО «Балтийские Морепродукты»

Конкуренты

Вес факторов

1

2

3

1) Качество товаров

9/0,9

7/0,7

6/0,6

10/1,0

0,10

2) Репутация фирмы

8/0,8

9/0,9

7/0,7

10/1,0

0,10

3) Производственные возможности

6/0,6

5/0,5

8/0,8

7/0,7

0,10

4) Технологические навыки

5/0,25

4/0,2

6/0,3

7/0,35

0,05

5) Сбытовая сеть

8/0,4

6/0,3

7/0,35

9/0,45

0,05

6) Маркетинг (реклама)

4/0,2

2/0,1

7/0,35

8/0,4

0,05

7) Финансовое положение

7/0,7

8/0,8

6/0,6

9/0,9

0,10

8) Обслуживание клиентов

10/4,5

7/3,15

8/3,6

9/4,05

0,45

9) Общая невзвешенная оценка (рейтинг фирмы)

57/2

48/4

55/3

69/1

-

10) Общая взвешенная оценка (рейтинг фирмы)

8,35/2

6,65/4

7,3/3

8,85/1

1,00

По результатам анализа конкурентной силы по взвешенным и невзвешенным оценкам компания ООО «Балтийские Морепродукты» занимает среди своих конкурентов второе место. Первое место по показателям, приведенным в таблице, занимает ООО «Западная рыбная компания». В перспективе ООО «Балтийские Морепродукты» планирует обойти своих ближайших конкурентов и стать крупнейшим поставщиком и производителем рыбной продукции в Калининградской области. Так, компания занимается активным развитием. Например, не так давно предприятие вышло на новый для него рынок - B2B, также компания реализует свою продукцию в собственных фирменных магазинах. Недавно ООО «Балтийские Морепродукты» расширило свой ассортиментный ряд на платформе регионально рынка и стало выпускать рыбу холодно/горячего копчения. Следует отметить, что компания предлагает каждому рынку сбыта актуальный именно для него товар. Например, на Российский и зарубежный рынки компания ведет поставки только свежемороженой рыбы, выловленной в водах балтийского моря, а в регионе в большой мере реализует продукцию иностранных поставщиков рыбы: пеламида, хек, телапия и др.

Анализ ключевых факторов успеха позволил нам оценить положение ООО «Балтийские Морепродукты» на рынке, а, благодаря PEST – анализу, выявить степень влияния на компанию различных внешних факторов. Проделанная работа позволяет оценить компанию со стороны, а полученные результаты учитывать при принятии стратегических решений, так как для успешного развития важно ориентироваться не только на внутренние ресурсы, но и на влияние внешних факторов и положение на рынке в целом.

Литература:

  1. Банк документов – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации // Министерство труда и социальной защиты URL: www.rosmintrud.ru/docs/.../122/Itogi_2015_plany_2016_Mintrud_Rossii_buklet.docx(дата обращения: 30.07.2016)
  2. Кого наказали антисанкции // Газета.ру URL: https://www.gazeta.ru/business/ food/2015/08/03/7667813.shtml (дата обращения: 21.07.2016)
  3. Направления развития рыбохозяйственного комплекса // Агентство по рыболовству Калининградской области URL: http://ryba39.ru/tekuwaya_deyatelnost_agentstva/ (дата обращения: 21.07.2016)
  4. Население Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области // Официальная статистика. URL: http://kaliningrad.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/kaliningrad/ru/statistics/population/ (датаобращения: 30.07.2016)
  5. Обзор российского рынка рыбной продукции // Российский продовольственный рынок URL: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?section=6 (дата обращения: 30.07.2016)
  6. Постановление № 583 о стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу // Право и закон URL: http://p.120-bal.ru/ekonomika/24983/index.html (дата обращения: 22.07.2016)
  7. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области // Федеральное агентство связи URL: https://www. rossvyaz.ru/documents/resolutions/doc474.htm?print=1 (дата обращения: 19.07.2016)
  8. Рыбаки устали ждать // Калининград.ру URL: http://kgd.ru/news/economy/item/20593-cukanov-rybaki-ustali-zhdat (дата обращения: 30.07.2016)
  9. Рыбная промышленность Калининградской области // Рустрана URL: http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/article.php?nid=9295(дата обращения: 19.07.2016)
  10. Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу // Российский правовой портал «Семерка» URL: http://7law.info/kaliningrad/act3u/u012.htm (дата обращения: 25.07.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов