Библиографическое описание:

Амирова А. М. Повышение эффективности деятельности предприятий на основе использования системы мониторинга транспорта и TMS-систем // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.1. — С. 25-27.



Статья посвящена обзору эффективных решений в области систем мониторинга транспорта, обоснованию необходимости их использования. Приведены примеры эффективных решений по мониторингу автотранспорта в практической деятельности предприятий.

Ключевые слова: логистика, мониторинг, транспорт, TMS-система.

В практической деятельности предприятий транспортно-логистическая деятельность часто сводится к решению простейшей математической задачи из школьного учебника: в точке А есть груз, который необходимо переместить в точку В. Однако в таком виде задача перед транспортной компанией (или транспортным департаментом торговой или производственной компании) никогда не ставится. Задача всегда имеет конкретные особенности, непосредственно влияющие на принятие того или иного решения. Во-первых, нужно понять, в какие сроки должен быть доставлен груз. Во-вторых, решить, какие затраты повлечет за собой перемещение груза. В-третьих, ответить себе на вопрос: что произойдет, если груз не будет доставлен (частично или в нужный срок)? Есть еще «в-четвертых», «в-пятых», «в-шестых» и так далее. Например, везти ли груз своим транспортом или нанять перевозчика? Какой выбрать маршрут? Как обеспечить сохранность груза? Есть ли законодательные ограничения на перемещение данного груза?

В результате решение транспортной задачи в практической деятельности предприятий требует комплексного подхода, при котором учитываются все факторы, способные негативно повлиять на величину расходов. Логисты оптимизируют их, добиваясь максимальной прибыльности операций. Причем учитывать надо буквально все: от самых очевидных факторов до более сложных, не всегда заметных с первого взгляда, выявить которые можно только после тщательнейшего анализа деятельности транспортной составляющей работы предприятия.

Основные задачи, которые помогает решить система контроля и мониторинга транспорта, следующие. Во-первых, это круглосуточный контроль местоположения транспорта и спецтехники. Особенно важной данная задача является, когда необходимо отслеживать перемещение транспорта при дальних перевозках, а также, например, для контроля за перемещением автомобилей «скорой помощи» или спецтехники при уборке улиц города. Во-вторых, уменьшение реального и «накрученного» пробега транспорта. Проблема «накрутки» пробега автотранспорта часто сочетается с проблемой хищения фиктивных излишков горюче-смазочных материалов. В-третьих, контроль работы дополнительного оборудования на машине, к которому могут быть отнесены, например, работа рефрижераторной установки, число оборотов двигателя, крана, бетонного насоса, топливозаправщика и т.п. В-четвертых, предотвращение нецелевого расходования топлива. Данную задачу в зависимости от специфики деятельности предприятия можно выделить отдельно, не рассматривая как второстепенную при решении первой и второй из перечисленных задач.

Получить данную, а также иную информацию о состоянии транспортного средства в пути помогают разнообразные системы мониторинга и контроля транспорта. На рынке представлено достаточно много систем, среди которых можно выделить в качестве наиболее надежных и популярных решения компаний «АвтоСкан-GPS/ГЛОНАСС», «МиРЭП», «ГЛОНАСС Северо-Запад», «АвтоКоннект», «Цезарь Сателлит», Global Position и ряд других. В Казахстане также достаточно популярны услуги спутникового мониторинга автотранспорта, которые предоставляет компания «Shturman» на основе использования высокоточного оборудования «Ruptela gps tracker» [1, с. 110].

Принцип работы систем контроля и мониторинга очень прост: на транспортное средство устанавливаются специальные устройства – бортовые контроллеры, которые получают через спутники информацию о своем местонахождении, а затем передают эту информацию на диспетчерский пункт. Например, в случае использования системы «Цезарь Сателлит» информация от блока поступает на специальный сервер по GSM каналу. При низком уровне GSM сигнала информация записывается во внутреннюю память устройства, а когда связь восстанавливается, данные передаются на сервер. Потеря данных, таким образом, исключена. Владелец автотранспорта всю информацию от бортового контроллера может посмотреть на сайте cp.csat.ru, приобретения специального программного обеспечения для этого не требуется.

Очень эффективны также системы мониторинга и управления транспортом семейства «BusinessNavigator», среди которых хотелось бы выделить системы «BN-City» и «BN-Global». Система «BN-City» предназначена для обеспечения мониторинга местоположения и состояния транспортных средств в городе и регионе. Стоит отметить, что системы мониторинга, предоставляемые компанией «ГЛОНАСС Северо-Запад», зарекомендовали свою надежность и высокое качество при реализации ряда социально значимых проектов. Так, в настоящее время данными системами оснащается транспорт дорожно-строительных и ремонтных организаций Ленинградской области, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, а также автомашины МЧС и «скорой помощи» [2, с. 222].

Отметим, что на рынке СНГ представлено множество производителей мониторингового оборудования, поэтому разобраться в преимуществах и особенностях той или иной системы для владельца автопарка часто становится непростой задачей. Самое главное, что получает в результате владелец автопарка, – это существенную экономию средств. По подсчетам специалистов, в среднем пробег автотранспорта снижается на 20–40%, расход топлива на 20–60%, а общие затраты на содержание автопарка - на 20–30%. Вложенные деньги окупаются, как правило, в течение первого года, а иногда уже в ближайшие несколько месяцев [2, с. 224]. Программное обеспечение некоторых систем контроля и мониторинга транспорта может интегрироваться с учетными системами заказчика, например, на базе 1С. Немаловажным является и тот факт, что оборудование такого рода в настоящее время производится и в странах СНГ.

Необходимо отметить, что, помимо транспортно-экспедиторских компаний, еще целый ряд отраслей демонстрирует растущую заинтересованность во внедрении TMS-систем. Как правило, наибольший интерес проявляют те компании, для которых комплексное решение задач собственной транспортной логистики является приоритетным направлением в деле оптимизации существующих бизнес-процессов. Если же говорить о внедрениях, то согласно исследованиям DSS Consulting, на рынке в настоящее время в число наиболее активных игроков входят ANTOR LogisticsMasterTM; БИТ-НОВА: Управление транспортной логистикой; 1С-Рарус: Транспортная логистика и экспедирование.

В качестве примеров эффективности внедрения систем мониторинга транспорта можно привести опыт компании «Omnicomm». По данным компании, внедрение продукта «Omnicomm Online» и последующая оптимизация рабочих процессов позволили дорожно-строительной компании «АВТОБАН» сократить затраты на 5 млн рублей за один только 2015 год. Внедрение решения проходило в несколько этапов, на сегодняшний день мониторинг транспорта «Omnicomm Online» отслеживает работу 300 единиц техники предприятия по всей России. В 2013 году завершился первый этап внедрения, включавший в себя, оснащение 50 единиц техники компании. По сути это был большой пилотный проект, положительный опыт которого в последующем был перенесен на остальные подразделения группы компаний. Первый этап внедрения позволил сократить на всей спецтехнике норму расхода топлива на 10%. К середине 2016 года в группе компаний «АВТОБАН» мониторингом транспорта «Omnicomm Online» оснастили около 300 единиц техники из разных подразделений компании. К настоящему времени на предприятии полностью исключили простои техники и факты хищения горючего, нормы расхода топлива на всем парке были скорректированы на 10%, а на некоторых машинах на 15%. Дальнейшими шагами в данном направлении будет создание полностью электронного учета. Для этого бензовозы оснащаются терминалами выдачи топлива, в результате чего отпуск горючего происходит без участия водителя. Также в ближайшее время завершится интеграция «Omnicomm Online» с программой 1С, что позволяет серьезно автоматизировать работу внутри компании [3].

Проект по внедрению мониторинга транспорта «Omnicomm Online» в дорожно-строительной компании «АВТОБАН» хорошо иллюстрирует этапы систематизации работы автопарка. Оснащение техники - это не только экономия топлива и предотвращение хищений горючего, но и возможность перехода от ручного управления компании к автоматизированному, что в значительной степени увеличивает эффективность работы предприятия.

Говоря о заметных тенденциях на рынке TMS-систем, необходимо отметить, что все компании, которые предлагают системы контроля и мониторинга транспорта, отмечают рост продаж. И это несмотря на то, что финансовое положение автоперевозчиков остается достаточно сложным. Однако затраты на системы мониторинга и контроля транспорта окупаются настолько быстро, что владельцы автопарков делают вполне осознанный выбор, понимая, что каждый вложенный рубль очень скоро принесет экономию в десятки рублей. В целом же уровень автоматизации транспортной отрасли в странах СНГ остается, к сожалению, на низком уровне, если сравнивать с экономически развитыми странами. Однако нельзя не отметить позитивную тенденцию – предприятия все больше внимания уделяют информационным технологиям, в том числе системам мониторинга и контроля транспорта, TMS-системам, на некоторых даже внедряются специализированные ERP-системы для транспортной отрасли.

Литература:

  1. Степнов А. Навигация и картографические сервисы в логистике // Молодой ученый. - 2016. - №13.1. - С. 108-112.
  2. Куликов М.С., Давлеткиреева Л.З. Обоснование модернизации системы спутникового мониторинга автотранспорта // Современная техника и технологии. - 2015. - № 12 (52). - С. 222-226.
  3. Omnicomm Online сэкономил более 5 млн компании «АВТОБАН» // OMNICOMM: Мониторинг транспорта. URL: http://www.omnicomm.ru/press-centre/news/?num=1 (дата обращения: 10.10.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов