Библиографическое описание:

Лукьянова Н. Ю., Климова Н. В. Методика оценки индекса потребительских настроений на рынке одежды и обуви Калининградской области // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.1. — С. 15-17.



В статье представлена методика расчета индекса потребительских настроений для рынка одежды и обуви. Методика адаптирована к условиям Калининградской области.

Ключевые слова: потребительские настроения, методика, индекс.

В течение долгого времени спрос в торговых центрах Калининградской области сохранялся на высоком уровне. Однако в последнее время жители региона сталь более избирательны к покупкам, вследствие чего темпы роста потребительского спроса замедлились, а в секторе одежды и обуви он даже сократился. Приходится констатировать тот факт, что сегодня большинство торговых комплексов Калининградской области «опустели».

Для прогнозирования ситуации со спросом населения региона менеджерам торговых центров необходим инструмент, позволяющий оперативно и на регулярной основе оценивать потребительские настроения покупателей. В этой связи авторами была разработана методика оценки индекса потребительских настроений для рынка одежды и обуви Калининградской области на основе методологического подхода, описанного в [1]. Данная методика позволит определить степень готовности потребителей тратить свои деньги на одежду и обувь в ближайшем будущем.

Методика оценки потребительских настроений включает в себя следующие основные этапы:

1. Формирование репрезентативной выборки. Количество респондентов зависит от генеральной совокупности (количества жителей Калининградской области) и предельной ошибки выборки. Рассчитывается она следующим образом (1):

= 384 респондента, (1)

где:

n — число единиц, которые следует отобрать для обследования;

t — коэффициент доверия, вычисляемый по таблице Лапласа в зависимости от вероятности, с которой можно гарантировать, что предельная ошибка не превысит t-кратную среднюю ошибку (при вероятности 0,954, при которой t составляет 2);

σ² — выборочная дисперсия;

Δ — предельная (задаваемая) ошибка выборки;

N — численность генеральной (изучаемой) совокупности.

Размер выборки для Калининградской области составил 384 респондента.

2. Разработка опросника (анкеты). Респонденту предлагается ответить на пять вопросов, которые сосредоточены на их мнениях:

 о текущем и будущем материальном положении;

 о безработице;

 о предложениях одежды и обуви Калининградскими торговыми центрами.

Ниже представлен перечень вопросов:

1) Какие Вы ожидаете изменения в материальном положении Вашей семьи через год?

- значительно улучшится

- улучшится;

- не изменится;

- ухудшится;

- значительно ухудшится.

2) Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи в ДАННЫЙ момент?

- очень хорошее;

- хорошее;

- среднее;

- плохое;

- очень плохое.

3) Уверены ли Вы в том, что в течение года не потеряете работу?

- абсолютно уверен, что не потеряю;

- уверен;

- нейтрально;

- не уверен;

- боюсь, что потеряю работу.

4) Как Вы считаете, сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы покупать одежду и обувь?

- очень благоприятное;

- скорее благоприятное, чем неблагоприятное;

- нейтрально;

- скорее неблагоприятное, чем благоприятное;

- совсем неблагоприятное.

5) Как Вы оцениваете соотношение «цена/качество» предложенной одежды и обуви Калининградскими торговыми центрами?

- очень хорошее;

- хорошее;

- среднее;

- плохое;

- очень плохое.

3. Преобразование полученных в ходе опроса данных. Кодирование ответов респондентов на вопросы анкеты по соответствующей шкале, например, для первого вопроса (таблица 1).

Таблица 1

Кодирование ответов респондентов по соответствующей шкале

Значительно улучшится

Улучшится

Останется без изменений

Ухудшится

Значительно ухудшится

++

+

=

-

- -

4. Расчет совокупного индекса потребительских настроений. Совокупный индекс (IIPN) рассчитывается на основе принятого в мировой практике подхода впервые примененного в Мичиганском университете (США) [2, с. 11] как средняя арифметическая из частных индексов (В) (2):

IIPN = , (2)

где:

IIPN – индекс потребительских настроений;

В – частный индекс;

N – количество частных индексов.

По каждому из заданных вопросов анкеты формируются частные индексы, которые рассчитываются путем вычитания доли отрицательных ответов из доли положительных ответов, и к этому значению прибавляется 100 (3):

100) + 100, (3)

где:

В – частный индекс;

РР – количество вариантов ответа «очень положительно»;

Р – количество вариантов ответа «положительно»;

М - количество вариантов ответа «отрицательно»;

ММ - количество вариантов ответа «очень отрицательно»;

n – количество респондентов.

5. Интерпретация полученного совокупного индекса потребительских настроений(IIPN). Совокупный индекс потребительских настроений варьируется в пределах от 0 до 200. Он интерпретируется следующим образом: если результат получился больше 100, то можно говорить о том, что в регионе преобладают положительные настроения и потребители готовы тратить свои деньги. Если же результат получился меньше 100, то население региона склонно к сбережению своих средств.

Оценку совокупного индекса потребительских настроений предлагается проводить ежемесячно, с целью получения достоверной информации о потребительском спросе.

Предложенную авторами методику могут использовать торговые центры для прогнозирования потребительского спроса. Полуденные в ходе анкетного опроса данные можно также использовать как информационную базу для построения портрета потребителя. В настоящее время авторами проводится оценка индекса потребительских настроений в одном из торговых центров Калининградской области, специализирующемся на торговле одеждой и обувью известных мировых брендов.

Литература:

  1. Климова Н. В., Лукьянова Н. Ю. Особенности исследования потребительских настроений в Калининградской области // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 38-41.
  2. Curtin R. Consumer Sentiment Surveys: Worldwide Review and Assessment // DATA.SCA.ISR.UMICH.EDU: surveys of consumers University of Michigan. URL: https://data.sca.isr.umich.edu/fetchdoc.php?docid=34883 (дата обращения: 20.10.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов