Методика оценки индекса потребительских настроений на рынке одежды и обуви Калининградской области
Авторы: Лукьянова Наталия Юрьевна, Климова Наталья Вячеславовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 03.11.2016
Статья просмотрена: 122 раза
Библиографическое описание:
Лукьянова, Н. Ю. Методика оценки индекса потребительских настроений на рынке одежды и обуви Калининградской области / Н. Ю. Лукьянова, Н. В. Климова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5.1 (7.1). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1555/ (дата обращения: 24.04.2024).
Методика оценки индекса потребительских настроений на рынке одежды и обуви Калининградской области
Лукьянова Наталия Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент;
Климова Наталья Вячеславовна, магистрант
Балтийский федеральный университет им. И. Канта (г. Калининград, Россия)
В статье представлена методика расчета индекса потребительских настроений для рынка одежды и обуви. Методика адаптирована к условиям Калининградской области.
Ключевые слова: потребительские настроения, методика, индекс.
В течение долгого времени спрос в торговых центрах Калининградской области сохранялся на высоком уровне. Однако в последнее время жители региона сталь более избирательны к покупкам, вследствие чего темпы роста потребительского спроса замедлились, а в секторе одежды и обуви он даже сократился. Приходится констатировать тот факт, что сегодня большинство торговых комплексов Калининградской области «опустели».
Для прогнозирования ситуации со спросом населения региона менеджерам торговых центров необходим инструмент, позволяющий оперативно и на регулярной основе оценивать потребительские настроения покупателей. В этой связи авторами была разработана методика оценки индекса потребительских настроений для рынка одежды и обуви Калининградской области на основе методологического подхода, описанного в [1]. Данная методика позволит определить степень готовности потребителей тратить свои деньги на одежду и обувь в ближайшем будущем.
Методика оценки потребительских настроений включает в себя следующие основные этапы:
1. Формирование репрезентативной выборки. Количество респондентов зависит от генеральной совокупности (количества жителей Калининградской области) и предельной ошибки выборки. Рассчитывается она следующим образом (1):
= 384 респондента, (1)
где:
n — число единиц, которые следует отобрать для обследования;
t — коэффициент доверия, вычисляемый по таблице Лапласа в зависимости от вероятности, с которой можно гарантировать, что предельная ошибка не превысит t-кратную среднюю ошибку (при вероятности 0,954, при которой t составляет 2);
σ² — выборочная дисперсия;
Δ — предельная (задаваемая) ошибка выборки;
N — численность генеральной (изучаемой) совокупности.
Размер выборки для Калининградской области составил 384 респондента.
2. Разработка опросника (анкеты). Респонденту предлагается ответить на пять вопросов, которые сосредоточены на их мнениях:
о текущем и будущем материальном положении;
о безработице;
о предложениях одежды и обуви Калининградскими торговыми центрами.
Ниже представлен перечень вопросов:
1) Какие Вы ожидаете изменения в материальном положении Вашей семьи через год?
- значительно улучшится
- улучшится;
- не изменится;
- ухудшится;
- значительно ухудшится.
2) Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи в ДАННЫЙ момент?
- очень хорошее;
- хорошее;
- среднее;
- плохое;
- очень плохое.
3) Уверены ли Вы в том, что в течение года не потеряете работу?
- абсолютно уверен, что не потеряю;
- уверен;
- нейтрально;
- не уверен;
- боюсь, что потеряю работу.
4) Как Вы считаете, сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы покупать одежду и обувь?
- очень благоприятное;
- скорее благоприятное, чем неблагоприятное;
- нейтрально;
- скорее неблагоприятное, чем благоприятное;
- совсем неблагоприятное.
5) Как Вы оцениваете соотношение «цена/качество» предложенной одежды и обуви Калининградскими торговыми центрами?
- очень хорошее;
- хорошее;
- среднее;
- плохое;
- очень плохое.
3. Преобразование полученных в ходе опроса данных. Кодирование ответов респондентов на вопросы анкеты по соответствующей шкале, например, для первого вопроса (таблица 1).
Таблица 1
Кодирование ответов респондентов по соответствующей шкале
Значительно улучшится |
Улучшится |
Останется без изменений |
Ухудшится |
Значительно ухудшится |
++ |
+ |
= |
- |
- - |
4. Расчет совокупного индекса потребительских настроений. Совокупный индекс (IIPN) рассчитывается на основе принятого в мировой практике подхода впервые примененного в Мичиганском университете (США) [2, с. 11] как средняя арифметическая из частных индексов (В) (2):
IIPN = , (2)
где:
IIPN – индекс потребительских настроений;
В – частный индекс;
N – количество частных индексов.
По каждому из заданных вопросов анкеты формируются частные индексы, которые рассчитываются путем вычитания доли отрицательных ответов из доли положительных ответов, и к этому значению прибавляется 100 (3):
∙ 100) + 100, (3)
где:
В – частный индекс;
РР – количество вариантов ответа «очень положительно»;
Р – количество вариантов ответа «положительно»;
М - количество вариантов ответа «отрицательно»;
ММ - количество вариантов ответа «очень отрицательно»;
n – количество респондентов.
5. Интерпретация полученного совокупного индекса потребительских настроений (IIPN). Совокупный индекс потребительских настроений варьируется в пределах от 0 до 200. Он интерпретируется следующим образом: если результат получился больше 100, то можно говорить о том, что в регионе преобладают положительные настроения и потребители готовы тратить свои деньги. Если же результат получился меньше 100, то население региона склонно к сбережению своих средств.
Оценку совокупного индекса потребительских настроений предлагается проводить ежемесячно, с целью получения достоверной информации о потребительском спросе.
Предложенную авторами методику могут использовать торговые центры для прогнозирования потребительского спроса. Полуденные в ходе анкетного опроса данные можно также использовать как информационную базу для построения портрета потребителя. В настоящее время авторами проводится оценка индекса потребительских настроений в одном из торговых центров Калининградской области, специализирующемся на торговле одеждой и обувью известных мировых брендов.
Литература:
- Климова Н. В., Лукьянова Н. Ю. Особенности исследования потребительских настроений в Калининградской области // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 38-41.
- Curtin R. Consumer Sentiment Surveys: Worldwide Review and Assessment // DATA.SCA.ISR.UMICH.EDU: surveys of consumers University of Michigan. URL: https://data.sca.isr.umich.edu/fetchdoc.php?docid=34883 (дата обращения: 20.10.2016)
Похожие статьи
Маркетинговое исследование макросреды факторов-регуляторов...
Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, IIPN, совокупный индекс, вариант ответа, настроение, потребительский спрос, обувь, рынок одежды, материальное.
Методический подход к оценке индекса потребительских...
Основные термины (генерируются автоматически): индекс, настроение, Калининградская область, индекс ожиданий, оценка индекса, мичиганский университет, Частный индекс, россия, индекс положения семьи, ответ.
Особенности исследования потребительских настроений...
Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, экономическая ситуация, настроение, индекс, Ваша семья, рубль, оценка, мировая практика, мичиганский университет, плохое время.
Тенденции развития рынка продовольственных товаров...
В настоящее время в инфраструктуре рынка потребительских товаров в Калининградской области действуют предприятия не только
Ещё одной проблемой является то, что рыночные позиции местных товаропроизводителей слабы, что приводит к низкому спросу на их товар.
Обзор методик по оценке индексов деловой активности
Рассмотрим следующие индексы: индекс предпринимательской уверенности, индекс
Производят группировку показателей макроэкономики на 5 категорий: производство, торговля, финансовый сектор, ресурсная база экономики и потребительский рынок.
Ваш вопрос.
Информационное обеспечение моделирования портрета...
Экспертным путем в качестве основного фактора, определяющего спрос, был отобран фактор “Душевой доход в месяц на члена семьи (руб.)”, в качестве дополнительных факторов
Для мониторинга потребительских настроений в Калининградской области авторы.
Анализ и перспективы развития рынка общественного питания...
Со второй стороны, необходимо проанализировать статистические данные по итогам развития потребительского рынка города.
Более вероятен первый вариант, так как на сегодняшний день все предприятия торговли и сферы услуг существенно повысили цены из-за инфляции.
Современный взгляд на проблемы спроса и предложения...
Иными словами, как на рынке любого государства, так и в на российском рынке покупатели формируют спрос на товар, способный удовлетворять потребительские потребности. Представим схематически российское рыночное хозяйство...
Похожие статьи
Маркетинговое исследование макросреды факторов-регуляторов...
Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, IIPN, совокупный индекс, вариант ответа, настроение, потребительский спрос, обувь, рынок одежды, материальное.
Методический подход к оценке индекса потребительских...
Основные термины (генерируются автоматически): индекс, настроение, Калининградская область, индекс ожиданий, оценка индекса, мичиганский университет, Частный индекс, россия, индекс положения семьи, ответ.
Особенности исследования потребительских настроений...
Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, экономическая ситуация, настроение, индекс, Ваша семья, рубль, оценка, мировая практика, мичиганский университет, плохое время.
Тенденции развития рынка продовольственных товаров...
В настоящее время в инфраструктуре рынка потребительских товаров в Калининградской области действуют предприятия не только
Ещё одной проблемой является то, что рыночные позиции местных товаропроизводителей слабы, что приводит к низкому спросу на их товар.
Обзор методик по оценке индексов деловой активности
Рассмотрим следующие индексы: индекс предпринимательской уверенности, индекс
Производят группировку показателей макроэкономики на 5 категорий: производство, торговля, финансовый сектор, ресурсная база экономики и потребительский рынок.
Ваш вопрос.
Информационное обеспечение моделирования портрета...
Экспертным путем в качестве основного фактора, определяющего спрос, был отобран фактор “Душевой доход в месяц на члена семьи (руб.)”, в качестве дополнительных факторов
Для мониторинга потребительских настроений в Калининградской области авторы.
Анализ и перспективы развития рынка общественного питания...
Со второй стороны, необходимо проанализировать статистические данные по итогам развития потребительского рынка города.
Более вероятен первый вариант, так как на сегодняшний день все предприятия торговли и сферы услуг существенно повысили цены из-за инфляции.
Современный взгляд на проблемы спроса и предложения...
Иными словами, как на рынке любого государства, так и в на российском рынке покупатели формируют спрос на товар, способный удовлетворять потребительские потребности. Представим схематически российское рыночное хозяйство...