Библиографическое описание:

Галашкина Ю. М. Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции. Формирование компетенции как фактора конкурентоспособности работника // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 138-142.



Рассматривается понятие компетентности и компетенции, их понимание и выявление связи с конкурентоспособностью работника.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, конкурентоспособность

Цель научной статьи является определение понимания компетентности и компетенции в теоретическом аспекте.

Задачей научной статьи выступает выявление того, что компетенции выступают фактором конкурентоспособности работника.

В современном мире компетентности отводится важная роль в практике. Раньше много времени уделялось результатам работы, а сейчас наступило такое время, когда стиль выполнения работы каждого сотрудника в отдельности влияет на завоевание определенного места в экономических отношениях. В условиях современности проблема развития компетентности стала актуальной с 2003 г. с момента присоединения к Болонскому процессу. Понятие компетентность стало широко использоваться в образовании, а также и в других видах деятельности человеческой жизни. Поэтому необходимо рассмотреть различные определения компетентности, чтоб понять сущность и значение, а также трансформацию данного понятия в современном мире данного понятия. Некоторые определения компетентности представим в таблице 1.

Таблица 1

Определение категории «компетентность»

Автор.

Определение

Р. Уайт

Компетентность-это эффективное взаимодействие человека с окружающей средой

А. К. Маркова

Компетентность-это индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии, выражается как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание каждым человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.

А. В. Хутоской

Компетентность-это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, которая включает его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Б. Ю. Эльконин

Компетентность-это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность.

Р. Уайт

Компетентность-это эффективное взаимодействие человека с окружающей средой

В. А. Адольфа

Профессиональная компетентность-это сложное образование, включающее в себя комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса.

Д. С. Савельев

Профессиональная компетентность подразумевает способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетентности задачи.

А. П. Акимова

Автор трактует профессиональную компетентность как сумму умений, знаний, навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, — в узком смысле слова и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой в широком.

В. Р. Веснин

Под профессиональной компетентностью автор понимает способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В. Ю. Кричевский

Компетентность-это наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для практики; набор операционных умений; владение алгоритмами решения трудовых задач; способность творческого подхода к профессиональной деятельности

Впервые, как считается, термин компетентность был введен Р.Уайтом в 1959 г. Он рассказывает об умении человека взаимодействовать с окружающей средой, куда входит многообразное умение человека контактировать с той или иной позиции в различных условиях.

Исходя из предложенных значений в таблице 1 видно, что определение компетентность выступает характеристикой человека, которая появляется в результате оценки действий человека. Маркова А. К. более полно описывает свое понимание компетентности. В определении есть, как личностные характеристика человека, так и соотношение с трудовыми функциями.

Хуторской А. В. говорит о владении человеком компетентности исходя из личностных отношений в зависимости от момента деятельности.

Рассмотрев некоторые определения, можно определить значение компетентности, а именнопонятие, которое расписывает то, что работникам нужно уметь делать для качественного выполнения работы. Здесь важны два элемента работы — что необходимо делать, а также согласно какому стандарту. По своей сути, компетентность относится к тому, что люди именно должны уметь делать, а не как себя вести. Таким образом, компетентность относится к результатам работы, чем к самой работе. И получается, что компетентность работника — это степень квалификации работника, которая позволяет успешно решать задачи, стоящие перед ним. Она определяет способность человека качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие компетентности, которые представим в таблице 2.

Таблица 2

Виды компетентности

Вид

Понятие

Функциональная или профессиональная компетентность.

Характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовывать.

Интеллектуальная компетентность.

Выражается в способностях к аналитическому мышлению и осуществлению комплексного подхода к выполнению своих обязанностей.

Ситуативная компетентность.

Такой вид означает умение действовать согласно ситуации.

Временная компетентность.

Отражает умение рационально планировать и использовать рабочее время.

Социальная компетентность.

Предполагает наличие коммуникационных и интеграционных способностей, умение поддерживать отношения, влиять и добиваться своего.

Рассмотрев некоторые виды компетентности можно увидеть, что требования к профессиональной компетентности стоят в зависимости от уровня управления и характера должности работника. В настоящее время для руководителей возрастает роль социальных и методических знаний и навыков, способностей в области общения, а также способности воспринимать и интерпретировать информацию. В основе профессиональной компетентности стоит именно профессиональная пригодность, которая представляет собой соединение психических и психофизиологических особенностей человека, которые необходимы для осуществления эффективной деятельности каждого человека.

Такой вид как интеллектуальная компетентность выражается в человеческой способности именно к аналитическому мышлению, что позволяет быстро и четко осуществить комплексный подход к выполнению обязанностей в той или иной сфере деятельности.

Ситуативная компетентность подразумевает под собой умение действовать согласно сложившейся ситуации, независимо от количества своих знаний. Она подразумевает поиск ответов даже на незнакомые вопросы в короткий срок и в зависимости от того, на сколько требует скорости и быстроты сложившаяся ситуация.

Вид временной компетентности выражает умение рационального планирования, и использования своего рабочего времени. Также качества его использования и с максимальной пользой. Этот вид говорит об умении работника чувствовать время, уметь достигать целей во временном континууме, то есть в пространстве. Жить в реальном времени и правильно распределять затраты самого времени.

Социальная компетентность, как один из видов компетентности, характеризует интерактивные способности человека, культуру делового общения как по вертикали, так и по горизонтали, а именно как руководитель к подчиненному, так и как подчиненный к руководителю. Данный вид подразумевает в себе интерпретацию и правильное восприятие чужих мыслей, умение высказывать к ним отношение, вести различного рода беседы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что компетентность это действия работника в той или иной сфере, действие в распределения своего времени, действия на принятие каких-либо решений, действия реализовывать свои знания и умения. Поэтому в современном мире необходимы только компетентные сотрудники. А вот в компетентность человека уже входят сами компетенции в зависимости от вида компетентности и сложившейся экономической ситуации. Основополагающими компетенциями в образовании по А. В. Хуторскому являются ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личного совершенствования. А компетенции для работника в организации имеют иной характер, рассмотрим некоторые из них.

‒ Развитие- это заинтересованность человека в своем профессиональном и личностном уровне развития.

‒ Результативность, то есть работник ориентирован на результат. Он самостоятелен и осуществляет последовательные действия для дальнейшего получения результата.

‒ Системность-это умение собирать и систематизировать информацию, на основе чего может сделать определенные решения и преодолеть трудности.

‒ Инновационность, а именно работник умеет создавать новые идеи,находит новые возможности в повышении эффективности работы.

‒ Сотрудничество, что играет большую роль в коллективе по причине умения взаимодействовать с коллегами для достижения как личных, так и командных целей.

‒ Коммуникативность выражается в умении четкости изложения своих мыслей и отстаивания своих позиций, также устойчив к давлению, что играет большую роль в переговорах.

‒ Организация деятельности работнику позволяет правильно распределять временные ресурсы.

‒ Логичность является преимуществом по причине сокращения средств и времени в решении любых видов вопросов.

‒ Креативность — это нестандартное мышление человека, что позволяет выделиться и внести новые идеи.

Компетенция является устойчивой составляющей частью и глубоко лежащей человеческой личности, которая может предопределить поведение человека в различном множестве ситуаций и рабочих задач. Состоит компетенция из разнообразного множества личностных параметров, а именно черт личности, темпераметра, эмоциональной сферы и уровня интеллекта. Рассмотрим в таблице 3, какие бывают компетенции, в зависимости от момента формирования.

Таблица 3

Компетенции по времени формирования

Наименование

Расшифровка

Способ оценки

Приобретенные.

Знания и умения, которые приобретенные на работе и в ходе обучения в повседневной деятельности.

Тест способностей.

Природные.

Базовые качества личности. Это эмоциональность, тип характера, тип темперамента, черты характера.

Личностные тесты.

Адаптивные.

Набор качеств, которые позволяют индивиду достигать целей в рабочей среде. Это не врожденные характеристики, а приобретенные и впоследствии развивающиеся самим человеком.

Личностные тесты.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что компетенция- это личные качества, способности и профессиональные навыки человека, необходимые ему для устройства на работу и выполнения своих должностных обязанностей. Поэтому для каждого работника в определенной рабочей сфере образовываются свои компетенции, присущие сложившейся ситуации.

И каждая из существующих компетенций может помочь работнику стать конкурентоспособным на рынке труда.

Т. Г. Озерникова, М.Портер, Т. В. Хлопова говорят, что конкурентоспособность — это комплексная характеристика работника, а компетенции являются составляющей характеристикой компетентности и входят в комплексные характеристики работника, из этого следует, что компетенции могут выступать одним из факторов конкурентоспособности работника, что позволяет работнику удержаться на месте долгое время.

Результаты теоретического аспекта нужно рассматривать как исходные данные для моделирования факторов формирования конкурентоспособности работника в сложившейся экономической ситуации, что дает горизонт дальнейшему изучению компетенции уже в виде фактора, влияющего на конкурентоспособность работника.

Литература:

  1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография/ Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1998. С. 118.
  2. Акимова А. П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов- мастеров. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 1. — Ленинград, 1973.
  3. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. М., Юристъ, 1998, С. 59
  4. Кричевский В. Ю. Профессиограмма директора школы- Проблемы повышения квалификации руководителей школ. М. Педагогика, 1987. С.67
  5. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина.-М.: Московский психолого-социальный институт,2002.-с.106–108.
  6. Озерникова Т. Г. Адаптация и карьера специалистов по труду и кадрам: результаты исследования / Т. Г. Озерникова [и др.] // Экономика труда и управление персоналом: проблемы и перспективы развития: материалы третьей регион. науч.- практ. конф. -Иркутск, 2003.-С.105–109.
  7. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость/ Е. Портер, пер. с анг.-М.: Алопинина Бизнес Букс, 2008.-715 С.
  8. Савельев Д. С. Материалы с семинарских занятий заместителя директора школы. Ульяновск, ИПК ПРО, 1996.
  9. Хлопова Т. В. Конкурентоспособность работника предприятия/ Т. В. Хлопова// Трудовое право.-2001.-№ 9-с.82–87
  10. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты /А. В. Хуторский // Интернет-журнал «Эйдос».-2002.- В надзаг.: Центр дистанционного образования «Эйдос».
  11. Хуторской А. В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования/А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская // Педагогика и методика образования человека: сб. науч. ст../ ГрГУ им. Я. Купалы; Ин-т образования человека (г. Москва);редкол.: А. В. Хуторской (гл. ред.), А. Д. Король (гл. ред.), В. П. Тарантей (зам. гл. ред.) [и др.].-Гродно: ГрГУ, 2015-С.61–83.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов