Библиографическое описание:

Сизова Ю. С. Предпринимательство в России — проблемы и возможности // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 184-187.



В статье отмечаются сложности, с которыми сталкиваются представители малого и среднего предпринимательства в России. Также определяются задачи, требующие решения с целью создания положительного образа предпринимателя, упрощения процесса входа в предпринимательскую среду и процесса регулирования предпринимательской деятельности. Автором предлагаются пути решения обозначенных проблем.

Ключевые слова: положительный образ предпринимателя, государственная поддержка, адаптивность предпринимательской культуры, высокие риски, высокий барьер, низкий уровень развития инфраструктуры

По состоянию на 2015 год в странах с рыночной экономикой наблюдается следующая статистика по степени участия субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании ВВП: а) Япония — 63 %, б) США — 62 % [7], в) Великобритании — 47 % [6]. Роль малого предпринимательства в экономике стран огромна, а в регионах продукты экономической деятельности малого предпринимательства имеют существенную долю в ВРП, отмечает Насонов В. В. [3, с. 404]. В последние годы государство предпринимает определенные шаги с целью поддержки предпринимательской деятельности, но, тем не менее, при общей положительной тенденции число субъектов малого и среднего предпринимательства остается небольшим. А их вклад в ВВП — не больше 21 процента. В других же странах с развитой экономикой — 50 и более, сравнил президент [5].

По словам Дадахановой Р. Р. предпринимательство — это движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому нельзя оставлять без внимания проблемы, с которыми оно сталкивается сейчас в России [1, с. 359].

Прежде хочется определить, какие выгоды сулит наличие большого количества представителей предпринимательского класса для общества и экономики страны. Со всей очевидностью можно утверждать, что большое количество предпринимателей обеспечит стабильную налоговую базу, развитый, разнообразный и динамичный рынок труда, внутренний спрос на развитие и совершенствование технологий, вовлечение в экономику многочисленных ресурсов, которые не находят на настоящий момент достойного применения. Формирование равных предпринимательских отношений (отсутствие в среде явных монополистов) позволило бы достичь в предпринимательской среде определенного уровня культуры отношений, которые определялись с одной стороны конкуренцией, с другой необходимостью сотрудничества, для достижения поставленных коммерческих целей. Такие отношения при правильном и своевременном регулировании со стороны государства могли бы создать эффективную законодательную и нормативную базу развития предпринимательства в России, учитывающую национальные особенности и текущее положение дел в сфере предпринимательства.

Одной из задач, которую, по мнению автора, нужно начать решать как можно быстрее — это создание в общественной культуре положительного образа предпринимателя. Одним из поводов обозначить эту проблему как важную стал тот факт, что в средствах массовой информации предпринимательство часто упоминается как источник преступлений и коррупции. Обществу необходимо осознать, что сенсация не только создает рейтинг, но и накладывает определенные обязательства перед национальным информационным полем на исправление ее последствий. В сознании широкого круга лиц деятельность, направленная на развитие общества и создания новых возможностей для повышения уровня жизни, должна ассоциироваться с чувством уважения, благодарности и гордости. Вторым поводом являются особенности российского менталитета и исторически обусловленное неуважение, неприязнь к частной собственности. Автором предлагаются следующие пути решения обозначенной выше проблемы:

1. Работа самих предпринимателей над формированием положительного имиджа, которая может включать:

‒ участие предпринимателей в благотворительных и общественно-значимых акциях. При этом важна регулярность участия в подобных акциях, поскольку демонстративное единичное участие в подобной благотворительной или общественно-значимой акции может привести к обратному эффекту;

‒ оказание спонсорской помощи в сфере поддержки различных проектов культуры, образования, здравоохранения. К выбору спонсируемых проектов необходимо подходить очень тщательно, выбирая проекты, которые решают наиболее насущные проблемы, интересующие общественность;

‒ рекламу собственной компании как социально ориентированной, т. е. в рекламной акции, проводимой компанией, необходимо выделять не только преимущества товаров, но и выгоду, которую получит общество (примером может стать реклама ресторана «Деньги от продажи картофеля фри — на благотворительность»);

‒ работу над внешним имиджем (приятный внешний вид и грамотная речь предпринимателя, высокий уровень образования, стремление предпринимателя к саморазвитию, участие в форумах и конференциях).

2. Формирование положительного имиджа предпринимателя на государственном уровне путем:

‒ оказания государственной поддержке предпринимателям в виде снижения налоговой базы, организации специальных государственных фондов поддержки малого бизнеса и т. п.;

‒ организация конкурсов и грантов для социально-значимых проектов, реализуемых предпринимателями и освещение результатов реализации подобных проектов в средствах массовой информации с целью информирования общественности о положительной роли предпринимательства в развитии региона/страны;

‒ государственная поддержка форумов, конференций для представителей малого и среднего бизнеса, проводимых для популяризации предпринимательства. Поддержка подобных мероприятий может осуществляться путем участия в них представителей органов власти, предоставления помещений для организации подобных мероприятий и т. д.

3. Совместная работа представителей органов власти и представителей бизнес среды по формированию положительного имиджа предпринимателя, которая может включать:

‒ формирование и реализация программ государственно-частного партнерства, направленных на формирование оптимальной предпринимательской среды и популяризацию предпринимательства в регионах;

‒ работа со средствами массовой информации в сфере разработки телевизионных и радиопрограмм с участием представителей органов власти и бизнес среды, целью которых станет формирование положительного образа предпринимателя. В таких программах необходимо проводить информационно-просветительскую работу освящая вопросы поступивших от предпринимателей в бюджет налогов, участие предпринимателей в благотворительных акциях, конгрессах, о достижениях определенных предпринимателей.

Отметим, что наиболее эффективной будет организация работы по формирования положительного имиджа предпринимателя, организованная по всем трем направлениями, перечисленным выше, одновременно.

Вторая проблема — это сложное регулирование в области предпринимательства. Создание атмосферы роста интереса общества к предпринимательству, упрощение и одновременно совершенствование законодательной базы, как основы предпринимательской деятельности, позволит втянуть в этот процесс больше экономически активных граждан. Понимание законов и принятие их, как справедливых, будет способствовать формированию большого числа честных предпринимателей, относящихся к своей стране с высокой степенью патриотизма. Важную роль играет формирование институциональных форм поддержки для развития предпринимательства и формирования адаптивной предпринимательской культуры. Неоцененность важности решения институциональных проблем и попытки их решения методом «ручного управления» не принесет долгосрочных устойчивых результатов. В качестве мер, направленных на формирование институциональных форм поддержки для развития предпринимательства предлагается:

‒ допуск представителей малого бизнеса к участию в государственных закупках и поддержка данной возможности органами государственной власти;

‒ расширение практики квот для представителей малого бизнеса на уровне муниципальных торгов и расширение электронных аукционов;

‒ для малых предприятий, применяющих схему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход предлагается исключить обязанность применения контрольно-кассовой техники;

‒ распространение возможности использования упрощенной системы налогообложения в форме патента;

‒ повышение доступа предпринимателей к приватизации арендуемых ими помещений;

‒ ограничение перечня федеральных государственных услуг, оказываемых за плату;

‒ принятие закона о кредитной кооперации.

Институциональное закрепление инструментария форм поддержки развития предпринимательство должно найти отражение в государственных программах на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Что касается адаптивности предпринимательской культуры, то ее формирование возможно при организации эффективной поддержки инновационного и творческого потенциала в предпринимательской среде. В рамках формирования адаптивной предпринимательской культуры предлагается создание общественной организации, сформированной представителями предпринимательской среды, в рамках которого участники будут делиться личным опытом, а также будет организована совместная работа по развитию инновационного и творческого потенциала. Эффективность функционирования подобной организации будет гораздо выше в случае государственной поддержки, но ни в коем случае «государственного регулирования». Следует так же отметить, что важную роль в развитии адаптивности предпринимательской среды играет инфраструктура, в которой функционируют современные предприятия. Внедрение современных институциональных механизмов и форм поддержки предпринимательства на государственном уровне, сформированных при активном участии общественных организаций самих субъектов предпринимательства, приведет к росту эффективности деятельности организаций, которые входят в состав инфраструктуры поддержки бизнеса, а также позволит быстро реагировать на колебания внешней среды, что повысит адаптивность предпринимательской среды в целом.

Следующей проблемой является высокий барьер и высокие риски вхождения в предпринимательскую деятельность. Люди не спешат создавать свое дело, значит, риски и преграды перевешивают стимулы, заявил президент РФ Владимир Путин на заседании Госсовета [5].

Поддержка предпринимательства в настоящее время сводится к деятельности всевозможных фондов, где решение принимается ограниченным кругом лиц. Создается эффект «бутылочного горлышка», когда много времени уходит на составление бумаг с неясными перспективами. Как правило эффект от этой деятельности достигается на более позднем этапе развития предпринимательской деятельности. А в самом начале предприниматель может рассчитывать только на свои силы. Решение такого уровня задач требует нестандартных подходов. Стоит поразмышлять над созданием «предпринимательских гаражных кооперативов» с низкой стоимостью входного билета и целевым использованием помещений. Предприятия, производящие оборудование, предназначенное для ведения деятельности в сфере малого предпринимательства смогли бы, под определенные гарантии, предлагать свое оборудование в аренду или лизинг, формируя таким образом в будущем свой рынок сбыта. В сфере трудового законодательства возможно продвижение особого графика труда лиц, желающих стать предпринимателями. Неполная рабочая неделя на основном месте работы позволила бы выделить время и снизила бы альтернативную стоимость предпринимательства на ранних этапах развития.

Еще одним фактором, де-мотивирующим потенциальных предпринимателей, является низкий уровень развития инфраструктуры и ее высокая стоимость. Даже произведя свой продукт, предприниматель сталкивается с высокой ценой выхода на рынок сбыта и необходимостью понести дополнительные издержки с одновременным отсутствием гарантированного результата [2, с. 375]. И, хотя этот факт является неотъемлемым риском самой предпринимательской деятельности, его стоимость является дополнительным барьером на пути развития. Создание и продвижение под покровительством муниципальных образований сайтов с предложением продуктов предпринимательской деятельности явилось бы существенной ее поддержкой на первых этапах развития.

Конечно, пытаться охватить в одной статье все проблемы, с которыми сталкивается начинающий предприниматель задача чрезвычайно сложная. Мнения о приоритетности тех или иных проблем будут сильно отличаться в зависимости от региона, сферы деятельности предпринимателя.

Нельзя не согласиться с мнением Черкасова Д. О., что предпринимательство остается недооцененным в России [4, с. 626]. В условиях современного социально-экономического положения, когда стоит необходимость, с одной стороны, увеличивать занятость / само-занятость населения, а с другой — повышать культуру предпринимательства, вышеперечисленные меры будут способствовать увеличению числа субъектов малого и среднего предпринимательства, что так важно для нашей страны сейчас.

Литература:

1. Дадаханова Р. Р. Современное состояние малого предпринимательства в России // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 359–360.

2. Игошкина М. И., Сизова Ю. С. The Challenges and Opportunities of Commercializing the Innovations in Russia [Текст] / М. И. Игошкина, Ю. С. Сизова // Молодойученый. — 2015. — № 19. — С. 373–379.

3. Насонов В. В. Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике региона // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 403–405.

4. Черкасов Д. О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. — 2016. — № 2. — С. 626–629.

5. Бизнес без страха/ Российская газета — Столичный выпуск № 6644 (73) [Электронный ресурс] — https://rg.ru/2015/04/07/gossovet-site.html — режим доступа 26.10.2016.

6. Ведомости. Английский малый бизнес создает половину ВВП страны. [Электронный ресурс] https://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/06/26/598089-angliiskii-malii-biznes-sozdaet-polovinu-vvp-strani — режим доступа 27.10.2016

7. Вести Экономика — Доля малого и среднего бизнеса в ВВП. [Электронный ресурс] — http://www.vestifinance.ru/infographics/5337 — режим доступа 27.10.2016

Основные термины: малого предпринимательства, предпринимательской деятельности, среднего предпринимательства, положительного образа предпринимателя, предпринимательской культуры, положительного имиджа предпринимателя, предпринимательской среды, Роль малого предпринимательства, развития предпринимательства, адаптивной предпринимательской культуры, формирования адаптивной предпринимательской, представителей органов власти, субъектов малого, деятельности малого предпринимательства, представителей малого, адаптивность предпринимательской, адаптивности предпринимательской, предпринимательской среде, малого бизнеса, развития малого предпринимательства

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов