Библиографическое описание:

Сизова Ю. С. Предпринимательство в России — проблемы и возможности // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 184-187.



В статье отмечаются сложности, с которыми сталкиваются представители малого и среднего предпринимательства в России. Также определяются задачи, требующие решения с целью создания положительного образа предпринимателя, упрощения процесса входа в предпринимательскую среду и процесса регулирования предпринимательской деятельности. Автором предлагаются пути решения обозначенных проблем.

Ключевые слова: положительный образ предпринимателя, государственная поддержка, адаптивность предпринимательской культуры, высокие риски, высокий барьер, низкий уровень развития инфраструктуры

По состоянию на 2015 год в странах с рыночной экономикой наблюдается следующая статистика по степени участия субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании ВВП: а) Япония — 63 %, б) США — 62 % [7], в) Великобритании — 47 % [6]. Роль малого предпринимательства в экономике стран огромна, а в регионах продукты экономической деятельности малого предпринимательства имеют существенную долю в ВРП, отмечает Насонов В. В. [3, с. 404]. В последние годы государство предпринимает определенные шаги с целью поддержки предпринимательской деятельности, но, тем не менее, при общей положительной тенденции число субъектов малого и среднего предпринимательства остается небольшим. А их вклад в ВВП — не больше 21 процента. В других же странах с развитой экономикой — 50 и более, сравнил президент [5].

По словам Дадахановой Р. Р. предпринимательство — это движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому нельзя оставлять без внимания проблемы, с которыми оно сталкивается сейчас в России [1, с. 359].

Прежде хочется определить, какие выгоды сулит наличие большого количества представителей предпринимательского класса для общества и экономики страны. Со всей очевидностью можно утверждать, что большое количество предпринимателей обеспечит стабильную налоговую базу, развитый, разнообразный и динамичный рынок труда, внутренний спрос на развитие и совершенствование технологий, вовлечение в экономику многочисленных ресурсов, которые не находят на настоящий момент достойного применения. Формирование равных предпринимательских отношений (отсутствие в среде явных монополистов) позволило бы достичь в предпринимательской среде определенного уровня культуры отношений, которые определялись с одной стороны конкуренцией, с другой необходимостью сотрудничества, для достижения поставленных коммерческих целей. Такие отношения при правильном и своевременном регулировании со стороны государства могли бы создать эффективную законодательную и нормативную базу развития предпринимательства в России, учитывающую национальные особенности и текущее положение дел в сфере предпринимательства.

Одной из задач, которую, по мнению автора, нужно начать решать как можно быстрее — это создание в общественной культуре положительного образа предпринимателя. Одним из поводов обозначить эту проблему как важную стал тот факт, что в средствах массовой информации предпринимательство часто упоминается как источник преступлений и коррупции. Обществу необходимо осознать, что сенсация не только создает рейтинг, но и накладывает определенные обязательства перед национальным информационным полем на исправление ее последствий. В сознании широкого круга лиц деятельность, направленная на развитие общества и создания новых возможностей для повышения уровня жизни, должна ассоциироваться с чувством уважения, благодарности и гордости. Вторым поводом являются особенности российского менталитета и исторически обусловленное неуважение, неприязнь к частной собственности. Автором предлагаются следующие пути решения обозначенной выше проблемы:

1. Работа самих предпринимателей над формированием положительного имиджа, которая может включать:

‒ участие предпринимателей в благотворительных и общественно-значимых акциях. При этом важна регулярность участия в подобных акциях, поскольку демонстративное единичное участие в подобной благотворительной или общественно-значимой акции может привести к обратному эффекту;

‒ оказание спонсорской помощи в сфере поддержки различных проектов культуры, образования, здравоохранения. К выбору спонсируемых проектов необходимо подходить очень тщательно, выбирая проекты, которые решают наиболее насущные проблемы, интересующие общественность;

‒ рекламу собственной компании как социально ориентированной, т. е. в рекламной акции, проводимой компанией, необходимо выделять не только преимущества товаров, но и выгоду, которую получит общество (примером может стать реклама ресторана «Деньги от продажи картофеля фри — на благотворительность»);

‒ работу над внешним имиджем (приятный внешний вид и грамотная речь предпринимателя, высокий уровень образования, стремление предпринимателя к саморазвитию, участие в форумах и конференциях).

2. Формирование положительного имиджа предпринимателя на государственном уровне путем:

‒ оказания государственной поддержке предпринимателям в виде снижения налоговой базы, организации специальных государственных фондов поддержки малого бизнеса и т. п.;

‒ организация конкурсов и грантов для социально-значимых проектов, реализуемых предпринимателями и освещение результатов реализации подобных проектов в средствах массовой информации с целью информирования общественности о положительной роли предпринимательства в развитии региона/страны;

‒ государственная поддержка форумов, конференций для представителей малого и среднего бизнеса, проводимых для популяризации предпринимательства. Поддержка подобных мероприятий может осуществляться путем участия в них представителей органов власти, предоставления помещений для организации подобных мероприятий и т. д.

3. Совместная работа представителей органов власти и представителей бизнес среды по формированию положительного имиджа предпринимателя, которая может включать:

‒ формирование и реализация программ государственно-частного партнерства, направленных на формирование оптимальной предпринимательской среды и популяризацию предпринимательства в регионах;

‒ работа со средствами массовой информации в сфере разработки телевизионных и радиопрограмм с участием представителей органов власти и бизнес среды, целью которых станет формирование положительного образа предпринимателя. В таких программах необходимо проводить информационно-просветительскую работу освящая вопросы поступивших от предпринимателей в бюджет налогов, участие предпринимателей в благотворительных акциях, конгрессах, о достижениях определенных предпринимателей.

Отметим, что наиболее эффективной будет организация работы по формирования положительного имиджа предпринимателя, организованная по всем трем направлениями, перечисленным выше, одновременно.

Вторая проблема — это сложное регулирование в области предпринимательства. Создание атмосферы роста интереса общества к предпринимательству, упрощение и одновременно совершенствование законодательной базы, как основы предпринимательской деятельности, позволит втянуть в этот процесс больше экономически активных граждан. Понимание законов и принятие их, как справедливых, будет способствовать формированию большого числа честных предпринимателей, относящихся к своей стране с высокой степенью патриотизма. Важную роль играет формирование институциональных форм поддержки для развития предпринимательства и формирования адаптивной предпринимательской культуры. Неоцененность важности решения институциональных проблем и попытки их решения методом «ручного управления» не принесет долгосрочных устойчивых результатов. В качестве мер, направленных на формирование институциональных форм поддержки для развития предпринимательства предлагается:

‒ допуск представителей малого бизнеса к участию в государственных закупках и поддержка данной возможности органами государственной власти;

‒ расширение практики квот для представителей малого бизнеса на уровне муниципальных торгов и расширение электронных аукционов;

‒ для малых предприятий, применяющих схему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход предлагается исключить обязанность применения контрольно-кассовой техники;

‒ распространение возможности использования упрощенной системы налогообложения в форме патента;

‒ повышение доступа предпринимателей к приватизации арендуемых ими помещений;

‒ ограничение перечня федеральных государственных услуг, оказываемых за плату;

‒ принятие закона о кредитной кооперации.

Институциональное закрепление инструментария форм поддержки развития предпринимательство должно найти отражение в государственных программах на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Что касается адаптивности предпринимательской культуры, то ее формирование возможно при организации эффективной поддержки инновационного и творческого потенциала в предпринимательской среде. В рамках формирования адаптивной предпринимательской культуры предлагается создание общественной организации, сформированной представителями предпринимательской среды, в рамках которого участники будут делиться личным опытом, а также будет организована совместная работа по развитию инновационного и творческого потенциала. Эффективность функционирования подобной организации будет гораздо выше в случае государственной поддержки, но ни в коем случае «государственного регулирования». Следует так же отметить, что важную роль в развитии адаптивности предпринимательской среды играет инфраструктура, в которой функционируют современные предприятия. Внедрение современных институциональных механизмов и форм поддержки предпринимательства на государственном уровне, сформированных при активном участии общественных организаций самих субъектов предпринимательства, приведет к росту эффективности деятельности организаций, которые входят в состав инфраструктуры поддержки бизнеса, а также позволит быстро реагировать на колебания внешней среды, что повысит адаптивность предпринимательской среды в целом.

Следующей проблемой является высокий барьер и высокие риски вхождения в предпринимательскую деятельность. Люди не спешат создавать свое дело, значит, риски и преграды перевешивают стимулы, заявил президент РФ Владимир Путин на заседании Госсовета [5].

Поддержка предпринимательства в настоящее время сводится к деятельности всевозможных фондов, где решение принимается ограниченным кругом лиц. Создается эффект «бутылочного горлышка», когда много времени уходит на составление бумаг с неясными перспективами. Как правило эффект от этой деятельности достигается на более позднем этапе развития предпринимательской деятельности. А в самом начале предприниматель может рассчитывать только на свои силы. Решение такого уровня задач требует нестандартных подходов. Стоит поразмышлять над созданием «предпринимательских гаражных кооперативов» с низкой стоимостью входного билета и целевым использованием помещений. Предприятия, производящие оборудование, предназначенное для ведения деятельности в сфере малого предпринимательства смогли бы, под определенные гарантии, предлагать свое оборудование в аренду или лизинг, формируя таким образом в будущем свой рынок сбыта. В сфере трудового законодательства возможно продвижение особого графика труда лиц, желающих стать предпринимателями. Неполная рабочая неделя на основном месте работы позволила бы выделить время и снизила бы альтернативную стоимость предпринимательства на ранних этапах развития.

Еще одним фактором, де-мотивирующим потенциальных предпринимателей, является низкий уровень развития инфраструктуры и ее высокая стоимость. Даже произведя свой продукт, предприниматель сталкивается с высокой ценой выхода на рынок сбыта и необходимостью понести дополнительные издержки с одновременным отсутствием гарантированного результата [2, с. 375]. И, хотя этот факт является неотъемлемым риском самой предпринимательской деятельности, его стоимость является дополнительным барьером на пути развития. Создание и продвижение под покровительством муниципальных образований сайтов с предложением продуктов предпринимательской деятельности явилось бы существенной ее поддержкой на первых этапах развития.

Конечно, пытаться охватить в одной статье все проблемы, с которыми сталкивается начинающий предприниматель задача чрезвычайно сложная. Мнения о приоритетности тех или иных проблем будут сильно отличаться в зависимости от региона, сферы деятельности предпринимателя.

Нельзя не согласиться с мнением Черкасова Д. О., что предпринимательство остается недооцененным в России [4, с. 626]. В условиях современного социально-экономического положения, когда стоит необходимость, с одной стороны, увеличивать занятость / само-занятость населения, а с другой — повышать культуру предпринимательства, вышеперечисленные меры будут способствовать увеличению числа субъектов малого и среднего предпринимательства, что так важно для нашей страны сейчас.

Литература:

1. Дадаханова Р. Р. Современное состояние малого предпринимательства в России // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 359–360.

2. Игошкина М. И., Сизова Ю. С. The Challenges and Opportunities of Commercializing the Innovations in Russia [Текст] / М. И. Игошкина, Ю. С. Сизова // Молодойученый. — 2015. — № 19. — С. 373–379.

3. Насонов В. В. Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике региона // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 403–405.

4. Черкасов Д. О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. — 2016. — № 2. — С. 626–629.

5. Бизнес без страха/ Российская газета — Столичный выпуск № 6644 (73) [Электронный ресурс] — https://rg.ru/2015/04/07/gossovet-site.html — режим доступа 26.10.2016.

6. Ведомости. Английский малый бизнес создает половину ВВП страны. [Электронный ресурс] https://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/06/26/598089-angliiskii-malii-biznes-sozdaet-polovinu-vvp-strani — режим доступа 27.10.2016

7. Вести Экономика — Доля малого и среднего бизнеса в ВВП. [Электронный ресурс] — http://www.vestifinance.ru/infographics/5337 — режим доступа 27.10.2016

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов